Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Правовые методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Дата публикации: 2023-06-05 01:37:03
Статью разместил(а):
Оваид Редха Абдулридха Оваид

Правовые методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Legal methods of state regulation of entrepreneurial activity

 

Автор: Оваид Редха Абдулридха Оваид

Owaed Redha Abdulridha Omaid

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются правовые методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. На сегодняшний день активно используется ряд методов государственного регулирования предпринимательства. Совокупность данных методов может быть классифицирована в соответствии с двумя группами.

Annotation. This article discusses the legal methods of state regulation of entrepreneurial activity. To date, a number of methods of state regulation of entrepreneurship are actively used. The totality of these methods can be classified according to two groups.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, методы регулирования, правовые методы.

Keywords: entrepreneurial activity, regulatory methods, legal methods.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

 

Государство заинтересовано в постоянном повышении уровня развития различных субъектов. Для того, чтобы решить данную задачу, необходимо организовать пространство для экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Дело в том, что состояние рыночной экономики на каждой территории определяет возможности дальнейшего развития. Одной из наиболее важных сфер экономической деятельности является предпринимательская. При решение экономических вопросов необходимо обратить внимание на наиболее быстро приспосабливающуюся и мобильную категорию субъектов предпринимательства. Ими являются субъекты малого и среднего бизнеса (далее - МСП).

МСП является ведущим направлением экономической деятельности в каждом субъекте. Малый и средний бизнес определяют темпы экономического роста и характеристики ВВП. Степень развития рассматриваемой категории во многом зависит с международными экономическими тенденциями. Так, принято поддерживать и увеличить численность субъектов МСП, создавать гибкую экономику, которая подразумевает наличие различных форм собственности. Необходимым условием существования современного рынка является создание эффективного конкурентного механизма. Для организации эффективной экономической деятельности государство должно регулировать деятельность хозяйствующих субъектов [1].

Заинтересованность государства в развитии МСП связано с тем, что, во-первых, такие субъекты не требуют большого количества стартовых вложений. Однако скорость оборота ресурсов достаточно высокая. В совокупности данные особенности способны обеспечить быстрое решение проблемы реорганизации экономики. Субъекты МСП позволяют сформировать и наполнить рынок потребительских товаров в условиях недостаточности необходимых ресурсов. Деятельность МСП напрямую связана с разработкой и интеграцией современных технических средств, инновационных продуктов. Такие субъекты быстрее остальных реагируют на динамику потребительского спроса, подстраиваясь под него. Хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса способны производить уникальные товары, которые бы отвечали спросу [2].

Деятельность МСП позволяет создать большое количество рабочих мест практических во всех сферах экономической деятельности. Так: розничная и оптовая торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов (занятость в ЕС - 20,7 млн чел.: 27% на малых и 19% на средних предприятиях), обрабатывающая промышленность (15,8 млн чел.: 14% и 33% соответственно), строительство (10,2 млн чел.: 14% и 7% соответственно) и гостиничные услуги с общественным питанием (12% и 6% соответственно).

В нашей стране в тяжелые экономические периоды, а также в стабильное время, постоянно осуществляется поддержка малого и среднего бизнеса. В качестве примера следует привести Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 2024 г. Меря, которые изложены в проекте, должны способствовать созданию комфортных условий для предпринимательской деятельности в стране.

Данный проект включает 5 федеральных проектов: «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Акселерация субъектов МСП», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации», а также «Популяризация предпринимательства». Перечисленные пять проектов призваны увеличить численность занятых в сфере МСП до 25 млн чел., увеличить долю МСП в ВВП страны до 32%, долю экспорта МСП - до 10% от общего объёма.

Утверждение и реализация данного проекта демонстрирует, что государство заинтересовано в развитии и поддержке предпринимательской деятельности на территории и страны. Меры государственного воздействия способствуют росту доходов, инвестированию и организации занятости населения. Создаются условия для организации новых направления экономической деятельности.

Создание национальных проектов по поддержке предпринимательской деятельности является вынужденной мерой, так как это способно обеспечить стабильное социальное и экономическое развитие не только отдельных регионов, но и всей страны в целом. Активное предпринимательство способно содействовать перестроению структуры экономики и удовлетворению потребительского спроса. Создание специальных инструментов воздействия позволить сформировать конкурентную среду, что стимулирует деятельность экономических субъектов.

Государственная поддержка должна осуществляться посредством отбора наиболее эффективных инструментов управления. Данные инструменты должны быть образцовыми. Каждый инструмент управления способствует развитию предпринимательства. При утверждении новых проектов следует руководствовать накопленным общемировым опытом управления [3].

Так, предполагается, что необходимо осуществить детальный анализ методов и инструментов государственного управления, которые изложены в теории и применяются на практике. Исследователи предложны собственные многочисленные трактовки понятия «метод государственного управления».

Специфические особенности предпринимательской деятельности обуславливают необходимость государственного вмешательства. Регулирование со стороны государства позволяет не допускать правонарушений, осуществлять эффективный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов. Действующее законодательство содержит перечень мер, которые должны быть приняты в отношении хозяйствующих субъектов, нарушивших законодательные положения. В обязанности государственных органов управления входит систематическое осуществление надзора за исполнение обязательств субъектами предпринимательства, а также прогнозирование исполнения обязательств на будущие периоды.

Принципы осуществления государственного контроля изложены в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ [4].

Определения имеют общие черты, что позволяет выявить общие характеристики явления:

1) методом государственной управленческой деятельности следует считать совокупность средств, которые позволяют достичь целей и реализоваться возложенные функции;

2) реализация метода государственной управленческой деятельности осуществляется органами исполнительной власти и должностными лицами. Для управленческой деятельности законодательно регламентирован предел полномочий и компетенций;

3) инструменты государственного управления используются для того, чтобы целенаправленно влиять на субъекты общественных отношений;

4) влияние метода государственной управленческой деятельности направлена на обеспечение эффективного регулирования общественных отношений, рациональное использование имеющихся ресурсов и защиту интересов.

Обобщенная характеристика позволяет объединить общие свойства государственной управленческой деятельности в комплексное определение. На протяжении дальнейшего исследования считаем необходимым использовать данное определение. Так, методом государственного управления является совокупность правовых способов и средств воздействия, осуществляемого должностными лицами в рамках работы государственных органов в установленных полномочиях и компетенциях, которые направлены на влияние на участников общественных отношений с целью обеспечения эффективности функционирования, рациональности использования имеющихся ресурсов и решения поставленных задач управления.

На сегодняшний день активно используется ряд методов государственного регулирования предпринимательства. Совокупность данных методов может быть классифицирована в соответствии с двумя группами.

Прямыми, или административными, методами являются средства, посредством которых осуществляется непосредственное государственное воздействие на деятельность субъектов. Такими средствами являются:

- контроль за деятельность субъектов предпринимательства, осуществляемой органами государственной власти;

- реализация процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности;

- налогообложение и контроль за правильностью и своевременностью осуществления налоговых платежей субъектами предпринимательства;

- выдача лицензий на осуществление конкретных видов деятельности;

- регулирование деятельности антимонопольных органов.

Косвенными методами, в свою очередь, следует считать инструменты влияния на субъекты предпринимательской деятельности, имеющие экономическую направленностью [5]. Как правило, такие средства воздействуют на мотивацию субъектов.

Перечислим данные методы:

- прогнозирование и планирование;

- предоставление налоговых льгот;

- льготное кредитование;

- государственный (муниципальный) заказ и др.

Предполагаем, что в рамках данного исследования стоит рассмотреть особенности политики государства в сфере налогообложения субъектов предпринимательской деятельности. В настоящее время ФНС осуществляется активная работа, направленная на предотвращение противоправных действий, которые связаны с уклонением от уплаты налогов. Одной из эффективных современных систем воздействия является АСК НДС-3. Инструмент представляет собой программный комплекс, функций которого заключается в поиске разрывов по НДС в цепочке контрагентов. Сотрудники налоговой службы взаимодействуют с хозяйствующими субъектами с целью контроля бизнес-процессов. В качестве примера приведем хартию АПК. Также существует несколько других, активно используемых, налоговых инструментов, которые созданы для предотвращения «серой» деятельности компаний. Деятельность налоговых органов направлена не только на полноценное пополнение государственного бюджета, но и обеспечение здоровой конкурентной среды рынка.

Представленные средства государственного воздействия направлены на создание благоприятной срезы формирования и развития субъектов предпринимательской деятельности. Так, административные и экономические средства имеют важное значение.

Исследователи говорят о том, что представленные методы позволяют управлять деятельности малого и среднего бизнеса на всех этапах его существования.

Отметим, что административно-правовые средства имеют выражение в виде законодательных, нормативно-правовых актов, предписаний, разрешений и пр. Указанные инструменты управления бывают поощряющими, обязывающими и уполномочивающими.

Под экономическими методами следует понимать инструменты экономического воздействия, которые ориентированы на материальные интересы и деятельность хозяйствующих субъектов. Экономические средства стимулируют деятельность с целью получения оптимальных результатов деятельности, учитывая необходимость экономии ресурсов.

В рамках государственной управленческой деятельности экономические средства являются инструментами, которые формируют основание для деятельности субъектов хозяйствования. Административно-правовые инструменты, в свою очередь, выступают в роли индикаторов, которые имеют направляющее значение. С их помощью удается корректировать направления деятельности и реорганизовывать ее в случае необходимости.

На сегодняшний день малое и среднее предпринимательство представляет особый интерес для государства. Для поддержки данных субъектов хозяйствующей деятельность было принято несколько законодательных актов, которые направлены на улучшение условий существования бизнеса. Предполагается, что необходимо уменьшить количество санкций и проверок, а также облегчить процедуру лицензирования.

В настоящее время активно осуществляется деятельность по пересмотру старых и формированию новых стандартов. Это нормативно-правовые акты, ГОСТов, ТУ, СНиПов и пр.

Таким образом, со стороны государстве ведется активная деятельность по борьбе с уклонением от уплаты налоговых обязательств хозяйствующими субъектами. Вместе с тем, с каждым годом происходит разработка и реализация новых программ поддержки, при помощи которых создаются оптимальные условий ведения предпринимательской деятельности. В совокупности данные усилия должны обеспечить эффективную экономическую деятельность и относительную стабильность рынка.

Список литературы:

1. Джабарова А.Н. Конституционно-правовое регулирование предпринимательской деятельности.

2. Карцева Э.А. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности // Вестник науки. 2021. №12 (45). – С.14-19.

3. Пермяков М.В. Правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2021. – №. 2. – С. 178-180.

4. Рубцова Н.В. К вопросу о нормативном регулировании предпринимательской деятельности // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2019. – Т. 16. – №. 1. – С. 122-129. 

5. Тарасова А.Е. Методология исследования правового регулирования предпринимательской деятельности в Евразийском экономическом союзе // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2021. – Т. 17. – №. 1. – С. 102-125.

 

. . . . . . .