Взаимодействие следователя с оперативными службами ОВД при расследовании информационных преступлений
Взаимодействие следователя с оперативными службами ОВД при расследовании информационных преступлений
Interaction of the investigator with the operational services of the Department of Internal Affairs in the investigation of information crimes
Автор: Горбунов Денис Сергеевич
ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)», г. Челябинск, Россия
e-mail: schoolboy.gorbunov@mail.ru
Gorbunov Denis Sergeevich
South Ural State University (national research university), Chelyabinsk, Russia
e-mail: schoolboy.gorbunov@mail.ru
Аннотация: В статье анализируются основные проблемы при взаимодействии следователя с оперативными службами органов внутренних дел при расследовании информационных преступлений.
Abstract: The article analyzes the main problems in the interaction of the investigator with the operational services of the internal affairs bodies in the investigation of information crimes.
Ключевые слова: следователь, оперативные службы органов внутренних дел, следственные действия.
Keywords: investigator, operational services of internal affairs bodies, investigative actions.
Тематическая рубрика: Юриспруденция.
«Под взаимодействием следователей и оперативных подразделений понимается деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов, которая основана на законе, согласована по цели, месту и времени, которая проявляется в более целесообразном сочетании присущих этим органам средств и методов и направлена, при организующей роли следователя, на предупреждение, пресечение и раскрытие преступления, изобличение виновных, осуществление в отношении них уголовного преследования, а также обеспечение возмещения причиненного преступлением ущерба» [1].
Следователи и правоохранительные органы в своей работе должны следовать строгим правилам и процедурам, чтобы добиться справедливого и законного результата, что может требовать значительных усилий и ресурсов.
«Правовой основой взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются положения не только Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, но и отдельных законов и подзаконных актов.
«Особенностью механизма преступной деятельности с использованием информационных технологий является специфическая следовая картина, для которой характерна значительная доля виртуальных следов. Обнаружение таких следов, их фиксация и исследование требуют вовлечения в процесс расследования значительного числа субъектов — представителей правоохранительных и иных государственных органов, коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере представления информационных, коммуникационных услуг и финансов» [2].
Взаимодействие может происходить в рамках следственных действий, например, при проведении обыска, изъятии документов или технических средств, а также при проведении допросов и опросов свидетелей и потерпевших. Кроме того, следователи могут использовать непроцессуальные формы взаимодействия, такие как консультации с экспертами и специалистами из других организаций и институтов, обмен опытом и информацией с коллегами из других регионов и стран, а также участие в совместных проектах и мероприятиях.
Наиболее тесное взаимодействие на всех этапах расследования осуществляется с оперативными сотрудниками подразделений органов внутренних дел. Выбор конкретной формы взаимодействия обусловлен рядом факторов: тяжестью преступления, сложившейся следственной ситуацией, личностными особенностями подозреваемого (обвиняемого), сроком расследования преступления, оперативной обстановкой и т.д. [2].
В процессе расследования таких преступлений следователю часто требуется оперативная информация, техническая поддержка и экспертные знания. Сотрудничество между следователем и оперативными службами должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить эффективность и результативность расследования.
Взаимодействие следователя с оперативными службами органов внутренних дел в процессе расследования преступлений в сфере компьютерных технологий может столкнуться с рядом проблем, такие как:
1. Недостаток специалистов: Расследование преступлений в сфере компьютерных технологий требует высокой квалификации в области цифровой криминалистики и информационной безопасности. Однако, оперативные службы могут столкнуться с недостатком подготовленных специалистов. Решение этой проблемы может состоять в обучении сотрудников оперативных служб основам цифровой криминалистики и специализированной подготовке их для работы с компьютерными технологиями. Также можно привлекать внешних экспертов или консультантов, имеющих опыт в данной области.
2. Неполное понимание технических аспектов: Расследование преступлений в сфере компьютерных технологий требует понимания различных технических аспектов, таких как сетевые протоколы, программное обеспечение, криптография и другие. Следователи, не обладающие достаточными знаниями в этих областях, могут испытывать затруднения при взаимодействии с оперативными службами. Возможным решением является организация специализированного обучения и повышение квалификации сотрудников, чтобы они имели базовые знания в области компьютерных технологий.
3. Сложность доступа к цифровым уликам: Цифровые улики могут храниться на различных устройствах и в сетевых системах, и их получение может быть сложным. Также, в силу прогресса технологий, защита данных становится более сложной. В этом случае, сотрудникам оперативных служб могут понадобиться специализированные инструменты и программное обеспечение для извлечения и анализа данных с цифровых устройств. Решение этой проблемы может состоять в обеспечении оперативным службам необходимого оборудования и программных средств, а также развитии сотрудничества с экспертами в области цифровой криминалистики.
4. Быстрота реагирования: Расследование преступлений в сфере компьютерных технологий требует оперативной реакции и быстрого доступа к информации. Технологии развиваются быстрыми темпами, и следователям необходимо постоянно быть в курсе последних тенденций и методов атак. Решение этой проблемы может состоять в установлении эффективных каналов коммуникации между следователями и оперативными службами, а также в оснащении оперативных служб современным оборудованием и программными средствами для обработки данных в реальном времени.
5. Законодательные ограничения: Расследование преступлений в сфере компьютерных технологий может столкнуться с законодательными ограничениями, особенно в отношении сбора и использования цифровых данных. Решение этой проблемы может состоять в совершенствовании законодательства, чтобы оно отражало текущие вызовы в цифровой сфере, а также в сотрудничестве с юристами и экспертами по праву, чтобы разработать стратегии, согласующиеся с законодательством.
Подводя итог можно сказать, что взаимодействие между следователем и оперативными службами органов внутренних дел в процессе расследования преступлений в сфере компьютерных технологий является неотъемлемой частью успешного расследования. Оно требует эффективного информационного обмена, совместной оперативной деятельности, организации работы и взаимной поддержки. Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются следователи и оперативные службы, могут быть преодолены путем развития специализированных знаний и навыков, использования современных технических средств и соблюдения законодательства. Оптимизация взаимодействия между следователем и оперативными службами способствует более эффективному расследованию преступлений в сфере компьютерных технологий и повышению уровня информационной безопасности.
Список литературы:
1. Мусахаджиева М.М. Понятие взаимодействия оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел с органами предварительного расследования преступлений. С. 306.
2. Гайдин А.И. Особенности взаимодействия следователя с должностными лицами правоохранительных органов при расследовании преступлений в сере информационно-телекоммуникационных технологий / А.И. Гайдин // Вестник Воронежского института МВД России. 2020. № 3. С. 177.