Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

О вопросах применения ст. 282 УК РФ "Возбуждение ненависти либо вражды ..."

Дата публикации: 2023-05-18 22:02:38
Статью разместил(а):
Машонкина Александра Владимировна

О вопросах применения ст. 282 УК РФ "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"

On cases of application of Article 282 of the Criminal Code of the Russian Federation "Inciting discrimination or hostility, as well as humiliation of human dignity"

Автор: Машонкина Александра Владимировна

УФ ФГБОУВО «РГУП», г. Челябинск, Россия.

e-mail: m.aleksandra1999@mail.ru

Mashonkina Aleksandra Vladimirovna

RSUJ, Chelyabinsk, Russia

e-mail: m.aleksandra1999@mail.ru

 

Аннотация: В статье анализируются положения ст.282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

Annotation: The article analyzes the provisions of Article 282 of the Criminal Code of the Russian Federation «Inciting hatred or enmity, as well as humiliation of human dignity».

Ключевые слова: экстремизм, преступления экстремисткой направленности, достоинство личности, достоинство группы лиц.

Keywords: extremism, extremist crimes, dignity of an individual, dignity of a group of people.

Тематическая рубрика:Юриспруденция.

 

На сегoдняшний день тема экстремизма является актуальной пo всему миру. Преступные деяния, связанные с нарушением нoрмальногo функциoнирoвания жизнедеятельности гoсударства, пoявились не так давнo, нo уже являются весьма распрoстраненными и oчень oпасными в мировом сooбществе в настoящей действительности. Из-за быстрого развития средств массовой информации, которые сопровождаются доступностью почти каждого члена общества к источникам информации, с каждым годом появляются новые условия, способствующие совершению деяний, которые признаются на территории Российской Федерации экстремистскими.

Противодействие проявлениям экстремизма в настоящее время принадлежит к числу приоритетных направлений деятельности государства в сфере борьбы с преступностью и правонарушениями.

Ст. 282 УК РФ предусматривает ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть интернет, лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

В процессе правоприменения ст. 282 УК РФ возникают проблемы на разных стадиях уголовного процесса, начиная с возбуждения уголовного дела, заканчивая вынесением приговора судьей по соответствующей статье.

Как уже ранее было отмечено, диспозиция ч. 1 ст. 282 УК РФ предусматривает совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе.

В связи с изложенной формулировкой целесообразно поставить следующий вопрос: «Насколько правильно применять понятие «достоинство» к группе лиц?». Данный вопрос возникает ввиду того, что термин «достоинство», как правило, используется для выражения личностных качеств отдельного человека. Вопрос о допустимости применения категории «достоинство» к группе людей остается открытым.

Чтобы попытаться разрешить вопрос о применении понятия «достоинство» к группе лиц в контексте ст. 282 УК РФ необходимо обратиться к мнениям ученых.

А.В. Петрянин вводит критерий того, что «социальная группа» — это группа, отличающаяся от посягателей по признакам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной принадлежности, что и явилось причиной противоправного (преступного) поведения [1].

А.Р. Ратинов высказывает позицию о невозможности рассмотрения группы, как носителя достоинства, обосновывая это отсутствием органов восприятия отрицательной информации группой, как надындивидуальным субъектом. Отмечается отсутствие практического применения категории социальной психологии – «социальных чувств» [2].

М.А. Осадчий считает, что ст. 282 УК РФ предусматривает ответственность за возбуждение негатива к отдельному лицу на основе практически любой групповой принадлежности [3].

Е.А. Авдеева указывает, что объективный момент, который формирует ряд параметров, связанных с принадлежностью к определенной социальной общности, не является свидетельством существования коллективного достоинства [5].

А.А. Арямов указывает, что в нормах международного права содержится указание на то, что понятие достоинства может характеризовать не только отдельно взятого человека, но и сообщество людей [4].

Из приведенных мнений некоторых ученых можно сделать вывод о множественности позиций, с абсолютно разной мотивировкой, которые между собой являются противоположными. Данное обстоятельство обусловлено различным восприятием значения социальных связей для оценки унижения достоинства.

Верховный Суд РФ конкретизирует, что унижение чести и достоинства - это отрицательная оценка личности в обобщенном виде, направленная на ее дискредитацию, подрыв авторитета человека, как в глазах окружающих, так и в своих собственных, так как честь и достоинство – нравственные категории, связанные с оценкой личности окружающими и самооценкой человека в его сознании конкретной личностью.

В связи с этим возникает другой вопрос, допустимо ли использование нравственных категорий, связанных с оценкой и самооценкой человека по отношению к группам людей.

Поэтому ситуация требует уточнения категории «достоинство группы лиц», хотя бы путем более детальной формулировки разъяснений Верховного Суда РФ, либо уточнения групп лиц для применения более четкого закона и исключение пробелов в этих областях.

Предлагаю внести изменения в Уголовный кодекс РФ посредствам исключения формулировки «унижение достоинства» группы лиц в ст. 282 УК РФ.

 

Список литературы: 

1. Осадчий М.А. Использование лингвистических познаний в расследовании преступлений, предусмотренных статьей 282 Уголовного кодекса РФ / М.А. Осадчий // Право и безопасность. – 2007. – № 3–4 (24–25).

2. Петрянин А.В. Противодействие преступлениям экстремистской направленности: уголовно-правовой и криминологический аспекты: автореф. дис. … докт. юрид. наук / А.В. Петрянин . – М., 2014. – 50 с.

3. АрямовА.А. Механизм уголовно-правовой защиты чести и достоинства / А.А. Арямов, В.С. Пономаренко. – М.: Юрлитинформ, 2010. С. 289–310.

4. РатиновА.Р. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика / А.Р. Ратинов, М.В. Кроз, Н.А. Ратинова. – М.: Юрлитинформ, 2005. – С. 84–85.

 

. . . . . . .