Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Актуальные проблемы административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения

Дата публикации: 2023-03-28 01:06:30
Статью разместил(а):
Шарипов Сагынбай Мурзабаевич

Актуальные проблемы административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения

Actual problems of administrative responsibility for appearing in public places under the influence of alcohol

Авторы:

Шарипов Сагынбай Мурзабаевич

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова, г. Кокшетау, Казахстан

e-mail: diser16@mail.ru

Sharipov Sagynbay Murzabayevich

Abai Myrzakhmetov Kokshetau University, Kokshetau, Kazakhstan

e-mail: diser16@mail.ru

Сатыбалди Лаура

Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова, г. Кокшетау, Казахстан

Satybaldy Laura

Abai Myrzakhmetov Kokshetau University, Kokshetau, Kazakhstan

 

Аннотация: Статья посвящена раскрытию проблем эффективности применению административных наказаний за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения. Делается вывод о необходимости введения такого вида административного наказания, как обязательные работы.

Abstract: The article is devoted to the disclosure of the problems of the effectiveness of the application of administrative penalties for appearing in public places under the influence of alcohol. It is concluded that it is necessary to introduce such a type of administrative punishment as compulsory work.

Ключевые слова: административная ответственность, виды административных наказаний, состояние алкогольного опьянения.

Keywords: administrative responsibility, types of administrative penalties, state of alcoholic intoxication.

Тематическая рубрика: Юриспруденция.

В теории административного права существуют определенные представления о содержании и сущности административных и уголовных мер. Содержание административного наказания как установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения состоит в том, что оно несет в себе соответствующий наказательный заряд, так как каждое административное наказание означает наступление для совершивших административное правонарушение негативных последствий в виде применения к ним принудительных средств воздействия, т.е. определенных лишений, существенно затрагивающих личность, ущемляющих ее права и свободы. Сущность административного наказания определяется его целями. КоАП РК установлено, что административные наказания применяются в целях общей и частной превенции.

Приоритет личности, ее прав и свобод требует четкого определения системы мер административного наказания.

Статья 41 КоАП РК закрепляет девять видов административных наказаний, к числу которых относятся: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета правонарушения; лишение специального права; административный арест; административное выдворение за пределы государства иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы; административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Действующее законодательство определяет такие виды административных взысканий, как административные штрафы и административный арест, в качестве административных взысканий за правонарушения, связанные с появлением граждан в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения.

В соответствии с КоАП РК административный штраф является одним из самых распространенных видов административных наказаний, поскольку он, как мера ответственности, предусмотрен за большинство административных правонарушений. Данный вид представляет собой административное наказание имущественного характера, а именно денежное взыскание, и предусмотрен ст. 41 КоАП РК. Указанная формулировка закона, на наш взгляд, чрезмерно лаконична, по своему внутреннему содержанию не раскрывает в полном объеме правового предназначения штрафа и допускает различные трактовки на практике. Причинение определенного материального ущерба выступает способом профилактического воздействия на правонарушителя в целях возможного недопущения в будущем противоправного поведения с его стороны. Административную ответственность, действительно, без всякого преувеличения можно назвать «штрафной», так как почти 90% виновных в совершении административных правонарушений подвергаются штрафу.

Административный штраф занимает особое место в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Кратковременный, разовый характер воздействия, возможность быстрого, оперативного реагирования на совершенное правонарушение, а также относительная простота применения обусловили широкое распространение данной меры административного наказания в практике органов внутренних дел. Преимущество штрафа состоит в возможности дифференцированного назначения благодаря установлению верхнего и нижнего его пределов.

В современных условиях проблема применения административного штрафа за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения приобретает особую актуальность. Однако практика реализации административно-деликтного законодательства показывает, что надлежащее применение административного наказания в виде штрафа затрудняет ряд проблем, таких как неплатежеспособность лиц, временно не работающих, лиц, занимающихся бродяжничеством либо не имеющих фиксированного дохода, а также уклонение правонарушителей от исполнения наказания. Об этом свидетельствуют статистические данные.

Эффективность наказания зависит не от его строгости. Мы считаем, что эффективность наказания зависит от правильности выбора той или иной меры воздействия на нарушителя. При этом необходимо учитывать множество факторов: социально-экономическое положение лица, его культурный и правовой уровень, семейное положение и др. Чтобы достичь цели предупреждения совершения правонарушения в будущем, нужно в настоящем не просто ставить лицо, совершившее правонарушение, в трудную для него финансовую и волевую ситуацию. Важно заниматься его правовым воспитанием, повышать его правосознание, развивать чувство уважения к праву.

Безусловно, в практической деятельности, при определении размера налагаемого административного штрафа следует руководствоваться требованиями закона об индивидуализации наказания, но этими же требованиями надлежит руководствоваться при определении вида административного наказания.

Так, в настоящее время практика применения административной ответственности за появление в состоянии опьянения в общественных местах участковыми инспекторами полиции свидетельствует о том, что при наличии у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, денежных средств, в 86% случаев при рассмотрении дела выносится постановление о назначении административного наказания в виде штрафа.

При назначении любого административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. Однако, несмотря на законодательное установление указанных требований, специфика конструкции отдельных норм Кодекса об административных правонарушениях не позволяет необходимым образом обеспечить индивидуализацию административной ответственности.

В настоящее время минимальный размер заработной платы  составляет 70 000 тг, и указанная сумма для лиц, имеющих постоянный источник дохода, не является существенной. Соответственно, цель наказания не достигается и в этом случае. Привлеченные к административной ответственности лица, осознавая необременительный характер административной ответственности, повторно совершают правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

Общеизвестно, что повторное совершение любого правонарушения является показателем определенной устойчивости антиобщественной направленности личности, ее взглядов и привычек. Таким образом, каждому четвертому правонарушителю ранее назначалось рассматриваемое административное наказание. Это позволяет сформулировать вывод о том, что не достигается такая цель административного наказания, как предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, стимулируется правовой нигилизм и чувство безответственности, дискредитируется государственная власть в целом и органы внутренних дел (полицию), в частности.

Практика применения административных наказаний, назначаемых лицам, имущественное положение которых не позволяет оплатить штраф, свидетельствует о том, что единственной альтернативой применения наказания в виде штрафа является административный арест.

По мнению ряда исследователей, административный арест - подчас единственный способ адекватного воздействия на противоправные деликты, совершенные представителями деклассированных элементов (нищих, бродяг, безработных). Учитывая постоянно увеличивающиеся штрафные санкции, считаем, он становится особенно актуальным.

Административный арест в системе административных наказаний занимает существенное, исключительное место и состоит в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества в предназначенных для этой цели учреждениях на срок, определяемый судьей на основе действующего законодательства. Строгость административного ареста обусловлена прежде всего тем обстоятельством, что при его исполнении существенно ограничиваются такие конституционные права и свободы, как право на свободу передвижения, телефонных переговоров и др. В связи с этим вполне оправданно исключительное право судьи на назначение данного вида административного наказания.

Административный арест устанавливается и назначается лишь за отдельные виды административных правонарушений. Таковыми являются, например, административные правонарушения, которые могут повлечь за собой общественно опасные последствия, что при наличии указанных последствий переведет их в разряд преступлений, а также грубые правонарушения в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, посягающие на порядок управления и другие правонарушения.

В соответствии с ч. 8 ст. 41 КоАП РК административный арест назначается лишь в исключительных случаях, когда другие виды административных наказаний не обеспечивают достижения целей административного наказания.

Однако в настоящее время с изменением сущности некоторых видов общественных отношений данный вид административного наказания перестал быть столь суровым. В частности, с увеличением размеров административных штрафов по некоторым видам административных правонарушений отдельные граждане предпочли бы отбыть административное наказание в виде административного ареста, нежели нести обязанность по уплате административного штрафа.

Следует обратить внимание на тот факт, что в соответствии с законом лица, подвергнутые административному аресту, обеспечиваются бесплатным питанием. Этим лицам создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности. Указанным гражданам предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, а также по их просьбе индивидуальные средства гигиены (туалетная бумага, мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Более того, лицам, доставленным в место отбывания административного ареста, предоставляется возможность помывки либо по решению медицинского работника проводится их санитарная обработка с дезинфекционной обработкой одежды. Услуги медицинских работников также необходимо оплачивать, для чего с медицинскими учреждениями заключаются соответствующие договоры или соглашения.

Учитывая весьма комфортные условия содержания, полагаем, что лица, подвергнутые административному аресту за появление в общественных местах в состоянии опьянения и не имеющие постоянного источника дохода, лица без определенного места жительства, особенно в зимнее время, находят данный вид административного наказания не только приемлемым, но даже желательным. В результате наблюдается процесс нивелирования карательной функции административного ареста, как более строгого вида административного наказания, несмотря на подчеркнутую законодателем исключительность ее назначения.

Изложенное позволяет сделать вывод об очевидности несовершенства системы административных наказаний за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и необходимости поиска новых подходов к реализации административной ответственности за указанные правонарушения.

Для достижения основной цели административных наказаний, а именно предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, правового воспитания и уважения к закону, а также в целях обеспечения принципа неотвратимости наказания, считаем необходимым ввести в санкцию ст. 440 КоАП РК, наряду с административным штрафом и административных арестом, такой вид наказания, как обязательные работы.

Обязательные работы заключаются в выполнении лицом, совершившим административное правонарушение, общественно полезных бесплатных работ в свободное от основной работы или учебы время. Следует отметить, что в качестве обязательных работ выступают работы, которые не требуют каких-либо специальных навыков и познаний (например, благоустройство и уборка улиц).

Подобная мера, на наш взгляд, позволит также добиться соблюдения такого важного принципа применения административного законодательства об административных правонарушениях, как индивидуализация наказаний, и достигнуть их целей - предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, т. е. общей и индивидуальной профилактики правонарушений.

Закон определяет профилактику правонарушений как совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения

Специальные меры профилактики правонарушений применяются субъектами профилактики при выявлении правонарушений либо причин и условий, способствующих их совершению, а также лиц, поведение которых носит противоправный или антиобщественный характер, или лиц, намеревающихся совершить правонарушение.

Не вызывает сомнений, что совершение административных правонарушений, связанных с появлением в общественных местах в состоянии опьянения, носит как противоправный, так и антиобщественный характер, и, более того, создает угрозу общественной безопасности.

Законодательством предусмотрена возможность осуществления профилактического надзора как формы профилактического воздействия, который состоит в наблюдении за поведением лица, состоящего на профилактическом учете, и соблюдением им установленных ограничений.

Учитывая современное состояние некоторых видов общественных отношений, считаем существующую систему административных наказаний за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения недейственной и не достигающей основных целей их применения.

Полагаем, что включение в санкцию ст. 440 КоАП РК такого вида наказания, как обязательные работы, и установление особых требований к поведению лица, привлеченного к административной ответственности, будет способствовать обеспечению таких принципов наказания, как неотвратимость, индивидуализация ответственности, позволит усилить профилактическую функцию административного наказания за совершение данных правонарушений.

Список литературы:

1. Адмиралова И.А. Права и свободы граждан и роль административной деятельности полиции в их обеспечении: монография. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

2. Костеников В.М. Актуальные проблемы административного права : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

3. Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. - М.: Юрид. лит., 1982.

4. Бахрах Д.Н. Административно-правовые меры борьбы с пьянством. - М.: Юрид. лит., 1986.

5. Дугенец А.С. Правоприменение по делам об административных правонарушениях: реалии и перспективы оптимизации: монография. - М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2011.

 

. . . . . . .