Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Налоговый контроль в условиях цифровизации

Дата публикации: 2023-01-25 17:42:54
Статью разместил(а):
Суслов Никита Романович

Налоговый контроль в условиях цифровизации

Tax control in the context of digitalization

Автор: Cуслов Никита Романович 

Владимирский филиал РАНХИГС, г. Владимир, Россия

e-mail: nick.suslov2016@yandex.ru 

Suslov Nikita Romanovich,

Vladimir Branch of RANEPA, Vladimir, Russia

e-mail: nick.suslov2016@yandex.ru

Аннотация: Статья рассматривает развитие налогового контроля в условиях цифровизации как внедрение налогового мониторинга, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае сомнений запросить у налогового органа мотивированное заключение о налоговых последствиях сделок.

Abstract: The article considers the development of tax control in the context of digitalization as the introduction of tax monitoring, in which an organization provides the tax authority with real-time access to accounting and tax accounting data, and in return receives the right, in case of doubt, to request a reasoned conclusion from the tax authority on the tax consequences of transactions.

Ключевые слова: цифровизация, налоговое право, налоговый контроль.

Keywords: digitalization, tax law, tax control.

Тематическая рубрика: Юриспруденция. 

 

Налоговый контроль – это главный, фундаментальный элемент, включенный в состав налоговой системы Российской Федерации. Его главная заслуга сводится к обеспечению реализации главной цели российского и любого другого государства – это формирование доходной части бюджета, которая строится за счет поступлений от налогов и сборов.

Сущность и правовую природу налогового контроля принято определять через понятие налогового контроля, вбирающего в себя все признаки такого рода контроля, его индивидуальность, отличающую его от других понятий, таких как контроль, надзор, финансовый контроль, бюджетный контроль, банковский контроль, ведомственный контроль и т.п. Так как именно в определении обозначены главные признаки, характерные для особой совокупности явлений, которые отграничивают то общее, на базе чего данное определяемое множество объединяется одной категорией. Определение содержит черты, благодаря которым происходит отграничение рассматриваемого явления от более широкой совокупности других.

Важно сказать, что категория «контроль» применима во всех науках, в связи с чем ее сущность рассматривалась многими специалистами в различных отраслях теории управления, кибернетики, социологии, экономики и юриспруденции.

В правоотношениях контроль применяют как инструмент для проверки соответствия поведения и работы подконтрольных субъектов (органов государственной власти, организаций и простых граждан) требованиям нормативных источников. Поэтому значение контроля сводится не только к возможности обнаружения и ликвидации недостатков, связанных с функционированием объекта управления, оценки дисциплины при исполнений предписаний закона, а также определению степени эффективности правового регулирования в конкретной области управленческой деятельности в целях дальнейшего его совершенствования, ликвидации пробелов в нормативно-правовых актах – приведении их внутренней сущности в соответствие закономерностям зарождения и развития общественных отношений.

Стоит отметить, что современные цифровые технологии определяют системы управления большими данными, как в бизнесе, так и в государственной системе документооборота и делопроизводства. Цифровизация систем учета и контроля пронизывает все отрасли, в том числе и в сферу налогообложения и налогового администрирования и контроля. Происходит модернизация провесов налогового администрирования посредствам современных программ и компьютерных технологий, что в свою очередь трансформирует саму модель осуществления функций налогового контроля и надзора за соблюдением налогового законодательства в нашей стране. Это в свою очередь меняет существующие модели поведения налогоплательщиков в части исполнения своих налоговых обязательств. Данное взаимодействие должно строиться на принципах открытости и прозрачности, а гарантия защиты данных налогоплательщиков в совокупности позволит повысить уровень доверия и лояльности к органам власти. Главным направлением в этой части становятся центры обработки больших данных.

На платформах центрального аппарата ФНС России происходит процесс автоматизации систем работы с документацией, а также применения цифровых технологий в процессе обработки налоговой отчетности различных категорий налогоплательщиков. Так, на сегодняшний день цифровизация налогового администрирования и контроля привела к обязательности электронного взаимодействия налогоплательщиков и налоговой службы по направлениям:

- в рамках эксперимента: чипирование меховых изделий; введение налогового мониторинга для ограниченного ряда предприятий;

- активно развивается система автоматизированного налогового контроля за: процессом формирования НДС (внедрение в налоговые органы систем АСК «НДС-2 и 3», АСК «Реестры»), оборотом торговли (внедрение электронных чеков и новой ККТ); оборотами и выявлением контрафактной продукции на рынке алкоголя (система ЕГАИС); полнотой уплаты налогов грузовыми перевозчиками (система ПЛАТОН); и др.;

- развиваются системы электронного взаимодействия налоговых органов с другими органами власти, выполняющими контрольно-надзорные функции, в их числе с: Банком России, внебюджетными фондами, органами ЗАГС, и др.

Уникальным проектом, который уже осуществляется, является проект по внедрению онлайнкасс, благодаря которому стал возможен отказ от кассовой отчетности, в результате чего сократилось количество проверок, и был изменен порядок уплаты налога по упрошенной системе налогообложения, что позволило улучшить условия для ведения бизнеса

Наиболее перспективным в современном мире является повсеместное введение таких приложений как «Мой налог», которое обеспечивает всё взаимодействие между самозанятыми и налоговыми органами. Введение подобных приложений позволит сократить ошибки по исчислению налогов, а также упростит процедуру их уплаты и в целом повысит уровень законопослушности нового поколения. Более того, на данный момент рассматривается возможность интеграции приложения с онлайн-кабинетами банков, чтобы еще больше упростить оплату налога на профессиональной доход.

Несмотря на то, что сейчас ФНС РФ – это один из самых технологически обеспеченных органов исполнительной власти, ей все же необходимо продолжить улучшать свои информационно-вычислительные возможности с помощью введения новых разработок и современных технологий. Сейчас наиболее эффективно удержание положительного темпа роста поступлений как раз за счет развития технологической и интеллектуальной платформы налогового администрирования. Говоря в целом о цифровизации процессов в российской экономике в современных условиях, наиболее перспективно и эффективно развивать следующие направления:

1. Цифровизация государственных услуг, в том числе уплаты налогов. Это позволит существенно снизить расходы государству, а гражданам – удобно и уже без ошибок в расчетах внести платежи.

2. Переход к единой платформенной системе – с мобильными приложениями, банкингом, различными сервисами, что хорошо работает в коммерческом секторе.

3. Введение электронного документооборота, где будет содержаться вся необходимая информация без возможности ее подделывания.

4. Оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление и упростить процедуры взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.

Таким образом, развитие налогового контроля – это внедрение налогового мониторинга, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае сомнений запросить у налогового органа мотивированное заключение о налоговых последствиях сделок. Цифровой контроль позволяет получать полную информацию о подконтрольных объектах, осуществлять дистанционный мониторинг в онлайн-режиме обеспечивать непрерывность контрольных мероприятий, переносить акцент с наказаний на профилактику нарушений.

 

Список литературы:  

1. Фальшина Н.А. Налоговый контроль как современный институт налогового права / Н.А. Фальшина // Налоги. 2018. N 1. С. 25 - 29.

2. Кириллова О.С. Цифровая архитектура налоговых процессов: актуальные вопросы развития в современных условиях / О.С. Кириллова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2020. № 3. С. 14.

3. Петина А.А., Ермош Е.В. К вопросу о цифровизации налоговых процессов в России / В сборнике: Современный взгляд на науку и образование. Сборник научных статей. 2020 С. 218–234.

 

. . . . . . .