Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Доктринальные аспекты криминалистической характеристики террористических актов

Дата публикации: 2022-06-13 10:18:20
Статью разместил(а):
Трегубов Сергей Петрович

Доктринальные аспекты криминалистической характеристики террористических актов

Doctrinal Aspects of the Forensic Characteristics of Terrorist Acts

Автор: Трегубов Сергей Петрович

Волгоградский Институт Управления – филиал РАНХиГС, Волгоград, Россия

e-mail: mr.tregubov.sergey@yandex.ru

Tregubov Sergey Petrovich

Volgograd Institute of Management - branch of RANEPA, Volgograd, Russia

e-mail: mr.tregubov.sergey@yandex.ru

Аннотация: Российская Федерация представляет собой современное, развитое, демократическое государство, политика которого, в приоритетной степени, направлена на охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности и сохранение государственного единства и суверенитета. Согласно Глобальному индексу терроризма, Россия, по состоянию на 2020 год занимает 39 место из 135 стран по уровню террористической активности и масштабу террористических угроз.

Annotation: The Russian Federation is a modern, developed, democratic state, whose policy, as a priority, is aimed at protecting and protecting the rights and freedoms of man and citizen, ensuring national security and maintaining state unity and sovereignty. According to the Global Terrorism Index, Russia, as of 2020, ranks 39th out of 135 countries in terms of the level of terrorist activity and the scale of terrorist threats.

Ключевые слова: терроризм, расследование террористического акта, криминалистическая характеристика.

Keywords: terrorism, investigation of a terrorist act, forensic characterization.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

В Российской Федерации на протяжении многих лет ведется борьба с таким явлением, как терроризм.

На мой взгляд наиболее полно отражено понятие терроризма в Федеральном законе «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 года: "терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий".

Проводимое в рамках магистерской диссертации исследование, посвященное терроризму, имеет достаточно широкое доктринальное освящение, вместе с тем, раскрытие криминалистической характеристики террористического акта представляет собой особое значение.

Раскрытие понятия и структурных элементов криминалистической характеристики террористических актов, следует начать с раскрытия понятия "террористический акт".

Часть 1 статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации закрепляет дефиницию понятия "террористический акт". В соответствии с положениями уголовного законодательства, под терактом понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями.

Приведенное выше определение террористического акта характеризует событие преступления в широком смысле.

Я солидарен с позицией О.А. Чувакова, который указывает на то, что способ совершения преступления представляет собой один из важнейших структурных элементов любой криминалистической характеристики.

Общепринятым мнением, подтверждение которого можно найти при анализе официальной статической информации, является позиция о том, что наиболее распространённый способ реализации террористических актов является совершение взрывов.

В качестве взрывных устройств террористы, как правило, используют взрывные устройства, основными элементами которых являются заряд взрывчатого вещества и конструктивно соединенное с ним средство инициирования.

На основании вышеизложенного, представляется необходимым рассмотреть классификацию взрывчатых веществ.

В качестве первого вида взрывчатого вещества можно выделить инициируемые. Инициируемые взрывчатые вещества приводят в действие воздействием удара, тепла, огня.

Также в доктрине выделяют такой вид, как бризантовые. Такого вида взрывчатые вещества характеризуются дробящим действием и к ним относят динамит, тротил, тетрил и другие.

Метальные – это взрывчатые вещества, горение которых не превращается в детонацию: бездымные и дымные пороха, а также иные селитровые смеси.

Пиротехнические взрывные вещества. Данный вид взрывных веществ – это смесь веществ - окислителей и горючих веществ. Предназначены для создания световых и звуковых эффектов, но могут использоваться и как взрывчатые вещества.

Приведение взрывных устройств в действие осуществляется путем воздействия на заряд внешнего импульса. Для этого используются взрыватели теплового, взрывного, механического и огневого действия. Десятки проведенных исследований подтверждают значительное увеличение терактов, совершаемых смертниками.

Иной способ совершения теракта - это поджог.

Приемы реализации данного способа террористического акта многообразны и направлены на уничтожение путем поджога заранее выбранного террористами объекта, путем использования различного рода и происхождения легковоспламеняющихся жидкостей и материалов, использовании химических, биологических и иных веществ, которые имеют предрасположенность к самовозгоранию и/или самовоспламенению, также в качестве одного из методов реализации указанного способа может выступать замыкание электроцепей.

Приведенные выше два способа совершения террористического акта являются наиболее распространёнными, но, к сожалению, не являются единственными.

Помимо рассмотренных, также существуют и иные способы совершения теракта. При этом важно акцентировать внимание на том, что способы совершения теракта могут быть выбраны преступником, исходя из различных условий и конкретных обстоятельств, экономических возможностей, особенностей объектов посягательства, а также поставленных целей и задач.

Современное общество характеризуется стремительным развитием технического потенциала, что обусловило обоснованную угрозу развития кибертерроризма. Следующим структурным элементом криминалистической характеристики террористического акта выступает объект совершения террористического акта.

Проведя анализ наиболее громких террористических актов в России и по всему миру, можно прийти к выводу о том, что в качестве объекта террористического акта, зачастую, выступают места массового скопления людей – аэропорты, вокзалы, станции метро, здания и сооружения, такие как офисы, торговые центры, рестораны и так далее.

Исследователи, посвятившие свои работы изучению такого явления, как терроризм, отмечают, что при выборе объекта, террористы, в том числе, оценивают государственную и общественную значимость объекта, а также тот факт, насколько после совершения задуманного данное событие будет резонансным.

Главным основанием для отграничения террористического акта от сходных преступлений является его цель. Террористические акты совершаются в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений. Принимая во внимание потенциальное разнообразие требований террористов, в их число могут входить не только действия, но и бездействие, когда от органов и организаций ожидается решение о том, чтобы воздержаться от каких-либо действий. Вместе с тем нельзя исключить и ситуацию, когда террористы, устрашая население, рассчитывают на подавление воли должностных лиц, лишающих их в конкретной ситуации возможности своевременно принять какое-либо решение. Целесообразно поэтому скорректировать диспозицию части 1 статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации, изложив ее в следующей редакции: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, в том числе воспрепятствование принятию ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях». Данная формулировка, на мой взгляд, способна содействовать правильной квалификации рассматриваемого преступления в случае, когда террористы требуют именно бездействия.

Еще одной составляющей субъективной стороны статьи 205 Уголовного кодекса Российской Федерации является мотив, т.е. побуждение, которым руководствуется лицо, совершая террористический акт. Раскрывая данный криминалистический элемент, я солидарен с позицией Т.С. Коваленко: "Мотивы не могут быть обязательным признаком состава преступления и не влияют на квалификацию, но подлежат обязательному установлению правоприменителем, так как позволяют раскрыть обстоятельства дела". Данные положения вытекают из прямого толкования положений уголовного законодательства и из самой сущности рассматриваемого преступления.

Как показывает аналитика и статистика, при совершении преступлений террористической направленности, мотивы носят политический, экономический и (или) религиозный характер. При решении вопроса о направленности умысла виновного на дестабилизацию деятельности органов власти либо международных организаций, как отметил Верховный Суд РФ, необходимо исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного. Пленум Верховного Суда РФ выделил три группы обстоятельств. Во-первых, это время, место, способ, обстановка, орудия и средства совершения преступления. Во-вторых, это характер и размер наступивших либо предполагаемых последствий. В-третьих, это предшествующее преступлению и последующее поведение виновного. Эти положения стимулировали дискуссию в юридической литературе. Интересной представляется высказанная точка зрения С.М. Кочои, который отмечает: "Пленум Верховного Суда РФ в пункте 1 своего Постановления, разъясняя цели террористического акта, смешал вину, собственно цели и мотивы его совершения".

В настоящем параграфе проведено исследование основных элементов криминологической характеристики террористического акта. В качестве основных выводов проведенного исследования хочется отметить следующее.

Во-первых, важность и значимость криминологической характеристики террористического акта достаточно сложно переоценить, поскольку она направлена на раскрытие основных категорий, позволяющих сформировать наиболее правильное представление о таком явлении, как терроризм.

Во-вторых, знание структурных элементов криминалистической характеристики террористического акта позволяет провести исследование, выводы которого могут использоваться на практике для предотвращения террористических актов на территории российской Федерации, а также совершенствовании методик расследования рассматриваемой группы преступлений.

 

Список литературы:

1. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О противодействии терроризму" // "Российская газета", N 48, 10.03.2006.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.01.2022) // "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

3. Чуваков О.А. Роль дополнительного объекта в квалификации террористических актов / О.А. Чуваков // Вiсник Одеського нацiонального унiверситету. Правознавство. 2008. Т. 13. N 9. С. 95-100.

4. Алехин Е.В. Способ совершения преступления как элемент криминалистической характеристики организации экстремистских сообществ // Юристъ-Правоведъ. 2012. N 3 (52). С. 111-115.

5. Алексеев С.Л., Салимзянова Р.Р. Криминология. Казань: Академия социального образования, 2013. С. 58

6. Галкин А.А. Состав террористического акта; вопросы усовершенствования законодательства. Ростов н/Д, 2010. Т. 2. С. 325.

7. Коваленко Т.С. Двойная форма вины в ст. 205 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за террористический акт // Российский криминологический взгляд. 2015. N 1. С. 440-442.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 1 (ред. от 03.11.2016) "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // "Российская газета", N 35, 17.02.2012.

9. Кочои С.М. Противодействие терроризму: политика и право // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2018. N 1. С. 78.

 

. . . . . . .