Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Общая характеристика юридической ответственности государственных гражданских служащих

Дата публикации: 2022-06-03 22:40:48
Статью разместил(а):
Лафта Каррар Имад Лафта

Общая характеристика юридической ответственности государственных гражданских служащих по административному праву

General characteristics of the legal liability of state civil servants under administrative law

 

Автор: Лафта Каррар Имад Лафта

ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», Волгоград, Россия

E-mail: Yum-201_961942@volsu.ru

Lafta Carrar Imad Lafta

Volgograd State University, Volgograd, Russia

E-mail: Yum-201_961942@volsu.ru

Аннотация: В данной статье автор рассматривает понятие и виды юридической ответственности, административную ответственность государственного гражданского служащего, меры наказания, которые применимы к данному субъекту, его правовой статус принципы назначения административной ответственности.

Abstract: In this article, the author examines the concept and types of legal liability, administrative responsibility of a civil servant, penalties that are applicable to this subject, its legal status, the principles of assigning administrative responsibility.

Ключевые слова: административная ответственность, юридическая ответственность, специальный субъект, гражданская служба, государственная гражданская служба, меры наказания.

Keywords: administrative responsibility, legal responsibility, special subject, civil service, state civil service, penalties.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

В современных условиях исследования проблем юридической ответственности большое теоретическое и практическое значение приобретает проблематика правовой ответственности государственных гражданских служащих. Для обеспечения качественной и эффективной деятельности государственных служащих законодательством РФ предусмотрена их юридическая ответственность. Данный вопрос в настоящее время является дискуссионным, что и определяет актуальность темы.

Современное государство строится на основании принципов правового государства. Обеспечение прав и свобод граждан, возможность их реализации возложена на государственных служащих, которые являются представителями государства, его лицом перед гражданами. Это определяет, насколько важно соблюдение государственным служащим своих обязанностей, наложенным на него государством, в полной мере и максимально ответственно.

Государственные служащие через реализацию своих обязанностей обеспечивают максимально эффективное функционирование исполнительных органов и государственных учреждений. Оказание государственных услуг возложено и возможно только через государственные учреждения, а следовательно, у гражданина нет выбора, и он может получить государственную услугу только в определенном учреждении.

Следовательно, качественное оказание данной услуги, зависит от того, насколько компетентен, профессионален и ответственен государственный служащий. Так как через деятельность государственного служащего реализуется государственное управление, то, следовательно, его деятельность, показатель эффективности управления государством.

Основным законом, который регулирует деятельность гражданских служащих является Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Согласно статье 2 данного ФЗ государственная гражданская служба с является одним из видов гражданской службы.

1045 01

Рисунок 1. Виды гражданской службы.

Юридическая ответственность гражданских служащих имеет специфические особенности в зависимости от вида, так как правовой статус гражданских служащих различных видов гражданской службы обладает своими уникальными характеристиками. Юридическая ответственность служащих является структурным элементом их правового статуса.

1045 02

Рисунок 2. Элементы правового статуса гражданского служащего.

Анализ научных источников позволяет сделать вывод о том, что под юридической ответственностью понимают определенную законом обязанность лица (физического, юридического) нести установленные законодательством имущественные, личные или организационные лишения в случае установления факта нарушения закона данным лицом [5].

Следовательно, целью установления юридической ответственности является обеспечение надлежащего качества выполнения своих должностных обязанностей государственным гражданским служащим, обеспечения должного уровня его профессионализма, компетенции, избегания конфликта интересов (использование своего служебного положения в личных целях запрещено). Функция юридической ответственности заключается в предупреждении совершения противоправных деяний.

Реализация действия юридической ответственности направлена на максимальное соблюдение и реализацию прав и свобод граждан государства [3].

Юридическая ответственность гражданского служащего может быть разных видов.

1045 03

Рисунок 3. Виды юридической ответственности гражданского служащего.

В рамках данной статьи будет рассмотрена административная ответственность. Установление данного вида ответственности закреплено Кодексом об административных правонарушениях. Необходимо учитывать то, что государственный гражданский служащий – это специальный субъект совершения правонарушения, а, следовательно, за противоправное деяние данное лицо может быть привлечено с соблюдением определенных условий.

В первую очередь, при совершении противоправного деяния, нарушитель должен находится при исполнении своих должностных обязанностей. То есть при совершении противоправного деяния не при реализации своих должностных обязанностей, статус субъекта правонарушения будет считаться не специальным.

Например, если государственный граждански служащий вечером возвращаясь с работы нарушил правила ПДД, то к административной ответственности он будет привлечен как общий субъект.

Вторым условием является нарушение интересов государства в рамках выполнения своих должных обязанностей.

В ст.2.4 КоАП РФ сказано, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Основания для привлечения государственного гражданского служащего к административной ответственности установлены как в Общей, так и в Особенной части КоАП РФ и являются достаточно разнообразными [1].

Так, к числу административных правонарушений государственных гражданских служащих в действующем КоАП РФ можно отнести ст.5.16-5.20, ст.5.45- ст.5.48, ст.5.50, ст.5.52, ст.7.27, ст.15.14, ст.15.21, ст.19.28 и др.

В КоАП РФ установлены различные виды наказания, но к государственному гражданскому служащему могут быть применены только три вида.

 

1045 04

Рисунок 4. Виды наказаний, применяемые к государственным гражданским служащим.

Существенной чертой административной ответственности должностных лиц является более значительный размер применяемых в отношении них штрафов [4].

Применение к гражданским служащим любого вида юридической ответственности, в том числе и административного, основывается на определенных принципах.

1045 05

Рисунок 5. Принципы юридической ответственности.

Можно сделать вывод о том, что привлечение к административной ответственности должно быть законным и правомерным, недопустимо привлекать повторно за одно и тоже правонарушение (то есть если служащий за определенный проступок понес дисциплинарную ответственность привлекать к административной запрещено), необходимо учитывать соразмерность объема совершенного правонарушения с объёмом наказания, ответственность должна быть направлена только на то лицо, который совершил противоправное деяние и быть направленной на достижение цели наказания.

Таким образом, административная ответственность гражданских служащих – это установленный законом вид юридической ответственности, в рамках которой данное лицо является специальным субъектом, так как выполняет определенные служебные и должностные обязанности. Наделение гражданского служащего статусом специального субъекта административной ответственности, не означает того, что он не может быть привлечен к данному виду ответственности как общий субъект в рамках совершения правонарушения не при выполнении своих должностных обязанностей. 

 

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022, с изм. от 17.05.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1. – Ст. 1251.

2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 6. – Ст. 1328.

3. Бабелюк Е.Г. Ответственность государственных служащих Российской Федерации: / Е.Г. Бабелюк. – М.: Юрайт, 2018. – 258 с.

4. Миннигулова Д.Б. Административная и уголовная ответственность государственных гражданских служащих: коллизии правового регулирования / Д.Б. Миннигулова // Административное право и процесс. – 2019. – № 6. – С. 27-29.

5. Степайкина Е.В. Ответственность государственных гражданских служащих: теоретико-правовой анализ / Е.В. Степайкина. Вестник Мордовского университета. – 2016. – № 4. – С. 65-66.

 

. . . . . . .