Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Предпринимательство как объект правового моделирования

Дата публикации: 2022-05-31 15:07:08
Статью разместил(а):
Оваид Ридха Апдулридха Оваид

Предпринимательство как объект правового моделирования

Entrepreneurship as an object of legal modeling

 

Автор: Оваид Ридха Апдулридха Оваид

Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия

e-mail: alrbyyasamh11@gmail.com 

Ovaid Ridha Apdulridha Ovaid

Volgograd State University, Volgograd, Russia

e-mail: alrbyyasamh11@gmail.com

Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования теорий правового регулирования предпринимательской деятельности в различных государствах и предпринимательского права в России, а также пути импорта зарубежного опыта в эти институты российского права начиная с 90-х годов ХХ века. Показано, что основными источниками формирования институтов хозяйственного права были нормы гражданского права.

Annotation: The article examines the process of formation of theories of legal regulation of entrepreneurial activity in various states and business law in Russia, as well as ways of importing foreign experience into these institutions of Russian law since the 90s of the twentieth century. It is shown that the main sources of the formation of economic law institutions were the norms of civil law.

Ключевые слова: индивидуальное предпринимательство в РФ, правовое регулирование предпринимательской деятельности, предпринимательская деятельность.

Keywords: individual entrepreneurship in the Russian Federation, legal regulation of entrepreneurial activity, entrepreneurial activity.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Начиная с 1990-х годов Россия активно импортирует как теорию, так и правовые институты хозяйственного права. Основным источником заимствования является коммерческое или торговое право иностранных государств. В связи с этим в настоящее время акцент смещается в сторону сравнительных исследований существующих правовых и экономических институтов России с аналогичными зарубежными институтами. Сложившаяся в современном мире модель «глобальной экономики» предоставляет возможности для активного развития транснациональных экономических отношений, что актуализирует изучение практических аспектов предпринимательской деятельности и влечет за собой необходимость унификации законодательства о предпринимательской деятельности.

Все это привело к многочисленным международным конференциям и публикации юридических исследований как по общим проблемам хозяйственного права, так и по частным вопросам его реализации в зарубежных странах [2].

Модель проведения реформ в России в 90-е годы ХХ века была разработана и названа «рыночной» экономикой Западной Европы и США. Анализ правового регулирования предпринимательской деятельности в восточном мире показывает, что «предпринимательские свободы» стали цивилизационной ценностью. Несмотря на геополитическое противостояние между странами, началось сближение социальных моделей России и европейских государств. Конституция Российской Федерации, а затем и ряд международных договоров закрепили ранее называвшиеся «буржуазными» права и свободы граждан России, в том числе и предпринимательских.

Признание права на предпринимательскую деятельность следует рассматривать не только как экономическое, но и как политическое событие, свидетельствующее о признании Россией ценностей западной цивилизации. По порядку предпринимательства оценивается доступность тех или иных ресурсов для хозяйственной деятельности, административное воздействие на бизнес, экономику зарубежных стран. России, с принятием в 1993 г. Конституции РФ, в ст. 34 признавалась возможность оценки действующей власти с позиций обеспечения «предпринимательских свобод».

Под влиянием конституционных положений в ГК РФ предпринимательская деятельность была включена в качестве предмета регулирования, но самостоятельного регулирования она не получила, будучи затемненной, а иногда просто замещенной категорией «имущественных отношений» [2].

На мой взгляд, влияние «конституционных положений» несколько неоднозначно. В противном случае ГК РФ принял бы целостное конституционное понятие с указанием на возможность ведения бизнеса и раскрытием ключевого понятия «экономическая свобода». Однако ГК РФ лишь закрепил противоречивое, но самостоятельное частноправовое понятие предпринимательской деятельности. Эта концепция по своей сути имеет не столько конституционные положения, сколько возникающий в недрах советской юридической науки спор между сторонниками и противниками экономико-правовой теории, а конституционное право создает «создает необходимую ценностно-регулятивную основу предпринимательских отношений» [1].

Противоречие в понятийном аппарате привело к тому, что предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования в России до сих пор не имеет собственной системы законодательства. В этих условиях, при наличии многочисленных актов, исходящих от административных структур, единственным противовесом мог бы стать Гражданский кодекс Российской Федерации. Однако, по обоснованному мнению Андреева, «нормы о предпринимательской деятельности разработаны не по правилам, содержащимся в ГК РФ» (с. 25).

Мы видим на примере полномочий органов власти, что различные «предпринимательские» вопросы решаются в компетенции большинства из них, будучи прямо закреплены в указах Президента России и постановлениях Правительства России. Исследователи прямо указывают, «что в действующем правопорядке тот нормативный материал, который мы относим к частному праву, разрабатывается и при непосредственном участии органов государственной власти».

Еще одним дестабилизирующим фактором в правовом регулировании предпринимательства является пересечение понятий предпринимательского права и экономики. Предпринимательство как понятие хозяйственной жизни, попадая в рамки правовых конструкций, тут же меняет свое назначение, становясь «предметом регулирования», т.е. управления. Однако сложившиеся экономические процессы не всегда укладываются в действующее правовое государство. Государственные органы обладают широкой компетенцией в регулировании отдельных вопросов предпринимательства. В системном отношении все эти вопросы составляют предмет хозяйственного права, поскольку именно они получили свое детальное юридическое закрепление.

Рассмотрение предпринимательской деятельности как «экономической свободы» актуализирует вопрос об объеме и содержании этих свобод. На наш взгляд, перевод конституционно установленных, но не раскрытых по существу «экономических свобод» в отраслевые правовые гарантии позволил бы создать адекватную модель правового регулирования предпринимательства.

Предпринимательство упоминается в Конституции РФ как вид экономической деятельности, что сразу выделяет его на отраслевом уровне как нетипичный предмет регулирования. Экономическая деятельность еще не определена нормативно. Однако существует официальный документ, используемый в статистических целях – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. В соответствии с определением «Экономическая деятельность возникает при объединении ресурсов (оборудования, труда, технологий, сырья, энергии, информационных ресурсов) в производственный процесс, направленный на производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется себестоимостью производства товаров (товаров или услуг), процесса производства и выпуска продукции (оказания услуг)». Это определение описывает исключительно объективные характеристики деятельности, в нем нет указания на субъект деятельности и его действия (за исключением «рабочей силы» как такого субъекта).

В этом смысле предпринимательская деятельность – это такой вид экономической деятельности, который может осуществляться только лично человеком, поскольку у предприятия не может быть никаких «собственных способностей». Между тем Классификатор упоминает в описании отдельные виды экономической деятельности предпринимателей, предпринимательских сообществ и объединений. Однако данные справки не предназначены для выделения видов предпринимательской деятельности, речь идет об специфических особенностях экономической деятельности. В большинстве случаев в Классификаторе упоминаются виды экономической деятельности, которые может осуществлять предприниматель, без указания субъекта. По моему мнению, Хозяйственная деятельность, представленная в Классификаторе, не может быть однозначно отнесена к указанной в ст. 34 Конституции Российской Федерации.

Практике правового регулирования известны различные правовые формы самостоятельной экономической деятельности, получившие в законодательстве различные названия (ремесленная, предпринимательская, кустарная, индивидуально-трудовая и др.). Не завершен процесс выделения различных видов экономической деятельности, позволяющих юридически идентифицировать ее и включить в предмет правового регулирования. Так, уже в современной России выделили «крестьянско-земледельческую деятельность» и ввели в оборот понятие «самозанятых» граждан.

 

Литература:

1. Басарева В.Г. Малый бизнес в России: теоретические основы исследования, моделирование, концепция государственного регулирования / под ред. А.С. Новосёлова. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. – 296 с.

2. Сорока С.Н. Условия и факторы становления предпринимательской деятельности в российской федерации на рубеже ХХ и ХХI вв // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2021. Т.8, №3(31). С. 70-79.

 

. . . . . . .