Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Проблема получения жилья военнослужащими

Дата публикации: 2022-05-26 06:57:19
Статью разместил(а):
Должикова Анастасия Витальевна

Проблема получения жилья военнослужащими

The problem of obtaining housing by military personnel

 

Авторы:

Должикова Анастасия Витальевна

ВСФ ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Иркутск, Россия

E-mail: 79245011147@yandex.ru

Dolzhikova Anastasia Vitalievna

Russian State University of Justice, Irkutsk, Russia

E-mail: 79245011147@yandex.ru

Макарова Дарья Сергеевна

ВСФ ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Иркутск, Россия

E-mail: makarovads11@gmail.com

Makarova Darya Sergeevna

Russian State University of Justice, Irkutsk, Russia

E-mail: makarovads11@gmail.com

Научный руководитель: Власова Елена Львовна

к.п.н, доцент кафедры ОГПД ВСФ ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Иркутск, Россия

E-mail: vlasovael1963@gmail.com 

Research Supervisor: Vlasova Elena Lvovna

Ph. D., Associate Professor of the Department of GPA Russian State University of Justice, Irkutsk, Russia

E-mail: vlasovael1963@gmail.com 

 

Аннотация: В данной статье рассматривается проблемный вопрос, который возникает в последние годы все чаще среди определенной группы населения – военнослужащих, а также среди органов исполнительной власти Российской Федерации. Лица, поступившие на военную службу, приобретают очень важный статус для общества и государства. Рассмотрены проблемы по получения социального права на получения жилья и предположены их источники, а также некоторые пути решений.

Annotation. This article examines a problematic issue that has been emerging in recent years more and more often among a certain group of the population – military personnel, as well as among the executive authorities of the Russian Federation. Persons who have entered military service acquire a very important status for society and the state. The problems of obtaining the social right to housing are considered and their sources are suggested, as well as some solutions. 

Ключевые слова: военнослужащий, получение жилья, социальное право, проблема, накопительно-ипотечный кредит, установленная норма жилья.

Keywords: a serviceman, obtaining housing, social law, a problem, a cumulative mortgage loan, an established housing norm.

Тематическая рубрика: Юриспруденция и право.

 

Некоторые права даны человеку от рождения, другие появляются в зависимости от возраста, а также от социального положения в обществе или профессии гражданина. Различного рода обязанности впоследствии могут породить те самые права, примером такого результата может быть поступление на военную службу в связи с военной обязанностью, а затем подписание контракта и продолжение службы в качестве профессионального поприща.

В настоящее время развиты социальные проблемы и касательно темы данной статьи проблемный вопрос возникает в отношении военнослужащих и участников боевых действий в части обеспечения их жильём. Основанием для такого обеспечения военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, является закон: Конституция РФ (статья 40), Жилищный кодекс РФ, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (статьи 15, 15.1), Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (Закон о НИС), иные законодательные и подзаконные нормативные правовые акты, также акты ведомств, которые содержат положения о военной службе.  

В качестве одного из важнейших социально-экономических прав и свобод человека и гражданина согласно конституции Российской Федерации, право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина, в том числе и военнослужащего. Для реализации такого права существуют определенные обязанности у государства и муниципалитета, который связаны с процессом предоставления такой группе граждан жилых помещений и права пользования указанными объектами. Под жилищным обеспечением военнослужащих понимается комплекс организационно-правовых мероприятий (механизм) по реализации субъективных прав граждан на жилище [1]. Конституция Российской Федерации прямо указывает на то, что право на жилище означает в юридическом смысле гарантию каждому быть обеспеченным жилищем [2].  

Бесплатное обеспечение жильем предусматривает только определенный перечень категорий лиц, обладающих таким правом. Военная служба в Российской Федерации является важной составляющей жизни общества и государства.

Такая проблема предоставления жилья для военнослужащих очень значима и требует полного изучения и предложение путей решения из такой ситуации, когда такая проблема приобретает актуальность и с каждым разом становится все острее.

Актуальность также обуславливается увольнением военнослужащих, в связи с организационно-штатными мероприятиями, которых согласно законодательству, необходимо обеспечить жильем [3].  Рассмотрев в сравнении за разные промежутки времени состояния льгот военнослужащих, представляется такая ситуация, когда в различные исторические периоды юридическое регулирование обеспечения военнослужащих жильем различалось по объёму и содержанию, опиралось на политический или экономический режим страны в разные исторические моменты, принципы формирования войск и военной структуры государства [4].  

Распад Советского Союза повлек за собой формирование Российской Федерации, а Конституция России от 1993 года установила гарантированность своим гражданам права на жилище и поощрение со стороны органов государственной власти жилищного строительства [5]. В 2015 году 4 846 человек получило специализированные помещения, в 2016 году эта цифра выросла 15 % до 5 580. В начале 2017 года новым жильем обзавелись 3 068 военнослужащих из Центрального военного округа (ЦВО). Особую роль в последнее время играет служебный фонд и процессы его создания.

Таким образом, 4 555 квартир отнесли к специализированному жилью в промежуток с 2010 по 2017 год. В этот фонд внесли жилые помещения в новостройках и вторичное жилье [6]. Президент Российской Федерации, Владимир Путин, указал на заседании Министерства Обороны России, что с 2018 по 2023 годы всего постоянным жильем будет обеспечено почти 138 тысяч военнослужащих, а служебным - 198 тысяч, причем с учетом компенсаций за поднаем жилья последняя цифра еще увеличится, поскольку только в 2020 году такие компенсации получили 59,6 тысячи человек.

В 2015 году увеличен размер компенсации за поднаём жилья. Для расчёта размера денежной компенсации, выплачиваемой офицерам и прапорщикам, используется алгоритм, применяемый для государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации в федеральный орган исполнительной власти, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации. Согласно ему, размер компенсации рассчитывается исходя из предельной стоимости найма 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством Труда России [6]. Постановлением установлен норматив общей площади жилого помещения, принимаемый в расчете предельного размера денежной компенсации, в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека [7]. Размер денежной компенсации различается в зависимости от состава и ведомственной принадлежности военнослужащих.

Муниципальный жилищный сертификат — свидетельство, которое удостоверяет льготу гражданина на субсидию из средств федерального бюджета для улучшения жилищных условий [7]. В настоящее время жилищные сертификаты не выдаются, альтернатива этому состоит в том, что теперь выдаются денежные средства для постройки или покупки нового жилья. В результате замены льготы на выплату денежных средств новое регламентирование не предоставляет права выбирать форму обеспечения жильем, а также освобождает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности предоставления жилья, которое предполагает выполнение условий в течение трех месяцев [8]. Такое положение с регулированием жилищного обеспечения не позволяет гражданам, находящимся на военной службе или ушедших в отставку, приобретать в собственность квартиры, у которых жилищная площадь меньше определенной нормы. В случае если средств единой денежной выплаты недостаточно для приобретения жилья с площадью не менее установленной нормы, то военнослужащему необходимо доплачивать из личных средств.

Для рассматриваемой в данной статье категории граждан – военнослужащих предусмотрена также накопительно-ипотечная система, которая начала действовать с 1 января 2005 года[10]. Каждому военнослужащему, являющемуся участником такой программы, заводится именной накопительный счёт. На этот счет каждые три месяца переводятся средства из федерального бюджета. Средства с данного счета можно реализовать только в рамках покупки жилья или погашения ипотечного кредита. После трёх лет службы возможно использование таких средств. Проблемным остается вопрос такой реализации, который рассмотрел Е. А. Глуховой и описал, что система жилищного обеспечения военнослужащих является устаревшей и требует модернизации [10]. 

Также ещё одной проблемой накопительно-ипотечной программы состоит в том, что военнослужащий привязан службе на срок, который рассчитан кредит, который составляет в среднем 20 лет. В случае досрочного расторжении контракта с военнослужащим, в его обязанности входит погашение оставшейся суммы кредита за счет личных средств, а также возврат всех перечисленных государством накоплений, хранящихся на персональном счете гражданина.

Указанная в настоящей статье проблематика показывает, что в процессе реализации законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок обеспечения жильем военнослужащих недостатки и упущения, которые негативно сказываются не только на эффективность формирования, инвестирования и использования бюджетных средств, выделяемых государством для решения жилищных вопросов военнослужащих, но и на доверие к системе обеспечения жильем в целом.

Разработанные правовые нормы, а также имеющаяся система удовлетворения прав на обеспечение военнослужащих жильем выполняет свои задачи, но требует дополнительных правовых и организационных мероприятий в совершенствовании действующего законодательства, таких как принятие к учету реальной стоимости квартир, в зависимости от региона страны, при начислении компенсаций за жилищный сертификат и аренду жилья, а также проводить периодическую индексацию указанных средств с учетом реальной экономической обстановки в стране, также предлагается вести более строгий контроль и повышение инвестиций из бюджета государства для обеспечения жильём военнослужащих Российской Федерации.

 

Литература:

1. Виноградов Н.А. Советское военно-административное право: Ч. 2. — Москва, 1951. — 144 с.

2. Заикин А.В. Правовое регулирование ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Дисс.... на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. — Москва, 2007.

3. Кудашкин А.В. Жилищная энциклопедия военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей // За права военнослужащих. — Москва, 2009.

4. Пчелинцева Л.М. Право на жилище военнослужащих: теоретические аспекты и проблемы реализации: Дис.... докт. юрид. наук. — Москва, 2004. Рамблер.

5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. (с изменениями на 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. ⸺ 2020. ⸺ № 4, ст. 445.

6. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1998. — № 22. — Ст. 2331.

7. Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 18.12.2020) "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"

8. Тишкин П.И. Реализация права военнослужащих на жилище // Вест. Томск. Гос. ун-та, № 339, 2010.

9. Шевченко О.И. Актуальные проблемы жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей / О. И. Шевченко, С. С. Фатеев. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2019. — № 1 (8). — С. 12-16.

10. Глухов Е.А. Административно-правовые средства предупреждения коррупции в сфере жилищного обеспечения военнослужащих / Дисс....канд. юрид. наук. — Москва: ВУ, 2011.

 

. . . . . . .