Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Развитие налоговой системы в республике Ирак

Дата публикации: 2021-12-22 00:32:03
Статью разместил(а):
Аль-Караави Мохаммед Галеб Джасим

Развитие налоговой системы в республике Ирак

Development of the tax system in the Republic of Iraq

 

Автор: Аль-Караави Мохаммед Галеб Джасим

ФГАОУ ВО "Волгоградский государственный университет", ‏Волгоград, Россия

e-mail: mohammedgalp0@gmail.com

Al-Karaawi Mohammed Ghaleb Jasim

Volgograd State University, Volgograd, Russia

e-mail: mohammedgalp0@gmail.com 

 

Аннотация: Государственной власти для своего существования необходимы финансовые ресурсы. Источником формирования таких ресурсов является государственный бюджет, доходная часть которого в основном образуется за счёт налоговых платежей. Налоги всегда были и продолжают оставаться самым важным инструментом формирования экономической основы государства – государственного бюджета. В этой работе я представляю объяснение развития налоговой системы в Ираке.

Abstract: State authorities need financial resources for their existence. The source of the formation of such resources is the state budget, the revenues of which are mainly formed through tax payments. Taxes have always been and continue to be the most important tool for forming the economic basis of the state - the state budget. In this paper, I am present an explanation of the development of the tax system in Iraq.

Ключевые слова: Налоги, налоговая система, инструменты финансирования экономики.

Keywords: Taxes, tax system, instruments for financing the economy.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Ирак является одним из государств Ближнего Востока, занимающим важное геополитическое положение в регионе, обладающим огромными запасами сырьевых ресурсов, составляющими основу экономического потенциала страны.

В течение последнего десятилетия двадцатого века и последующие годы мир стал свидетелем настоящей революции в области информационных и коммуникационных технологий, что в значительной степени повлияло на разные аспекты экономической и социальной деятельности Республики Ирак, в том числе на налоговую систему.

Налоги в формировании финансов исламского государства играют важную роль. Никакие налоги в исламских странах не могут быть установлены, если они не утверждены шариатом. Мусульманские налоги – это различные формы платежей или иных податей, взимаемых с населения мусульманских государств, сложившиеся в ходе арабских завоеваний VIIVIII вв. и формирования финансовой системы Халифата.

К числу установленных мусульманским правом налогов относятся:

- закят – этот налог должны ежегодно уплачивать все совершеннолетние дееспособные мусульмане в пользу нуждающихся единоверцев;

- ушр – налог или сбор в размере 1/10, десятина, налог с продуктов земледелия, выплачиваемый мусульманами с земель, которые по праву завоевания, дарения халифом не подлежат обложению хараджем;

- хумс – отчисления с различных видов добычи в размере 1/5.

- джизйа – подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах, рассматривавшаяся правоведами как выкуп за сохранение жизни при завоевании;

- харадж – поземельный пропорциональный налог.

В исламе нет формальной налоговой системы, однако вопрос об обязанностях богатых в отношении бедных занимает центральное место. В соответствии с исламским учением, Аллах создал богатство для распределения его среди верующих и использования его ими. Вместе с тем богатство не подлежит равномерному распределению, но каждый мусульманин имеет право получить часть богатства, чтобы достигнуть определенного уровня жизни – «нисаб».

Эти обязательства и являются основанием для взимания налогов в исламском мире. Коран предписывает сбор закята, который рассматривается как обязанность богатых в отношении бедных. Размеры закята и перечень видов имущества, с которых он должен взиматься являются предметами дискуссий мусульманских правоведов. Современные исламские идеологи считают закят основным средством обеспечения социальной справедливости  путем «перераспределения доходов». Налог-милостыня закят аль-фитр, предназначенный для раздачи беднякам во время праздника ид аль-фитр взимается в день окончания поста в месяц рамадан с взрослых мусульман. 

На современном этапе развития, в Республике Ирак используется определение налога: «… это обязательная подача денег, доходы, подлежащие выплате государству, и сборы, подлежащие уплате всеми за определенные услуги или владение имуществом». Есть еще одно определение налога – это обязательное, некарательное обязательство, при котором организации и люди обязуются жертвовать часть своих ресурсов государству, таким образом поддерживая его в покрытии государственных расходов.

На основе этих определений можно дать следующие характеристики налоговой системы Республики Ирак:

1. Налог - это денежный платеж: в наше время налог взимается только в денежной форме, при этом в прошлом налог на урожай взимался натурой.

2. Налоги - это обязательные платежи, которые взимаются с налогоплательщиков в обязательном порядке. Все налоги взимаются на основании закона, который утвержден Народным собранием Республики Ирак. Налоги являются суверенным доходом Республики Ирак. Члены общества должны нести налоговое бремя в соответствии своего финансового положения.

3. Сборы, в отличие от налогов, взимаются в обмен на услуги, которые лицо получает напрямую, например, таможенная пошлина - это оплата услуг Таможенного органа основании рассмотрения таможенной декларации.

4. Налоговые поступления используются для покрытия государственных расходов, достижения экономических целей и социального благополучия.

В Республике Ирак также существует несколько налоговых правил:

1. Правило справедливости. Его суть заключается в том, что все граждане являются участниками осуществления государственных расходов, в каждом случае в соответствии с их финансовыми возможностями. Налоговая справедливость достигается, когда налог учитывает финансовое положение налогоплательщиков, что минимальный доход не облагается налогом, и в налоговой системе проводится различие между людьми с ограниченными доходами и люди с высокими доходами.

2. Правило ясности. Налоговые правила являются ясными для всех налогоплательщиков, так что каждый может определите сумму и время оплаты.

3. Правило рациональности. Означает, что государственные расходы на сбор налогов сведены к минимуму.

Анализ функционирования налоговой системы Республики Ирак показывает, что действующее законодательство о деятельности налоговой службы неясно и адекватно описывает требования к ее соответствию, предоставляя огромные полномочия налоговых органов и их непоследовательность в применении.

Налоговое администрирование в Республике Ирак не полностью основано на общепринятых принципах, которые сейчас признаны в большинстве стран, такие как: добровольное выполнение, самооценка налоговых обязательств налогоплательщиком, и четкое определение прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков.

Центральный налоговый орган Ирака (араб. مصلحة الضرائب المركزية العراقية) — ключевой национальный государственный орган в сфере налогообложения. 

Основными видами налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами в процессе ведения коммерческой деятельности в Ираке, являются:

• налог на доходы корпораций;

• подоходный налог физических лиц;

• налог c продаж.

При налогообложении доходов компаний важнейшим является вопрос резидентства. Если юридический и фактический адреса компании расположены за пределами Ирака, компания считается юридическим лицом-нерезидентом. Если любой из адресов находится на территории Ирака, компания считается резидентом. Юридические лица-резиденты облагаются налогом на их доходы по всему миру, в то время как юридические лица-нерезиденты облагаются налогом исключительно с доходов, полученных от деятельности на территории Ирака.

По иракскому законодательству существует два основных вида налогов на доходы: налог на доходы корпораций и подоходный налог физических лиц, которые регулируются законом Ирака о подоходном налоге №113 от 1982 г. с изменениями от 2003 г.

Налог на доходы корпораций взимается с доходов, полученных юридическими лицами. Как правило, чистый корпоративный доход определяется как разница между чистой стоимостью активов, находящихся в собственности компании на начало и конец финансового года. Такие расходы, как общие расходы на получение и поддержание коммерческой прибыли, страховые и пенсионные взносы, расходы на транспортные средства, принадлежащие компании и использующиеся в бизнесе, отложенная амортизация и другие расходы могут вычитаться из доходов при расчете чистого корпоративного дохода. Ставка налога на доходы корпораций составляет 15%.

Налог на добавленную стоимость как таковой не взимается на территории Ирака. При этом применяется налог с продаж (в т.ч. импорта) определенных видов товаров и услуг. В частности, с продаж сигарет и алкогольных напитков данный налог установлен в размере 300%.

В Республике Ирак используется концепция «Постоянного представительства», чтобы определить, является ли бизнес облагаемым налогом в Ираке. Необходимо выделить, что иностранные компании не могут вести бизнес в Ираке, если они не зарегистрированы в соответствии с законами, которые действуют на момент регистрации в Республике Ирак.

Так как в Республике Ирак отсутствует точное определение концепции «Постоянного представительства», потому необходимо контролировать коммерческую деятельность, которая проводится с целью обеспечения соблюдения требований регистрации Ирака и других используемых налоговых правил.

Как правило, одним из самых важных вопросов при определении того, когда компания облагается налогом в Ираке, является вопрос о том, будет ли иностранная компания вести бизнес в Ираке или с Ираком.

Как только будет установлено, что компания действует «в Ираке», она должна зарегистрироваться в Общей налоговой комиссии (GCT). Фирмы, работающие в GCT облагается корпоративным налогом в Ираке и обязаны подать корпоративную декларацию по подоходному налогу.

На основании Налогового законодательства, убытки, понесенные налогоплательщиком от определенных источников дохода в Ираке (юридически подтвержденные), как правило, могут быть вычтены из прибыли других источников. Убытки, которые не могут быть урегулированы таким образом, переносятся и вычитаются из дохода налогоплательщика в течение 5 лет подряд.

Правительство Республики Ирак не спешит принимать законы о ходе принятия и развития институтов, которые необходимы для реализации экономической политики, политические реформы, по-прежнему необходимы для того, чтобы развеять опасения инвесторов о нестабильном бизнес-климате. Правительство Республики Ирак ищет дополнительные прямые иностранные инвестиции, но столкнется с рядом барьеров, в том числе слабая политическая система и опасения по поводу безопасности и социальной стабильности. Основными факторами, сдерживающими рост инвестиций являются следующие:

 - коррупция в Республике Ирак;

- старая инфраструктура;

- неадекватные базовые услуги;

- нехватка квалифицированных специалистов;

- старые коммерческие законы.

На основании опыта по улучшению налогового климата в РФ, можно предложить его использование в налоговой системе Республики Ирак.

898 01

Рис.1. Рейтинг стран по легкости уплаты налогов.

Разные страны пытаются найти способы построения наиболее эффективной налоговой системы. Однако поскольку сокращение числа и ставок налогов упирается в вопросы роли и функций государства в экономике, то зачастую политически более приемлемой является налоговая реформа, влияющая на легкость (администрирование) уплаты налогов. Из рисунка 1 видно, что Ирак находится на 59 месте в рейтинге 189 стран по легкости уплаты налогов. По данным Всемирного банка страны с большим количеством налоговых платежей, имеют меньшее количество созданных и создаваемых бизнесов на душу населения. И наоборот, реформа администрирования налогов имеет своим результатом увеличение предпринимательской активности.

Таблица 1 – Динамика основных показателей качества налогового администрирования в Республике Ирак.

Показатель

2018г.

2019г.

2020г.

Время для подготовки и уплаты налогов, часов 

312

312

312

Доля фирм, материально вознаграждающих налоговиков (взятки), % 

29,1

29,1

29,1

Налоги и взносы на заработную плату, % от коммерческой прибыли 

13,5

13,5

13,5

Количество посещений или необходимых встреч с налоговиками 

1

1

1

Прочие налоги, уплачиваемые предприятиями, % от коммерческой прибыли 

0

0

0

Налоговые платежи, количество 

13

13

13

Налог на прибыль, % от коммерческой прибыли 

14,3

14,3

14,3

Общая налоговая ставка, % от коммерческой прибыли 

27,8

27,8

27,8

Индекс легкости ведения бизнеса (1=наиболее благоприятной среды для ведения бизнеса) 

146

146

146

Плотность нового бизнеса, новых регистраций на 1000 человек в возрасте 15-64 лет 

0,13

0,13

0,13

Зарегистрировано новых предприятий, количество 

2309

2309

2309

 

Из таблицы 1 видно, что показатели практически не изменяются. Время для подготовки и уплаты налога составляет 312 часов, индекс легкости ведения бизнеса остается неизменным и составляет 146. За весь период анализа более чем в два раза сократилась плотность нового бизнеса. С 2018 года количество вновь зарегистрированных предприятий не изменилось. Все это свидетельствует об отсутствии существенных реформ в налоговом администрировании. Анализ иракского функционирования налогового администрирования показывает, что нынешние законы о деятельности налоговой службы не четко и достаточно описывает требования к ее соответствию, предоставляя слишком большие полномочия налоговых органов и непоследовательное их применение. 

Важным условием для совершенствования налоговой системы в Республике Ирак, является упрощение налоговой системы. При этом необходимо убедиться, что изменения могут быть эффективно применены в целом на Иракских уровнях.  Совершенствование должно быть направлено на содействие добровольного выполнения налогоплательщиками своих обязанностей, дифференциацию заявок налогоплательщиков по вопросам и обеспечению эффективного управления всеми мероприятиями.

Анализ иракского функционирования налоговой системы показывает, что нынешние законы о деятельности налоговой службы не четко и достаточно описывает требования к ее соответствию, предоставляя слишком большие полномочия налоговых органов и непоследовательное их применение.

Налоговое администрирование в Ираке не в полной мере основано на общепринятых принципах, признанных сегодня в большинстве стран, таких как добровольное исполнение, самостоятельная оценка налоговых обязательств налогоплательщиком, и четкое определение прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщика.

Правительство Ирака неторопливо принимает законы о ходе принятия и развития институтов, необходимых для осуществления экономической политики, и политические реформы, по-прежнему необходимы, чтобы развеять опасения инвесторов относительно неопределенного бизнес-климата. Правительство стремится привлечь дополнительные прямые иностранные инвестиции, но сталкивается с рядом препятствий, в том числе разреженной политической системы и опасения по поводу безопасности и социальной стабильности. Безудержная коррупция, устаревшая инфраструктура, недостаточные основные услуги, квалифицированная нехватка рабочей силы, а также устаревшие коммерческие законы душат инвестиции и продолжают сдерживать рост частных, ненефтяного сектора.

Важной предпосылкой для реформирования налогового администрирования в Ираке является упрощение налоговой системы, но при этом необходимо убедиться, что изменения могут быть эффективно применены в целом к уровням Ирака. Реформа должна быть сосредоточена на стимулирование добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, дифференциации обращений налогоплательщиков по их вопросам и обеспечение эффективного управления всеми процедурами. 

Для того чтобы разработать мероприятия по реформированию налогового управления необходимо выделить проблемы, нарушающие налоговое администрирование:

- регистрация налогоплательщиков;

- обработка отчетности и уплаты налогов;

- просроченные долги налогоплательщиков;

- аудит, санкции и штрафы.

Мероприятия по совершенствованию налоговой системы в Республике Ирак, должны стать частью более широкой финансовой реформы, которая будет направлена на поднятие макроэкономической стабильности и реструктуризацию экономики.

 

. . . . . . .