Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Устойчивое развитие: теоретические и практические аспекты концепции

Дата публикации: 2020-12-18 04:29:56
Статью разместил(а):
Псардия Влада Мурмановна

Устойчивое развитие: теоретические и практические аспекты концепции

Sustainable developmentthe theoretical and practical aspects of the concept

Автор: Псардия Влада Мурмановна

СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия.

e-mail: vlada.psardiya@mail.ru

Psardiya Vlada Murmanovna

SPbU, St. Petersburg, Russia.

e-mail: vlada.psardiya@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты концепции устойчивого развития, описаны современные подходы к изучению концепции устойчивого развития и становление концепции в историческом контексте. Рассмотрены основные современные политические программы и инициативы по продвижению и реализации идей и целей устойчивого развития. 

Abstract: The article covers the theoretical and practical aspects,modern approaches to the study and the historical formation of The Concept of Sustainable development. Describes the main modern policy programs and initiatives to promote and implement the ideas and goals of sustainable development. 

Ключевые слова: устойчивое развитие, эколого-системный подход, триединый подход, кластерный подход, корпоративный подход, программы и инициативы устойчивого развития.

Keywords: sustainable development, ecological approach, triune approach, cluster theory, corporate approach, sustainable development programs and initiatives.

Тематическая рубрика: экономика и финансы.

 

В настоящее время одной из самых приоритетных задач для всего человечества является обеспечение выполнения идей, связанных с концепцией устойчивого развития. Концепция устойчивого развития сегодня принята в 193-х странах и упоминается в более чем четырехстах документах, будь то двусторонние или многосторонние договоры, программные документы, национальные стратегии или же решения международных судебных органов. 

Концепцию устойчивого развития нельзя назвать новой идеей устройства общества, так как её предпосылки можно встретить в работах таких экономистов как Ф. Кенэ, Т. Мальтуса, В. Парето, в теории оптимизации которого берет свое начало принцип сбалансированного и уравновешенного экономического развития. Теория устойчивого развития возникла как продолжение идей Дж. М. Кейнса в концепциях экономического роста и его пределов, определении дохода, данного Дж. Хиксом, концепциях нового экономического порядка, постиндустриализма, а также концепций ноосферы П. Тейяра де Шардена, В. Вернадского, Н. Моисеева и других, выдвигаемых в качестве общих идеологических основ хозяйственной деятельности человечества. Однако, новым можно считать масштаб допустимых нынешних и будущих последствий, вызванных игнорированием устойчивого развития и отсутствием своевременного реагирования в рамках международной политики, региональных и национальных инициатив, а также усилий деловых кругов и инвесторов на вызовы устойчивого развития.

Несмотря на немалое количество исследований по теме устойчивого развития, процесс формирования ее теоретических основ нельзя назвать завершенным. Это связано с тем, что в настоящее время отсутствует единый подход к определению содержания понятия устойчивого развития, его факторов, принципов и индикаторов, методов оценки и т.д. Из этого следует, что вопросы систематизации и нахождения компромисса между различными существующими подходами на сегодня являются открытыми и актуальными. 

Становление теории, необходимость и объективная обусловленность перехода к устойчивому развитию была обоснована в работах таких зарубежных авторов, как А. Печчеи, Дж. Форрестер, Д. и Д. Медоуз, Й. Рэндерса, Г. Х. Брундтланд, М. Месарович, Г. Кана, Э. Пестель, и др.

В отечественной науке постановка проблемы впервые нашла отражение в трудах В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева, Н.Н. Моисеева, П.Н. Савицкого, Н.В. Тимофеева-Ресовского. Значительный вклад в обоснование теории устойчивого развития, систематизацию вызовов и угроз, связанных с неконтролируемым ростом производства и потребления, внесли работы таких российских авторов, как В.И. Вернадский, Д.М. Гвишиани, А.Г. Гранберг, В.И. Данилов-Данильян, В.А. Коптюг, Н.В. Пахомова, А.В. Канаев, О.А. Канаева, К.С. Лосев, А.Д. Урсул, Е.А. Старикова, С.Н. Бобылева и др. В их статьях, докладах и выступлениях нашли отражение подходы к трактовке термина «устойчивое развитие», содержания и принципов устойчивого развития и т.д. 

Проведя анализ российской и зарубежной научной литературы и исследований, связанных с вопросами устойчивого развития, можно выделить несколько исследовательских подходов к изучению данной концепции: эколого-системный, триединый, кластерный, и корпоративный подход.

Среди зарубежных авторов, занимавшихся исследованием и проблематикой концепции устойчивого развития нельзя не упомянуть Дж. Форрестора, который по поручению Римского клуба одним из первых занялся научным обоснованием концепции. Одним из первых исследователей, занимавшихся данной проблематикой, были и Д. и Д. Медоуз, которые с Й. Рэндерсом также по поручению Римского клуба в 1972 г. представили доклад «Пределы роста», результатом которого стал вывод о том, что сохранение тенденции роста численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды, производства продовольствия и истощения ресурсов, приведут к «естественному пределу экономического роста» уже в  XXI в. Несмотря на то, что указанные работы подвергались критике со стороны других исследователей, именно в них сформировался эколого-системный подход к изучению устойчивого развития, и  их часто называют теоретическим фундаментом, который в дальнейшем послужил развитию концепции. Большой вклад в теоретическую базу концепции устойчивого развития внесла и работа Дж. Пизи, выполненная по заказу Всемирного банка, в которой автор приводит более шестидесяти дефиниций понятия устойчивого развития, которые были опубликованы разными авторами до 1980г. 

В 1983 г. по инициативе ООН Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). В 1987г. МКОСР, возглавляемая премьер-министром Норвегии Г.Х. Брундтланд, опубликовала доклад «Наше общее будущее», который был посвящен долгосрочному развитию человечества, и в котором было представлено определение понятия устойчивое развитие, которое в последствии стало хрестоматийным. Согласно докладу «устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Среди отечественных ученых к работе Комиссии причастны В. Е. Соколов, Н.Н. Моисеев, В.А. Легасов, Р.З. Сагдеев, Ю.А. Израэль, И.Т. Фролов и др. Российским авторами, которые одними из первых приступили к исследованию вопросов устойчивого развития и внесшим вклад в развитие эколого-системного подхода, являются В.А. Коптюг, А.Д. Урсул, В.И. Данилов-Данильян и др. 

В дальнейшем возникла трактовка концепции устойчивого развития, которую называют триединой, так как в ней подчеркивается взаимосвязь трех основных аспектов устойчивого развития – это экологический, экономический и социальный аспекты. Одним из основоположников этого самого популярного на данный момент научного подхода к устойчивому развитию можно считать профессора экономики Э. Барбье, в работах которого впервые в 1987г. были опубликованы результаты исследования применительно к концепции устойчивого экономического развития, где ученый сделал вывод о том, что цели охраны окружающей среды и экономическое развитие не только не противоречат друг другу, а напротив, могут способствовать взаимному усилению [5]. Такая трактовка устойчивого развития поддерживается и в работах таких российских исследователей, как Х.Н. Гизатуллин и В.А. Троицкий.

В последствии в рамках триединой концепции были выделены две модели – слабое и сильное устойчивое развитие, которые были описаны в работах таких зарубежных исследователей, как Э. Ноймайер, К. Уильямс, Э. Миллингтон, Г. Дейли, Р. Костанца, Г. Аткинсон, Д. Пирс, Р. Тёрнер и др. Г. Дейли и Р. Костанца в 1987 г. в своем труде «Природный капитал и устойчивое развитие» формулируют положения экологической экономики, которая представляла собой так называемую концепцию сильной устойчивости. Сторонниками данной концепции было определено понятие природного капитала, а также введен термин «экосистемные услуги». Экономисты настаивали на сохранении природного капитала и сокращении экономического потребления с целью обеспечения экологической устойчивости. К. Уильямс и Э. Миллингтон в своей статье «Различные и конкурирующие значения устойчивого развития» в 2004 г.  выделили понятие и признаки слабой устойчивости, согласно которому, не имеет значение количество используемых невозобновляемых ресурсов современным поколением, а также уровень загрязнения окружающей среды, если в качестве компенсации создаются машинное оборудование, дороги, школы и университеты. При этом данная концепция не отрицает важности и необходимости рационального потребления и обеспечения экологической безопасности. 

С именами таких исследователей, как М. Портер и М. Креймер, Дж. Вуд, Дж. Логсдон, А. Кэрролл и др. связано формирование кластерного подхода, который получил значительное развитие как инструмент формирования и обеспечения устойчивого развития на региональном уровне, что призвано способствовать повышению конкуретоспособности местных компаний и повышению уровня жизни общества. Ряд российских ученых также поддерживают кластерный подход, например, А.Н. Тетиор, В.М. Капицын, О.И. Тимофеева, И.Е. Барсуков, Л.Т. Шевчук и др. и соглашаются во мнении, что для обеспечения устойчивой жизни невозможно без устойчивости местных сообществ. Среди российских авторов, в работах которых изучен такой подход можно выделить Г.Х. Батова, М.М. Кандрокову, З.Х. Кумышеву, Л.А. Костыгову, И.Н. Свистунову и др.

Переход концепции устойчивого развития, которая ранее рассматривалась на макроэкономическом уровне, к микроэкономическому привел к формированию принципиально нового подхода – устойчивому развитию компании или (подходу КСО). Подход был впервые предложен Дж. Элкингтоном в его статье «На пути к устойчивой корпорации: беспроигрышная корпоративная стратегия, ведущая к устойчивому развитию», а затем рассматривался в работах таких зарубежных исследователей, как Р. Штойрер, Т. Диллик и К. Хокертс. В рамках данного подхода понятие устойчивого развития рассматривается и анализируется с позиции корпораций, их рисков и возможностей. Весомую роль в развитии теории сыграли отечественные авторы: Б.С. Батаева, А.В. Вавилина, О.В. Данилова, В.А. Данилов-Данильян, О.А. Канаева, А.Е. Костин, и др.

Таким образом, тема устойчивого развития активно исследуется российскими и зарубежными авторами, но остается ряд вопросов, требующих рассмотрения, а также большое количество информации, требующей систематизации. 

Делая обзор литературы, необходимо упомянуть и некоторые документы, в которых приводятся актуальные статистические данные, а также изучается практическая деятельность, связанная с вопросами устойчивого развития. Например, при ООН существует Программа по окружающей среде (UNEP FI), а при Европейском союзе Экспертная группа по устойчивым финансам (HLEG). Такие группы как UNEPFIи HLEGрегулярно публикуют доклады и отчеты об устойчивом развитии, зеленых и устойчивых финансах, например, План действий ЕС по финансированию устойчивого роста, Отчет Экспертной группы по устойчивому финансированию, Руководство по устойчивому развитию банковской отрасли (UNEP FI) и т.д. Аналогичные документы публикуются и в Российской Федерации. Тут можно выделить Внешэкономбанк, на базе которого издают различные монографии и другие работы, связанные с вопросами устойчивого развития: Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса, «Зелёные» тренды в деятельности финансовых институтов развития и коммерческих банков, Отчет Группы Внешэкономбанка об устойчивом развитии и т.д. 

Рассматривая деятельность разных стран по продвижению и реализации идей устойчивого развития, стоит отметить, что в ответ на растущие вызовы в отношении устойчивого развития в 2015 году были сформированы три взаимосвязанные политические программы, которые также получили поддержку со стороны всех государств-членов ООН. Первая из них – Аддис-Абебская программа действий была утверждена на Международной конференции по финансированию развития Генеральной Ассамблеей ООН в июле 2015 года в качестве основной программы по финансированию устойчивого развития. В Программе, в частности, отмечается важность роли банков развития в финансировании устойчивого развития, в итоговом документе содержится тридцать три ссылки на банки развития и различные роли, которые они могут играть в финансировании развития, в том числе в области торгового финансирования, финансирования инфраструктуры, субгосударственного финансирования и других аспектов финансирования устойчивого развития. 

Второй глобальной политической программой является Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, которая также была одобрена государствами-членами ООН в сентябре 2015 года, в ее рамках сформулировано 17 целей устойчивого развития (ЦУР), используемые в качестве руководящих принципов политики устойчивого развития. ЦУР являются продолжением целей развития тысячелетия (ЦРТ), которые представляли собой набор из восьми целей развития, за которые выступала ООН в период с 2000 по 2015 год. ЦУР применимы как к развитым, так и к развивающимся странам и сопровождаются набором из 169 целей и более 300 показателей устойчивости.

Третьей глобальной политической программой является Парижское соглашение, которое было одобрено учреждениями-членами Рамочной конвенции ООН об изменении климата в декабре 2015 года. Парижское соглашение примечательно тем, что это первое юридически обязательное соглашение по климату, принятое государствами-членами Рамочной конвенции ООН. Соглашение призывает государства-члены ограничить повышение температуры до «значительно ниже 2 градусов Цельсия и продолжать усилия по ограничению повышения температуры еще больше – до 1,5 градусов Цельсия» (Конвенция ООН об изменении климата, 2015). Для достижения Парижского соглашения потребуются существенные и быстрые изменения в мировой экономике и, в частности, в энергетической, транспортной, строительной и сельскохозяйственной системах, что приведет к созданию глобальной экономики, которая будет производить нулевые чистые выбросы парниковых газов ко второй половине XXI века. 

В дополнение к международным стратегическим программам устойчивого развития, описанным выше, существует множество региональных и национальных инициатив в области устойчивого развития. Региональные и национальные усилия по обеспечению устойчивого развития весьма разнообразны: некоторые страны (Бангладеш) создали должности на уровне министров для координации национальных усилий в области устойчивого развития, другие (Китай) увеличивают национальные инвестиции в возобновляемые источники энергии и создание национальных дорожных карт зеленого финансирования и т.д. Наконец, в решении вопросов устойчивого развития возросла и активность частного сектора: предприниматели и инвесторы начали решать вопросы устойчивого развития с помощью своих собственных действий и инициатив – это  Принципы ответственного инвестирования, Всемирный деловой совет по устойчивому развитию по устойчивому развитию и др. 

За последние десятилетия мировая экономика пережила значительный рост экологических и социальных последствий экономического развития. С экологической точки зрения увеличение выбросов парниковых газов, вызванное воздействием возросшей экономической активности в энергетике, транспорте и сельском хозяйстве, привело к тому, что концентрация углекислого газа в атмосфере в 2019 году была рекордной и составила 410 ppm (то есть в каждом кубическом метре воздуха присутствует не менее 410 мл углекислого газа) по сравнению всего с 280 ppmв 1950 году. А в период с 1970 по 2010 год Земля потеряла 52% своего биологического разнообразия. С социальной точки зрения за последние десятилетия резко возросло неравенство внутри стран, что снижает экономический рост и усиливает политическую поляризацию. Все эти факты выступают доказательством растущего масштаба возможных негативных экономических, экологических и социальных последствий для всего мира, которые можно преодолеть лишь путем более целенаправленного и совместного реагирования правительств стран на вызовы устойчивого развития, в очередной раз подчеркивая важность концепции устойчивого развития на глобальном уровне. 

 

Список литературы:

1. Балашова Е.С., Шарипова С.Р., Генезис теоретических представлений об устойчивом развитии социально-экономических систем // Вестник пермского университета. Экономика. – 2019. – № 3. – С. 371-387

2. Старикова Е. А, Современные подходы к трактовке концепции устойчивого развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Экономика. – 2017. – №1.– С. 7-17

3. Aseeva A. (Un)Sustainable Development(s) in International Economic Law: A Quest for Sustainability // Sustainability. 2018. №10(11). – 30 p.

4. Kindornay S., Progressing national SDGs implementation: An independent assessment of the voluntary national review reports submitted to the UN High Level Political Forum on Sustainable Development in 2017. – 2018. – 189 p. 

5. Kuhn B. China’s Commitment to the Sustainable Development Goals: An Analysis of Push and Pull Factors and Implementation Challenges. Chinese Political Science Review. – 2018. 

6. WWF Living Planet Report 2014. Species and spaces, people and places. WWF. – 2015. – 169 p.

  

. . . . . . .