Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Роль бренда Вологодской области в системе национальных брендов России

Дата публикации: 2024-01-09 21:03:19
Статью разместил(а):
Чекушина Софья Сергеевна

Роль бренда Вологодской области в системе национальных брендов России

The role of the Vologda region brand in the national brand system of Russia

 

Автор: Чекушина Софья Сергеевна

Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

e-mail: sofya.tchekushina@yandex.ru

Chekuhina Sofia Sergeevna

RUDN University, Moscow, Russia

e-mail: sofya.tchekushina@yandex.ru

 

Аннотация: Данная статья рассматривает вопросы регионального брендинга на примере бренда Вологодской области. В статье кратко описаны Вологодскся область и ее фирменный стиль, названы атрибуты бренда региона.

Annotation: this article examines the issues of regional branding using the example of the Vologda region brand. The article briefly describes the Vologda region and its corporate identity, and names the attributes of the region's brand.

Ключевые слова: региональный брендинг, фирменный стиль, атрибуты бренда.

Keywords: regional branding, corporate identity, brand attributes.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Национальный бренд – неотъемлемая составляющая любой страны, в том числе и России. Благодаря ему, происходит формирование имиджа и репутации всего государства. Он включает в себя восприятие и ассоциации, которые есть у людей (местных жителей и приезжих граждан) относительно страны, ее культуры и традиций; создает уникальную идентичность и неповторимость.

Брендинг территории – составляющий элемент территориального маркетинга. Представляет из себя целенаправленный процесс, в рамках которого местные органы власти, а также другие заинтересованные и привлеченные лица создают, поддерживают и усиливают имидж определенной территории. Цель - повысить степень ее привлекательности и узнаваемости для инвестиционных, туристических и миграционных потоков.

Значительную часть национального бренда составляют бренды региональные. Одним из таких брендов является Вологодская область. Бренд интересный и перспективный для развития регионального туризма. Но в силу того, что программа продвижения бренда неконкурентоспособна, он остается малоизвестным, хоть и граничит с центральным федеральным округом.

Таким образом, дальше речь пойдет о региональном бренде Вологодской области и о его роли в национальном бренде России.

Вологодская область – один из развитых регионов Северо-Западного федерального округа. Экономика региона - разноплановая, здесь производится большое количество различных изделий, от товаров первой необходимости до металлургических продуктов.

Благодаря развитой транспортной инфраструктуре, формирующей множество магистралей и узлов, которые соединяют Центральную Россию с Уралом и Сибирью, и близости крупных промышленных центров, создаются эффективные партнерские и деловые связи с другими регионами России и ближним зарубежьем.

В Вологодской области доминирует несколько отраслей промышленности, а именно:

  • Череповец - химическая промышленность и черная металлургия.
  • Вологда и Сокол - лесная и целлюлозно-бумажная промышленности, машиностроение, металло- и деревообработка.

Кроме промышленного сектора в области на довольно высоком уровне развито и сельское хозяйство, а именно молочное животноводство. Оно составляет 70% от общего объема всей произведенной продукции данной отрасли.

Высшим должностным лицом Вологодской области является губернатор. Он представляет область на региональном и федеральном уровнях.

Вологодская область занимает существенное место в экономике нашей страны. Она вносит значительный вклад в развитие не только промышленности, но и российской культуры.

В современных условиях множество аспектов создают многообещающие возможности для развития того или иного региона. К ним относятся:

  • удобное месторасположение области;
  • разнообразие природных ресурсов;
  • наличие квалифицированных кадров.

Область, кроме герба, имеет свой собственный фирменный стиль. Он появился в 2014 году и до сих пор остается актуальным. Является основой для успешности, привлекательности, конкурентоспособности и востребованности региона.

Айдентика включает в себя красочный логотип и запоминающийся слоган. Над ними работали вологодские и столичные специалисты, а также органы власти. На белый фон эмблемы в самый центр круга решили поместить кружевную красную птицу и надпись «Вологодская область. Душа Русского Севера», которая и является олицетворяющей фразой региона.

Еще с древних времен птица являлась символом души. Она была талисманом и популярным персонажем у славянских народов. Образ птицы для логотипа был взят из кружевного панно «Вологда» Ангелины Ракчеевой. В современных реалиях он свидетельствует о нематериальных ресурсах территории, которые вдохновляют и побуждают местных жителей на дальнейшее развитие и превосходство.

Что касается цветового решения, то оно напрямую связано с основными цветами (красным и белым), которые до сих пор присутствуют в памятниках архитектуры, народном творчестве и ремесленном деле Вологодской области. Красный цвет ассоциируется с мужеством и храбростью, словами «красивый, прекрасный», а белый - со светом, чистотой и благородностью.

Такая визуальная составляющая является родной для местного населения и узнаваемой для туристов и инвесторов. Она отражает ценности края и указывает на географическую принадлежность. Основная цель бренда Вологодской области - продемонстрировать единство народа, сформировать любовь к малой родине, сохранить культурное наследие, а также подчеркнуть национальный характер северного региона.

Теперь поговорим о восприятии бренда, которое строится на основе «колеса бренда», состоящего из следующих элементов:

  1. Суть. Основная концепция. («В чем заключается идея бренда?»).
  2. Личность. Образ, наделенный характеристиками человеческой индивидуальности. («С каким человеком у меня ассоциируется бренд?»).
  3. Ценности. Эмоциональная составляющая. («Какие эмоции у меня возникают, когда я пользуюсь брендом?»).
  4. Выгоды. Преимущества и уникальные свойства. («Что я получаю от бренда?»).
  5. Атрибуты. Функциональные особенности. («Что из себя представляет бренд?»).

Итак, составим концепцию восприятия бренда Вологодской области:

  1. Суть. «Вологодская область – душа Русского Севера» является отражением всех ценностей и идеалов региона. Бренд преследует сохранение традиций и формирует лояльность местных жителей к своему месту проживания – малой Родине.
  2. Личность. Здесь можно представить человека, которого можно описать следующими словами: современный, семейный, самобытный, славянской внешности, Вологодский, родной.
  3. Ценности. У бренда есть следующие ценности: традиции, развитие, натуральность продукции.
  4. Выгоды. Подчеркивают преимущества бренда и отличают его от других регионов-конкурентов. Выгоды подразделяются на 4 группы: для населения - улучшение территории; для инвесторов - масштабные проекты для инвестирования; для внешних рынков - надежное сотрудничество; для федерального уровня - возможность экспорта продуктов.
  5. Атрибуты. На территории Вологодской области создаются брендовые продукты региона, которые известны не только внутри России, но и на международном рынке. Например, северная чернь, Вологодское кружево и Вологодский лен. Помимо этого, в области производятся фирменные продукты питания – масло, молочные продукты, продукция «к чаю» (зефир, мармелад, пастила и т.д.), продающиеся под именем «Настоящий Вологодский продукт».

Вологодская область активно продвигает эти самые региональные продукты. Так, власти региона зарегистрировали товарный знак «Сделано на Вологодчине».

Помимо этого, продукты активно продвигаются на маркетплейсах. К примеру, на Wildberries или OZON можно найти сотни позиций вологодских продуктов. Необходимо отметить, что ассортиментные линейки постоянно расширяются. На полках магазинов или на онлайн-площадках вы спокойно можете обнаружить зефир со вкусом морской капусты или семенами чиа.

Также хотелось бы добавить, что помимо рекламы, производители принимают участие в различных мероприятиях, представляя регион на федеральных конкурсах: «Продэкспо», «Петерфуд», «Золотая осень». Таким образом регион заявляет о себе и открывает перспективные возможности – в 2018 году вологодская кондитерская фабрика поставляла свою продукцию на Чемпионат мира по футболу. А в конце 2020 года местная фирма, торгующая рыбой, отправила икру на Международную Космическую Станцию.

Ни для кого не секрет, что Вологодская область также славится своим маслом и кружевами. Поэтому с 2020 года каждое 27-е число мая празднуют День Вологодского кружева, а с недавних пор ввели законопроект о новом праздничном дне - Дне вологодского масла, так как считается, что оно прошло испытание временем и стало национальным достоянием. 

Важно заметить, область продвигает не только продукцию своего края, но и бренд территории в целом. Большинство знает о Великом Устюге, который принято считать родиной Деда Мороза. Данный бренд имеет сильные позиции с туристической точки зрения, поэтому каждую зиму туда съезжаются семьи с детьми, чтобы прочувствовать атмосферу праздника и волшебства.

Таким образом, Вологодская область является значимым компонентом в системе национального бренда России. Она занимает достаточно выгодное и близкое к центру расположение. У нее есть свой фирменный стиль, который делает её уникальной и создает сильный имидж. Регион известен своими брендами и региональной продукцией. Чтобы стать более успешным в плане туристической и инвестиционной привлекательности, региону необходимо проводить сильную маркетинговую политику, основанную на долгосрочной стратегии и перспективе.

 

Список литературы:

  1. Родионова А.В., Зарубалова К.В., Особенности территориального брендинга (на примере Вологодской области) // Вопросы студенческой науки – Череповец, 2021 – выпуск №5 – с. 279-284.
  2. Сулиманова Е.Д., Модели формирования имиджа и бренда региона (на примере Вологодской области) // Коммуникология: электронный научный журнал – Москва, 2019 – том 4.

 

. . . . . . .