Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Антиинфляционное регулирование в экономике России

Дата публикации: 2023-10-27 10:39:34
Статью разместил(а):
Муллаярова Регина Радиковна

Антиинфляционное регулирование в экономике России

Anti-inflationary regulation in the Russian economy

 

Автор: Муллаярова Регина Радиковна

БГПУ им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия

e-mail: mullayarovarrr@gmail.com

Mullayarova Regina Radikovna

BSPU named after M. Akmully, Ufa, Russia

e-mail: mullayarovarrr@gmail.com

 

Аннотация: В статье раскрываются понятия и методы антиинфляционной политики, рассматриваются вопросы антиинфляционной политики как важного условия его экономического роста.

Abstract: The article reveals the concepts and methods of anti-inflationary policy, and discusses issues of anti-inflationary policy as an important condition for economic growth.

Ключевые слова: инфляция, антиинфляционная политика, инфляционное таргетирование.

Keywords: Inflation, anti-inflationary policy, inflation targeting.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Одной из ключевых проблем современной российской экономики, препятствующих стабильному экономическому развитию страны, является инфляция, которая создает неблагоприятные последствия, то обязательным условием эффективной макроэкономической политики, которая обеспечивает устойчивое развитие экономики страны – это действенная антиинфляционная политика. В связи с этим важнейшей задачей современной макроэкономической политики государства выступает разработка комплекса эффективных антиинфляционных мер. Сложность этой задачи обусловлена тем, что развитие инфляционных процессов может быть вызвано различными факторами, имеющими зачастую противоположную направленность в зависимости от преобладающего типа инфляции: спроса или издержек.

В экономической теории выделяют два основных типа инфляции — инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Первая возникает, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение в текущем периоде, а вторая связана с повышением издержек бизнеса. Экономической наукой ХХ века было признано, что инфляция является многофакторным процессом и на нее влияют как монетарные (денежная масса, ставка процента, уровень валютного курса и др.), так и немонетарные факторы. В то же время необходимо отметить, что речь идет о разных сторонах одного явления, называемого «инфляция», это важно для ее изучения и проведения инфляционной политики, но для потребителя и бизнеса главной является абсолютная величина показателя. [1, с. 569].

На уровень инфляции влияет большое количество различных процессов в экономике. Факторы, влияющие на инфляцию, обычно делятся на внешние и внутренние. К внешним факторам, влияющим на инфляцию, относятся:

1. Процессы интернационализации, повышающие значимость внешних факторов, влияющих на инфляцию. Например, проявление инфляции в других странах приводит к изменению динамики внутренних цен в стране под влиянием цен на импортные товары.

2. Обесценение национальной валюты по отношению к другим валютам, в результате чего внутренние цены на импортные товары увеличиваются, а также возникает необходимость дополнительной эмиссии денег для обмена национальной валюты на иностранную.

К внутренним факторам относятся:

1. Дефицит бюджета − его покрытие за счёт кредитов ЦБ приводит к увеличению денежной массы и, соответственно, к инфляции.

2. Рост социальных государственных расходов, которые неадекватны эффективности экономики в целом. При экономических кризисах, при спаде производства существенно падает уровень жизни населения.

3. Рост инфляционных ожиданий − один из основных факторов инфляции. Ввиду возможного роста инфляции население начинает покупать продукты сверх необходимого для жизни уровня, а продавцы, в свою очередь, держатся за товары, желая потом продать их по более высокой цене.

4. Кредитная экспансия, то есть кредитование экономики сверх её потребностей, что вызывает эмиссию безналичных денег.

При разработке эффективной антиинфляционной политики целесообразно рассматривать оба типа инфляции как различные взаимосвязанные части единого инфляционного процесса.

Что такое антиинфляционная политика?

Антиинфляционная политика − это комплекс государственных мер по ограничению инфляции путём регулирования денежно-кредитной и других сфер экономики.

Целью антиинфляционной политики является  получение контроля над инфляцией. Чтобы антиинфляционная политика была эффективной, необходимо, прежде всего, выявить первопричины инфляции. Если инфляция возникла на основе неудовлетворённого спроса, то основные меры правительства должны быть сосредоточены на сокращении валютной эмиссии, на повышении учётной ставки на сбережения населения, на ограничении государственных расходов, на повышении налогов с целью снижения доходов.

Инструменты антиинфляционной политики. Существуют монетарные и немонетарные инструменты антиинфляционной политики.

К монетарным инструментам относятся:

  • регулирование ставки рефинансирования;
  • операции на открытом рынке;
  • изменение нормы обязательных резервов;
  • процентные ставки по операциям Банка России.

Регулирование ставки рефинансирования является одним из основных инструментов антиинфляционной политики РФ. Повышение или понижение ставки рефинансирования зависит от поставленных задач – уменьшения или увеличения денежной массы в обращении.

При повышении ставки рефинансирования кредитным организациям становится невыгодно брать займы у Центрального Банка, кредиты населению и организациям становятся дороже, и, как следствие, происходит мультипликативное уменьшение денежной массы в обращении.

При уменьшении ставки рефинансирования происходит обратный процесс. Операции на открытом рынке широко используются в мировой практике. Они выступают в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности. В практике Банка России операции по покупке или продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Изменение нормы обязательных резервов выступает в качестве еще одного дополнительного инструмента антиинфляционной политики. В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 10.07.2002 № 86–ФЗ (ред. От 27.12.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, являются одним из инструментов денежно–кредитной политики Банка России. Норма обязательных резервов – это установленный процент обязательств, который всякий коммерческий банк обязан держать в резерве в ЦБ РФ. Увеличение или уменьшение нормы обязательных резервов влечет за собой соответственно уменьшение или увеличение денежной массы в обращении и величины банковского мультипликатора.

Изменение процентных ставок также оказывает влияние на величину количества денег в обращении. Банк России изменяет ключевую ставку, если текущие тенденции указывают на продолжительное отклонение инфляции от цели на прогнозном горизонте или имеются факторы длительного действия, которые с высокой вероятностью приведут к такому продолжительному отклонению. В том случае если, несмотря на текущее отклонение инфляции от цели, ожидается ее возвращение к целевому уровню на краткосрочном горизонте, Банк России не применяет меры кредитно-денежной политики.

Немонетарные инструменты:

  • сокращение государственных расходов;
  • ограничение роста заработных плат;
  • налоговая политика [1, с. 612-614].

Применяется антиинфляционная политика только для открытой инфляции, так как скрытую инфляцию невозможно диагностировать. Ориентирована антиинфляционная политика на то, чтобы предотвратить неконтролируемую инфляцию. Государство справляется с инфляцией в стране, на денежно - кредитном, финансовом и валютном рынках при помощи мероприятий этой политики. Она осуществляется регулирующими органами: Министерством Финансов, Центральным банком и другими.

Меры антиинфляционной политики должны реализовываться комплексно, в зависимости от типа инфляции и от экономической ситуации в стране. Существуют две меры антиинфляционной политики:

  • разработка антиинфляционной стратегии;
  • разработка антиинфляционной тактики.

Антиинфляционная стратегия – не воздействует на экономику незамедлительно, она нацелена на снижение инфляции в будущем. При антиинфляционной стратегии необходимо усилить рыночные механизмы; укрепить систему финансов и увеличить денежную массу; пересмотреть бюджетную политику; уменьшить зависимость курса валют от внешних факторов.

Антиинфляционная тактика – это рассчитанные на короткий срок меры. Два метода: резкое увеличение спроса без повышения предложения или резкое увеличение предложения без повышения спроса.

Существует несколько методов антиинфляционной политики:

1. Дефляционная политика – происходит ограничение спроса денежной массы с помощью увеличения налогов, для того, чтобы повысить доходы бюджета и уменьшить покупательную способность. Для этого государство вводит лимит на финансовые потоки в экономику. Для того, чтобы препятствовать поступлению новых денег в экономику Центральный банк увеличивает ставку при резком падении курса национальной валюты. Минус этой политики в том, что происходит замедление роста экономики или совсем снижение.

Введение нормы обязательного резерва – это сумма, есть обязательно в активе всех банков. Так регулируется деятельность кредитных организаций. Продажа государственных ценных бумаг для уменьшения объема денежных средств в экономике. Центральный банк покупает или продается ценные бумаги. Устанавливается процентная ставка для того, чтобы спрос и предложение были в равновесии. Если Центральный банк приобретает ценные бумаги страны – повышает денежную базу и наоборот.

Стимулирующая политика – покупая ценные бумаги происходит рост спроса на них, увеличивается цена ценных бумаг и уменьшается ставка процента. Сдерживающая политика – продажа ценных бумаг, происходит наоборот. Политика процентной ставки. При рефинансирование Центральный банк кредитует коммерческие банки, если недостаточно финансовых ресурсов. С помощью изменения процентных ставок Центральный банк может осуществлять политику «дорогих» и «дешевых» денег.

2. Политика доходов – контроль за возрастанием цен и оплатой труда населения. Происходит регулирование роста производственных издержек.

Цель политики – стабильность цен на товары, услуги, труд. Осуществляется с помощью стабилизации государством цен на социально значимые товары, при помощи регулирования цен (прямого и косвенного). Косвенное регулирование: займы, субсидии, закупки для государственных нужд. Добровольное регулирование роста цен – создание границ роста цен и заработных плат. При высоком уровне инфляции государство может использовать «замораживание» заработной платы.

3. Политика индексации – повышение доходов и сбережений граждан. Государство индексирует пенсии, пособия, заработные платы, но это не значительно влияет на уровень жизни.

4. Политика стимулирования производства и роста сбережений населения.

5. Политика валютного курса. Используют страны, которые зависят от экспорта. Цель – стабилизация курса национальной валюты. Закрепление курса валюты на определенном уровне, дает возможность ограничить падение падения курса национальной валюты к зарубежным. Большое значение уделяется улучшению налоговой системы: необходимо сокращать число взимаемых налогов; изменять налоговые платежи, которые включены в затраты производства и стимулируют увеличение цен; пересмотреть технику налогообложения; устранить задолженности государства перед отраслями и сферами народного хозяйства.

Указанные методы антиинфляционной политики обеспечивают управление инфляцией в России, для того чтобы достичь экономический рост, занятость населения, устойчивость цен, прочность денежной единицы. [3, с.2-4].

Также нам бы хотелось рассмотреть еще один метод – инфляционное таргетирование, смысл которого заключается в плановом «создании» инфляции (табл. 1). Инфляционное таргетирование позволяет осуществлять прогнозирование, контроль за динамикой и регулирование выбранных и законодательно установленных целевых показателей инфляции в стране на среднесрочных и долгосрочных промежутках времени [4, с. 30-31]

Таблица 1. Характеристика метода инфляционного таргетирования

Параметр

Описание

Цель

Достижение плановых показателей инфляции для контроля за ней и управления ею Сущность Выбор целевых показателей инфляции в цифровом выражении и регулирование существующего уровня инфляции до предусмотренного на основе систематической оценки будущего уровня инфляции (в пределах прогнозируемого периода)

Условия применения

Достаточная степень независимости центрального банка (свобода в выборе инструментария). Отсутствие влияния налогово-бюджетной политики на денежно-кредитную политику – отказ от принципа «фискального доминирования» (должен быть достаточно развит внутренний финансовый рынок, а также низкий уровень правительственных заимствований у центрального банка). Наличие широкой доходной базы бюджета (при сохранении фискального доминирования налоговая политика стимулирует инфляционное давление и подрывает эффективность денежно-кредитной политики). Отказ от таргетирования других экономических показателей (заработная плата, занятость, валютный курс)

Этапы процесса

Установление целевых значений инфляции. Прогнозирование центральным банком предстоящей динамики инфляции. Сравнение прогнозных данных с целевыми значениями инфляции. Принятие решений о масштабах корректировки денежно-кредитной и фискальной политики. Контроль за выполнением принятых решений, оценка их последствий, корректировка дальнейшей денежно-кредитной и фискальной политики

Методологические мероприятия

Разработка методологии прогнозирования инфляции. Установление количественных показателей инфляции на предстоящий период на основе разработанных методик. Подбор монетарного инструментария для снижения инфляции. Создание технических и институциональных предпосылок моделирования и прогнозирования внутренней инфляции. Определение лага между моментом применения монетарных инструментов и временем их воздействия на инфляцию. Исследование степени эффективности монетарных инструментов. Убеждение участников рынка о превалировании инфляционных целей над всеми остальными

Параметры таргетирования

Временной горизонт. Уровень цен. Ширина диапазона отклонений инфляционного ориентира

Достоинства

Инфляционное таргетирование позволяет избежать конфликта интересов, так как основная его цель – «создание» инфляции (а не рост производства или высокий уровень занятости). На базе данного метода имеется возможность принимать антиинфляционные меры еще до наступления инфляции (предупреждать ее возникновение)

Недостатки

Метод нельзя относить к высокоэффективным инструментам снижения инфляции, так как на практике в рамках общемировых тенденций инфляция снижается даже в тех странах, которые не применяют таргетирование

Инфляционное таргетирование позволяет избежать конфликта интересов, поскольку главной целью денежно-кредитной политики становится не стимулирование высокого уровня занятости или роста производства, а плановое «создание» инфляции. Кроме того, на его основе можно принять антиинфляционные меры еще до наступления инфляции. Страны, применяющие процедуру инфляционного таргетирования, считают, что она помогает повысить эффективность денежно-кредитной политики по сравнению со стандартными приемами, к которым прибегают центральные банки. 

Опыт стран, применяющих инфляционное таргетирование, говорит о том, что для достижения высоких макроэкономических результатов при переходе к такому режиму необходимо соблюдение следующих условий:

  • центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые будут заинтересованы в принятии мер против инфляции;
  • ценообразование должно быть свободным;
  • экономика не должна испытывать сильной зависимости от мировых
  • цен на экспортируемое сырье;
  • устанавливается прогнозируемый уровень колебаний обменного курса;
  • банковская система устойчива, финансовые рынки развиты;
  • статистическая база надежна, аналитики имеют высокую квалификацию;

Также следует обратить внимание на то, что особенностью российской экономики является ее экспортно-сырьевая направленность. В условиях роста цен на сырье укрепление рубля негативно влияет на несырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако в такой ситуации возможности ЦБ РФ по сдерживанию укрепления рубля все равно ограничены, так как перед ним стоит задача обеспечения стабильности цен, а поддержание неизменного  обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции. Кроме того, для производителей, ориентирующихся на внутренний рынок, укрепление рубля может быть выгодно, так как вызывает удешевление импортного оборудования и технологий. Также огромную роль в стерилизации избыточной ликвидности может играть Стабилизационный фонд. 

Таким образом, видно, что указанная особенность российской экономики не создает непреодолимых барьеров для перехода к режиму таргетирования инфляции. Для восстановления экономической стабильности в нашей стране в сложившихся условиях нужно применять новые  и  более эффективные меры антиинфляционной политики. В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности. 

Переход в нашей стране к инфляционному таргетированию в дальнейшей перспективе будет способствовать стабильному экономическому росту и развитию экономики в ее полном масштабе. Центральный банк Российской Федерации, как и Европейский центральный банк, должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции. Следует ввести жесткий контроль за соответствием денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механическим подходом к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса [5, с.40-41].

Таким образом, для успешной антиинфляционной политики необходим комплексный подход к решению проблем. С учетом преобладающего типа инфляции и сложившихся экономических условий приоритет в борьбе с этим проявлением макроэкономической нестабильности следует отдать стимулированию национального производства и деловой активности, способствующим росту совокупного предложения при контролируемом повышении совокупного спроса как фактора экономического роста.

 

Список литературы:

  1. Курс экономической теории: учебник. — 5-е изд., испр., доп. и перераб. / Коллектив авторов, под общей ред. проф. Черурина М.К., проф. Киселевой Е.А. — Киров: АСА, 2006. — 832 с.
  2. Коляда Н.И., Ильиных Ю.М., Особенности антиинфляционного регулиррования банка / Лизинг. 2020. № 2. С. 33-41.
  3. Воронин Б.А. Сущность антиинфляционной политики России / Б.А. Воронин, И.П. Чупина, Я.В. Воронина // АОН. – 2020. – №3.
  4. Шакирова Р. К. Инфляция, антиинфляционная политика и налоги: теория и практика / Р. К. Шакирова // Финансы и кредит. – 2015. – № 2. – С. 22-35.
  5. Бурденко Е.В., Неречова Д. Особенности инфляционных процессов России и современная антиинфляционная политика государства // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. – 2013. – № 10 (64).

 

. . . . . . .