Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Сущность и содержание предпринимательства

Дата публикации: 2023-10-15 21:37:03
Статью разместил(а):
Локтева Елена Юрьевна

Сущность и содержание предпринимательства

Essence and content of entrepreneurship

 

Автор: Локтева Елена Юрьевна

ГБПОУ ВО «Борисоглебский сельскохозяйственный техникум», г. Борисоглебск, Россия

e-mail: lokt-boris@yandex.ru

Lokteva Elena Yuryevna

Borisoglebsk Agricultural College, Borisoglebsk, Russia

e-mail: lokt-boris@yandex.ru

 

Аннотация: В статье автор рассматривает теоретические основы бизнеса и предпринимательства в современных условиях рыночной экономики.

Abstract: in this article the author examines the theoretical foundations of business and entrepreneurship in modern conditions of market economy.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предприниматель, предпринимательская среда, рыночная экономика.

Keywords: entrepreneurial activity, entrepreneur, business environment, market economy.

Тематическая рубрика: Экономика и финансы.

 

Формирование рыночных отношений в Российской Федерации дало возможность развитию такого явления, как предпринимательство. Мы рассмотрим актуальные аспекты, касающиеся сущности и содержания бизнеса и предпринимательства, поскольку, несмотря на большое внимание экономистов к данной теме, многие вопросы остаются открытыми.

Большинство ученых под предпринимательством обычно понимают определенный способ хозяйствования, утвердившийся в экономике развитых стран в результате многовековой эволюции. В любом обществе находились люди энергичные, азартные, склонные к рискованным операциям. В дальнейшем предпринимательством стали считать любую деятельность, которая  не запрещена законом и направлена на получение прибыли. Однако, только с XVII в. говорят о возникновении предпринимательства как об оформившемся явлении.

Современная история предпринимательства начинает свой отсчет с 1 января 1991 г., когда вступил в силу Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (утратил силу).

Предпринимательская деятельность в России регулируется Гражданским кодексом, законами и нормативными актами.

Гражданский кодекс определяет предпринимательскую деятельность, как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке [3, ст.2]. 

ГК РФ утверждает основной критерий, который выделяет  предпринимательство из других видов экономической деятельности: основной целью предпринимателя является систематическое получение прибыли.

Прибылью называют доход предпринимателя, который остается у него после выплаты всех расходов. 

Получение прибыли является главной целью любого коммерческого предприятия, именно прибыль определяет эффективность его деятельности и будущее бизнеса. Таким образом, одним из приоритетных направлений, от которого напрямую зависит размер полученной прибыли, является минимизация расходов.

Предпринимательская деятельность основывается на принципах предпринимательства:

1) предприниматель всегда выступает как независимый, самостоятельно хозяйствующий субъект;

2) предприниматель несет материальную ответственность за свое дело;

3) предпринимательской деятельности присущ риск, т. е. вероятность возникновения убытков, уменьшения предпринимателем дохода или потери капитала;

4) предпринимательская деятельность всегда имеет своей целью получение прибыли.

Предпринимательство осуществляется в определенных организационно-правовых формах. Выбор предпринимателем той или иной формы зависит от множества факторов: среды деятельности, финансовых возможностей хозяйствующих субъектов, сравнительных преимуществ той или иной формы.

Все те, кто занимается предпринимательской деятельностью, могут быть условно разделены на две большие группы: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В главе 4 Гражданского кодекса дается определение: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» [3, гл. 4]. 

Физические лица (граждане) могут заниматься предпринимательством, пройдя процедуру регистрации в налоговых органах и приобретя статус индивидуального предпринимателя. Получить такой статус имеют право физические лица, в обязательном порядке обладающие гражданской дееспособностью.

В связи с тем, что предпринимательство тесно связано с законами и нормативными актами, затронем вопрос защиты предпринимательской деятельности. Международные стандарты защиты предпринимателей определены в известных международных конвенциях и договорах (например, Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров). Поскольку в предпринимательских отношениях участвуют независимые частные товаропроизводители, прямое государственное вмешательство в эти отношения сведено к минимуму и в качестве основного средства используется защита интересов потерпевшей стороны через суд.

Предпринимательское право – это отрасль в системе права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующую предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Современный подход к изучению предпринимательского права основывается на том, что предпринимательское право является составной частью экономического права, которое включает в себя любые нормы права, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением [4]. 

Для дальнейшего погружения в вопросы основ предпринимательства необходимо познакомиться с таким понятием, как предпринимательская среда и условиями ее существования.

Предпринимательская среда - это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы и требующих принятие решений, направленных либо на их устранение, либо на приспособление к ним. Устойчивая предпринимательская среда характерна для процедурного бизнеса. Неустойчивость среды резко сужает возможности для получения предпринимателем прибыли и делает бизнес крайне рискованным.

Предпринимательская среда бывает внешней, которая не зависит от самих предпринимателей, и внут­ренней, которую предпри­ниматели создают сами.

К внешней среде относится:

  • экономическое положение в стране и регионах;
  • политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства;
  • правовая среда, четко устанавливающая права, обязаннос­ти, ответственность предпринимателей и других субъек­тов рыночной экономики;
  • государственное регулирование и поддержка предпринима­тельства;

 Внутренняя предпринимательская среда напрямую зависит от самого предпринимателя, его компе­тентности, силы воли, целеустремленности, умений и навыков в организации и ведении бизнеса. К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие факторы:

  • наличие необходимого объема собственного капи­тала, правильный выбор организационно-правовой формы компании;
  • выбор предмета деятельности;
  • подбор команды партнеров;
  • знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;
  • подбор кадров и управление персоналом, его мотивирован­ное материальное стимулирование;
  • разработка обоснованного бизнес-плана, предвиде­ние и расчет последствий наступления предполагаемых рисков,
  • четкое со­блюдение предпринимателями законов и нормативных актов. 

Эф­фективная предпринимательская среда должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям необхо­димые экономические свободы, которые закреплены Конституцией РФ: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» [1]. 

 

Список литературы:

  1. Конституция РФ.
  2. Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии МСП в РФ»от 24 июля 2007 года.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  4. Предпринимательское право: учебник и практикум для вузов / Т. В. Белова [и др.]; под редакцией Т. В. Беловой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 493 с.

 

. . . . . . .