Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

К вопросу о необходимости проведения служебных расследований дорожно-транспортных инцидентов

Дата публикации: 2024-01-24 18:29:43
Статью разместил(а):
Майзина Елизавета Андреевна

К вопросу о необходимости проведения служебных расследований дорожно-транспортных инцидентов

To the question about the need to carry out investigations of road transport incidents

 

Авторы:

Майзина Елизавета Андреевна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия

e-mail: mayzina.elizaveta@yandex.ru

Mayzina Elizaveta Andreevna

Orenburg State Uneversity. Orenburg, Russia

e-mail: mayzina.elizaveta@yandex.ru

Лукоянов Денис Андреевич

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, Россия

e-mail: tjer2006@yandex.ru

Lukoyanov Denis Andreevich

Orenburg State Uneversity. Orenburg, Russia

e-mail: tjer2006@yandex.ru

 

Аннотация: Важным показателем, характеризующим действующую в организации систему безопасности дорожного движения является количество дорожно-транспортных инцидентов, совершенных с участием автомобильного транспорта компании. В данной статье обоснована необходимость внедрения процедуры служебного расследования дорожно-транспортных инцидентов. Приведено отличие терминов дорожно-транспортное происшествие и дорожно-транспортный инцидент.

Abstract: An important indicator characterizing the existing road safety system in the organization is the number of road traffic incidents involving the company's road transport. This article substantiates the necessity of introducing a procedure for an official investigation of road traffic incidents. The difference between the terms road traffic accident and road traffic incident is given.

Ключевые слова: дорожно-транспортный инцидент, дорожно-транспортное происшествие, система менеджмента безопасности дорожного движения, служебное расследование.

Keywords: road traffic incident, road traffic accident, road safety management system, service investigation.

Тематическая рубрика: Транспорт и коммуникации.

 

В настоящее время национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 39001-2014 «Системы менеджмента безопасности дорожного движения. Требования и руководство по применению» разделяет понятия дорожно-транспортного происшествия (ДТП) и инцидента (ДТИ). В общем случае можно сказать, что термин ДТИ шире, и включает в себя понятие ДТП, при этом под дорожно-транспортным происшествием понимается «столкновение или иное ударное воздействие на дороге, вызвавшее гибель, ранение или телесное повреждение». Однако, согласно Правилам дорожного движения, под категорию ДТП попадают не только события вызвавшее гибель, ранение или телесное повреждение людей, но и события повлекшие повреждение транспортных средств, сооружений, грузов либо причинение иного материального ущерба. Соответственно термин, используемый в ПДД шире термина, приведенного в ГОСТ Р ИСО 39001-2014.

Следует отметить, что данное различие терминологии является значимым противоречием при разработке документационного обеспечения процедуры служебного расследования ДТП. С одной стороны, национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 39001-2014 требует наличия процедуры расследования ДТП, повлекших гибель, ранение или телесное повреждение участников (исходя из определения термин ДТП), а также других дорожных инцидентов, с другой стороны, для автотранспортных предприятий остается актуальным приказ Министерства транспорта РФ [1], утверждающий Положение о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, согласно которому служебному расследованию подлежат все дорожные происшествия, в том числе ограничивающиеся материальным ущербом. Таким образом, при разработке собственного внутреннего документа, закрепляющего процедуру служебного расследования ДТП, организация должна, исходя из принципов повышения показателей безопасности дорожного движения, предусмотреть порядок расследования всех ДТП, попадающих по термин из Правил дорожного движения.

Но приказ Министерства транспорта РФ, закрепляющий Положение о служебном расследовании ДТП не предусматривает порядок служебного расследования дорожно-транспортных инцидентов, которые в ГОСТ Р ИСО 39001 определены как случаи, вызванные нарушением в составляющей или внешним способствующим фактором системы дорожного движения. При этом такие нарушения в большинстве случаев являются причинами ДТП. Исходя из практики, распределение причин ДТП по факторам выглядит, как показано на рисунке 1.

1559 01

Рис.1. Распределение причин возникновения ДТП.

То есть в более чем 50% случаев главной причиной дорожно-транспортных происшествий является исключительно ошибки, допущенные человеком; в 27 % случаев причиной ДТП является проблема взаимодействия человека и дороги; в 6 % случаев причиной ДТП является проблема взаимодействия человека и автомобиля; в 3 % случаев причиной ДТП является проблема сложного взаимодействия человека, автомобиля и дороги [2].

При этом преобладающим видом нарушения среди участников движения, приводящим к ДТП, являются нарушение скоростного режим движения транспортных средств, несоблюдение дистанции и нарушение правил маневрирования.

Исходя из этого, основываясь на принципах управления рисками и предупреждения возникновения аварийных ситуаций, для автотранспортных предприятий целесообразно рассмотреть вопрос разработки процедуры служебного расследования зафиксированных фактов дорожно-транспортных инцидентов. К источникам первичной информации о нарушениях, совершенных водительским составом можно отнести:

- постановления об административных правонарушениях в области дорожного движения, в том числе, полученные с применением средств автоматической фиксации;

- результаты контрольных выездных проверок специалистов по безопасности дорожного движения организации;

- записи систем мониторинга и контроля транспорта (ГЛОНАСС/GPS);

- данные тахографов и т.п.

Организация самостоятельно должна установить перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе служебного расследования ДТИ, но при этом процедурно следует ориентироваться на проведение служебного расследования ДТП, принимая во внимание необходимость упрощенного сбора и фиксации данных и их анализа [3].

В общем случае в данной процедуре должны быть определены и задокументированы следующие сведения:

- данные водителя, совершившего ДТИ;

- данные, идентифицирующие транспортное средство;

- дата, место и время совершения ДТИ;

- обстоятельства ДТИ со слов водителя;

- документированная информация, подтверждающая факт совершения ДТИ;

- пояснения водителя и свидетелей (при наличии);

- комментарии сотрудников служб безопасности дорожного движения организации;

- иные важные обстоятельства и условия совершения ДТИ.

Анализ полученных данных по совокупности совершенных дорожно-транспортных инцидентов позволит администрации организации и специалистам по безопасности дорожного движения планировать и корректировать направления эффективного развития системы менеджмента безопасности дорожного движения и проводить организационно-технические мероприятия по повышению культуры безопасности дорожного движения.

 

Список литературы:

1. Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий. Приказ Министерства автомобильного транспорта от 26 апреля 1990 г.

2. Семенов Д.О. Анализ системы менеджмента безопасности движения на транспорте / Д.О. Семенов, Д.О. Нежинский // Transport business in Russia. – 2018. – № 2. – С. 81-85.

3. Якунин Н.Н. К вопросу о разработке Политики в области безопасности дорожного движения в рамках интегрированной системы менеджмента транспортного предприятия/ Н.Н. Якунин, В.А. Лукоянов, Ю.О. Беспалова, В.А. Криворотько, А.Ф. Фаттахова // Прогрессивные технологии в транспортных системах: Евразийское сотрудничество: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. – 9-11 декабря 2020 г. – ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». - Оренбург.  –  С. 699-704.

. . . . . . .