Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

     
kn1    kn2
     
     
kn3    kn4
     

Анализ критериев спортивного отбора в лёгкой атлетике

Дата публикации: 2020-04-30 13:26:23
Статью разместил(а):
Солодухин Савелий Викторович

Анализ критериев спортивного отбора в лёгкой атлетике

Analysis of criteria for sport selection in track and field

 

Авторы:

Солодухин Савелий Викторович

Высшая инженерная школа, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия.

e-mail: saveliy.solodukhin@mail.ru

Solodukhin Saveliy Viktorovich

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia.

e-mail: saveliy.solodukhin@mail.ru

Цинис Алексей Виестурович

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта САФУ «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия.

е-mail: tsinis72@mail.ru

Tsinis Alexey Viesturovich

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Physical Culture and Sports NArFU "Northern (Arctic) Federal University named after MV Lomonosov”, Arkhangelsk, Russia.  

e-mail: tsinis72@mail.ru

Цинис Эрика Алексеевна

ВШППиФК САФУ«Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия.

e-mail: tsiniserika@yandex.ru

Tsinis Erica Alekseevna

Northern Federal (Arctic) Federal University named after MV Lomonosov”, Arkhangelsk, Russia.

e-mail: tsiniserika@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы спортивного отбора, особенности  критериев и методики отбора в легкой атлетике.  Определены основные методы, применяющиеся при отборе, позволяющие разработать программы отбора, играющие важную роль в деле подготовки спортивных резервов. Исследованы  физические показатели мальчиков 9-10 лет, участвующих в отборе легкоатлетов на короткие дистанции. Обобщены  данные по проблеме спортивного отбора и его критериях.

Abstract: The article deals with the problems of sports selection, features of criteria and methods of selection in athletics. The main methods used in the selection process are defined, which allow to develop selection programs that play an important role in the preparation of sports reserves. Physical indicators of boys 9-10 years old participating in the selection of athletes for short distances were studied. Data on the problem of sports selection and its criteria are summarized.

Ключевые слова: спортивный отбор, антропометрические обследования, медико-биологические исследования, уровень физической подготовки.

Key words: sports selection, anthropometric surveys and biomedical research, the level of physical fitness.

Тематическая рубрика: Спорт и здоровьесбережение.

 

Проблема спортивного отбора является одной из центральных в теории и методологии спортивной деятельности. Существующая практика отбора в спорте пока не может быть оценена как достаточно эффективная и соответствующая современным требованиям, а критерии отбора недостаточно систематизированы.

Однако отбор на занятия спортом является важнейшей социально-педагогической задачей, которая заключается в рациональном планировании физического воспитания каждого юного спортсмена в соответствии с его индивидуальными склонностями и природными способностями, проявляющимися в особенностях одаренности к тому или иному виду спорта.

Целью исследования является определение критериев спортивного отбора юных легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, и их анализ.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), методы научного познания.

К данной проблеме обращались учёные:  В.К. Бальсевич, М.С. Гужаловский, В.М. Зациорский (1973),  А.Ц. Пуни (1985), Г.И. Семенова (1986, 1999), А.С. Кузнецов, Г.Х. Самигуллин, Л.П. Сергиенко  [1,4,2].

В.В. Кузнецов, Л.П. Сергиенко теоретически обобщили данные по проблеме отбора в легкой атлетике и  рассмотрели ряд вопросов, связанных с генетикой, определили особенности критериев и методики отбора в легкой атлетике [5,9].

Исследования, проведенные этими учеными, привели к разработке селекционных программ, играющих важную роль в подготовке спортивных резервов.

Давайте подробно проанализируем концепцию отбора в спорте. Это, прежде всего, обязательный компонент подготовки спортивного резерва, который включает в себя систему организационно-методических мероприятий комплексного характера, содержащих педагогические, социологические, психологические и медико-биологические методы исследования, позволяющие выявить задатки и способности детей, соответствующие специфике конкретного вида спорта [9, 7].

На сегодняшний день разработаны комплексные программы спортивного отбора, которые играют важную роль в спорте.

Таким образом, основными методами, используемыми в процессе отбора, являются антропометрические обследования и исследования медико-биологического характера, педагогические наблюдения, контрольные тесты физического состояния, психологические и социологические тесты.

Антропометрические исследования определяют морфотип, соответствующий выдающимся представителям этого вида спорта, включая рост, массу тела, тип телосложения и другие важнейшие параметры.

На основании медико-биологических исследований оценивается состояние здоровья и физического развития, физическая подготовленность, противопоказания к занятиям определенными видами спорта. В то же время необходимо учитывать длительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения тренировочных нагрузок и систему лечебно-профилактических мероприятий [6].

Обязательным критерием отбора является  уровень физической подготовки, разделяющейся на общую  (ОФП) и специальную (СФП), а СФП имеет две специализации, направленные на построение специального «фундамента» и развитие двигательного потенциала.  Немаловажным элементом является заложенный потенциал общей физической подготовки, включающий в себя  развитие физических качеств соответственно возрасту и способствующий в дальнейшем развитию  специальных возможностей в спорте [7].

На основании критериев отбора  с точки зрения физиологических характеристик спортсменов - легкоатлетов: центральной нервной системы,  анализаторов, двигательного аппарата, мышц, дыхания и расхода энергии, кровообращения, выделительных функций, веса тела и температуры тела,  проведены диагностические исследования.

В результате педагогического эксперимента выявлен исходный уровень физических показателей у мальчиков 9-10 лет, участвующих в отборе легкоатлетов на короткие дистанции. Определены средние физические показатели, психические качества с тем, чтобы предопределить перспективность юного бегуна, проверены  упорство в спортивной борьбе, спортивное трудолюбие, целеустремлённость и способность мобилизоваться в напряжённый период.  Анализируя  полученные данные,  можно сказать, что  упорство в спортивной борьбе и способность мобилизоваться показали 80% подростков, а 90% обнаружили  спортивное трудолюбие.

В результате педагогического наблюдения, предполагающего определение уровня адаптированности к тренировочному процессу и возрастающей нагрузке, определены исходные критерии уровня развития физических качеств.

Педагогическое наблюдение за процессом тестирования и отбора позволило выявить претендентов для дальнейшей ориентации в спорте и зачисления в группу специальной подготовки.

Несомненно, важным аспектом является тестирование на определение скоростно-силовых качеств, выносливости, силы, гибкости. Результаты представлены в таблице.

Таблица 1. Сравнительные показатели результатов спортивного отбора на разных этапах диагностирования.

Бег на 30 метров

Выборки

Отклонения от среднего

Квадраты отклонений

В.1

В.2

В.1

В.2

В.1

В.2

1

5.5 

5.1 

-0.17 

-0.23 

0.0289 

0.0529 

2

5.9 

5.2 

0.23 

-0.13 

0.0529 

0.0169 

3

5.8 

5.4 

0.13 

0.07 

0.0169 

0.0049 

4

5.4 

5.3 

-0.27 

-0.03 

0.0729 

0.0009 

5

5.9 

5.2 

0.23 

-0.13 

0.0529 

0.0169 

6

5.6 

5.3 

-0.07 

-0.03 

0.0049 

0.0009 

7

5.6 

5.4 

-0.07 

0.07 

0.0049 

0.0049 

8

5.7 

5.3 

0.03 

-0.03 

0.0009 

0.0009 

9

5.8 

5.4 

0.13 

0.07 

0.0169 

0.0049 

10

5.5 

5.7 

-0.17 

0.37 

0.0289 

0.1369 

Суммы:

56.7

53.3

0

0

0.281

0.241

Среднее:

5.67

5.33

 

 

 

 

Для исследуемого норматива вычислили рассчитанное значение критерия Стьюдента tкр= 3,87/0,887 ≈ 4,36. При сравнении полученного значения с табличным tгр=2,14, было выполнено неравенство tр≥ tгр.

Результат: tэмп = 2,4

Критические значения

tкр

p≤0.05

p≤0.01

2.1 

2.88 

Полученное эмпирическое значение tэмп = 2,4 находится в зоне значимости, так как зона незначимости находится от значения 2,14 и ниже.

Результаты бега на 30 метров  показали значительный прирост. Таким образом, рассчитанное значение критерия Стьюдента оказалось больше, чем граничное,  и по оси значимости оказалось в зоне  значимости.

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что существующий подход к совершенствованию общефизической подготовки способствует повышению эффективности процесса физического совершенствования школьников.

Следует отметить, что наиболее глубокий и четкий метод отбора помогает выявить физически и психически подготовленных спортсменов.

Отбор и анализ критериев отбора являются основной составляющей решения этой задачи, необходимо планировать процесс физического воспитания каждого юного спортсмена в соответствии с его индивидуальными склонностями и природными возможностями, это поможет распознать будущего чемпиона.

В результате исследования рассмотрен процесс прогнозирования способностей юных легкоатлетов на основе спортивного отбора.

Систематический и планомерный анализ критериев отбора в лёгкой атлетике и комплексные методы в определении физических качеств будущего спортсмена помогут в достижении результатов.

 

Список литературы:

1. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры.- 1980.- №1.- С. 38-39.

2. Дорохов Р.Н., Губа В.П., Петрухин В.Г. Методика раннего отбора и ориентации в спорте (соматический тип и его функциональные характеристики). - Смоленск, 1994 - 80 с.

3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - 3 – изд. М.: Советский спорт, 2009. – С. 156.

4. Зотова Ф.Р. Спортивный отбор и ориентация / Ф.Р. Зотова, И.Ш. Мутаева, В.В. Павлов. – Набережные Челны: Кам ГИФК, 2002. – 141 с.

5. Кузнецов В.В. Научные основы создания «моделей сильнейших спортсменов» / В.В. Кузнецов, A.A. Новиков, Б.Н. Шустин // Проблемы современной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов. - М.: ВНИИФК, 1975. - С. 24-26.

6. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности // Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. –208с.

7. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – М.: Дивизион, 2006. – 290 с. – С.14-15.

8. Семенов Л.А. Определение спортивной пригодности детей и подростков / Л.А. Семенов. – М.:     Советский спорт, 2005. – 142 с.

9. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография / Л.П. Сергиенко. - М.: Советский спорт. – 2013. – 1056 с.

 

. . . . . . .