Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Профилактическая деятельность девиантного поведения как составляющая социального контроля в образовательных организациях

Дата публикации: 2019-01-07 16:33:04
Статью разместил(а):
Сергеева Марина Георгиевна

Профилактическая деятельность девиантного поведения как составляющая социального контроля в образовательных организациях

Preventive activity of deviant behavior as a component of social control in the educational organizations

 

Автор: Сергеева Марина Георгиевна

Доктор педагогических наук, старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России, Москва, Россия

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

Sergeeva Marina Georgiyevna

Doctor of pedagogical sciences, senior research associate of NITs-2 FKU of Scientific Research Institute FSIN of Russia, Moscow, Russia

E-mail: sergeeva198262@mail.ru

 

Аннотация: Статья посвящена профилактической деятельности девиантного поведения обучающихся, которое представляет собой социально-психологическое явление, состоящее в нарушении индивидом поведенческих норм, функционирующих в данном социуме, и отражающее докриминальный уровень ненормативного поведения.

Abstract: Article is devoted to preventive activity of deviant behavior of students which represents the social and psychological phenomenon consisting in violation by the individual of the behavioural norms functioning in this society, and reflecting the dokriminalny level of substandard behavior.

Ключевые слова: девиантное поведение, профилактическая деятельность, социальный контроль, нормы поведения, образовательные организации.

Keywords: deviant behavior, preventive activity, social control, standards of behavior, educational organizations.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Одной из ключевых задач, стоящих перед любым современным государством, является создание экономически устойчивого и здорового общества. Следует помнить о том, что молодежь находится в фокусе государственных интересов, так как типичные черты характера, поведение и образ жизни представителей данной возрастной группы оказывают прямое и весьма существенное влияние на функционирование сложившейся общественной системы. Преобразования, характерные для российского социума, выявили необходимость помощи подросткам с ДП, организации и проведения регулярных превентивных мероприятий, интеграции проблемных подростков в широкую социальную среду.

В специальной литературе по педагогике, психологии и социальным наукам для обозначения поведения, расходящегося с общепринятыми нормами, используется термин «девиация» (лат. “deviantio” – «расхождение», «отклонение»). Девиация представляет собой один из аспектов феномена изменчивости, свойственной и для homo sapiens, и для всей живой природы. В контексте общественных отношений изменчивость сводится к взаимодействию личности с окружающей действительностью и репрезентируется в его поведенческом сценарии – нормальном или девиантном, разграничить которые представляется возможным далеко не в любой ситуации. Для осознания сущности девиаций ключевым выступает понятие нормы. Под социальными нормами понимают комплекс императивов и рекомендаций, адресуемых обществом своим представителям для регулирования их деятельности и отношений.

Данные рекомендации и императивы формируют одобряемый спектр поступков (совершаемых и не совершаемых), направляя и корректируя поведение личности в определенных пространственно-временных условиях. В настоящее время, на фоне многочисленных и радикальных реформ, вопрос интерпретации и использования норм стоит особенно остро, поскольку они регулируются в контексте доминирующей иерархии ценностей, убеждений и потребностей. С точки зрения большинства социологов и политологов, признаком, отделяющим девиантное поведение от нормального, следует считать наличие объективной угрозы социальному и физическому благополучию окружающих [1].

Профилактика или, иначе говоря, превенция ДП (а также делинквентного и криминального поведения) выступает крайне значимой, даже необходимой составляющей социального контроля – наряду с репрессивными мерами (наказанием). В наше время в большинстве цивилизованных стран все чаще говорят о кризисе пенитенциарной системы (T. Mathiesen, N. Christie и др.), о фактической исчерпанности традиционных государственных мер борьбы с преступностью, краеугольным камнем которых являются санкции карательного характера.

В настоящее время человечество начинает постепенно переходить от наказаний к профилактике преступлений, о целесообразности которой свидетельствует российский и международный опыт. Безусловно, предотвращение всех противозаконных деяний не представляется возможным, однако частичная превенция определенных нарушений является не только осуществимой, но и совершенно необходимой.

По данной причине в современном российском социуме становятся более актуальными вопросы, связанные с предотвращением и искоренением молодежной преступности. При этом профилактику нужно воспринимать как средство недопущения социально-вредоносных явлений: воровства, хулиганства, мошенничества, агрессивного поведения, употребления и распространения запрещенных веществ и т.д. Наиболее важную роль играет научное знание, являющееся фундаментом исследований основ ненормативного поведения подростков и обязательным условием для осуществления мероприятий по превенции антиобщественного поведения подростков, а также для системной методической поддержки данного процесса.

Большинство экспертов в сфере психологии, педагогики и криминологии считают профилактику отклонений наиболее важным направлением, поскольку подростковый возраст является тем периодом, когда формируется человеческая личность: идеалы, убеждения, потребности, интересы и иерархия ценностей. С точки зрения специалистов, учащение случаев ДП в подростковой среде имеет следующие причины [2, 3]:

- наличие большого количества энергии;

- неуверенность в себе, связанная с промежуточным этапом социализации;

- низкий общественный статус;

- осознание социальной несправедливости, социального неравенства;

- наличие трудностей с реализацией своего потенциала в мире взрослых и т.д.

Выраженность ДП также детерминируется недостаточной осведомленностью о социальных и правовых поведенческих нормах. В связи с этим предупреждение преступлений среди несовершеннолетних – это не только один из базовых элементов единой системы по предотвращению преступности на территории страны. Ее содержание и функции неотделимы от деятельности по обучению и воспитанию подрастающего поколения.

 

Список литературы:

1. Ломакина Т.Ю., Попова Е.М. Педагогическое обеспечение профилактики девиантного поведения обучающихся / Т.Ю. Ломакина, Е.М. Попова // Управление в социальных и экономических системах: м-лы XXIII Международная научно-практическая конференция, г. Минск, 15 мая 2014г./ркдкол.:Н.В.Суша (предс.) и др.; Минский ин-т управления. – Минск: Изд-во МИУ, 2014. – С.116-117.

2. Попова Е.М. Воспитывающая среда как фактор эффективности воспитательно-профилактической деятельности / Е.М. Попова // Профессиональное образование. Столица. – 2011. – №11. – 0,3 п.л.

3. Попова Е.М. Социально-педагогическая практика по предупреждению правонарушений / Е.М. Попова // Среднее профессиональное образование. –  2011. – №11. –0,3 п.л.

. . . . . . .