Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Индивидуальный образовательный проект как условие профессионального самоопределения подростков

Дата публикации: 2021-06-04 15:52:38
Статью разместил(а):
Габбасова Алсу Ураловна

Индивидуальный образовательный проект как условие профессионального самоопределения подростков

Individual educational project as a condition for professional self-determination of adolescents

 

Автор: Габбасова Алсу Ураловна

ФГБОУ ВО"БГПУ им. М. Акмуллы", г. Уфа, Россия

e-mail: gabbasovaalsu@gmail.com

Gabbasova Alsu Uralovna

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa,Russia

e-mail: gabbasovaalsu@gmail.com 

 

Аннотация: Проблема профессионального самоопределения значительно актуализируется в условиях непрерывного образования, систематического повышения квалификации специалистов. Во всех исследованиях вопроса о профессиональном самоопределение делается упор на то, что процесс профессионального самоопределения тесно связан с самореализацией личности в целом. В статье рассматриваются подходы зарубежных и отечественных ученых к определению понятия профессиональное самоопределение.  Индивидуальный образовательный проект рассматривается как совокупность действий, осуществляемых учащимися в свободное от обязательных занятий время, в соответствии с интересами, ценностями, склонностями и потребностями личности.

Abstract: The problem of professional self-determination is significantly updated in the conditions of continuous education, systematic professional development of specialists. In all studies of the issue of professional self-determination, the emphasis is placed on the fact that the process of professional self-determination is closely related to the self-realization of the individual as a whole. The article discusses the approaches of foreign and domestic scientists to the definition of professional self-determination. An individual educational project is considered as a set of actions carried out by students in their free time from compulsory classes, in accordance with the interests, values, inclinations and needs of the individual.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, подходы к пониманию профессионального самоопределения, индивидуальный образовательный проект.

Keywords: professional self-determination, approaches to understanding professional self-determination, individual educational project.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

Проблема профессионального самоопределения была всегда актуальной. Развитое общественное производство и выросшая социальная мобильность расширили рамки и масштабы индивидуального выбора. Актуальность в области профессионального самоопределения рассматривали и подчеркивали в своих работах такие авторы, как А. Маслоу, Дж. Голланд, Э. Берн, Д. Сьюпер, Э. Гинзберг и другие.

Большой вклад в исследовании вопроса профессионального самоопределения принесли отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как: Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, С.П. Крягжде, Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников, Г.П. Щедровицкий. В настоящее время выделяют два основных подхода к понятию профессионального самоопределения. С позиции первого, под профессиональным самоопределением подразумевается выбор профессии, при этом круг исследовательских задач ограничивается возрастными границами (от этапов, предшествующих выбору, до самого акта выбора). А с позиции второго подхода, под профессиональным самоопределением понимается одна из форм самоопределения личности в целом.

Большое влияние на развитие представлений о процессе профессионального самоопределения оказали представители гуманистической психологии. Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, они утверждали, что развитие человека детерминировано его стремлением к самореализации, актуализации своих потенциальных возможностей.

В дальнейшем темой профессионального самоопределения среди зарубежных авторов, занимались Д. Холланд, Д. Сьюпер, Э. Гинцберг, Ш. Бюлер, С. Фукуяма. Вышеперечисленные авторы внесли свой вклад в понимание профессионального самоопределения в рамках концепции профессионального развития человека.

По мнению Д. Холланда, профессиональное самоопределение это «процесс определения индивидом личностного типа, к которому он относится, отысканием профессиональной сферы, соответствующей собственному типу, выбору одного из четырёх квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки» [1, с.264].

Концепция «карьерной зрелости» Д.Сьюпера является наиболее популярной за рубежом. По его мнению, профессиональное самоопределение является длительным процессом постоянно чередующихся выборов.

Ученый Э. Гинцберг разделяет точку зрения Д. Сьюпера в отношении длительности профессионального самоопределения, а так же постоянных выборов, взаимосвязанных решений. Успешное самоопределение, по мнению Э. Гинцберга характеризуется наличием широкого спектра личностно значимых позитивных ценностей. В своей теории, он основывается на положении относительного того, профессиональный выбор характеризуется как процесс продолжительный и объединяет в себе ряд взаимозависимых решений [2]. По мнению автора, данный процесс не имеет обратной силы. Принятые на начальных этапах решения накладывают некоторые ограничения на последующие возможности. Отсюда необходимость поиска компромисса между факторами внешними (такими как обстоятельства или статус) и внутренними (личностные черты).

На пути исследования профессионального самоопределения большой вклад внесли в определение этого понятия и российские исследователи. Отечественные авторы выделяют два подхода к пониманию профессионального самоопределения. В первом профессиональное самоопределение понимается, как «естественный процесс, который начинается в старшем подростковом, младшем юношеском возрасте и является личностным новообразованием». В своих концепциях данного подхода придерживаются такие авторы, как С.Л Рубинштейн, К.А Абульханова-Славская, Л.И Божович, И.С Кон, В.Ф Сафин, М.М Бахтин.

Во втором подходе профессиональное самоопределение понимается, как «искусственно-организованный процесс происходящий в юношеском возрасте». Такое представление разделяют Е.А Климов, Н.С Пряжников, А.К Маркова, М.Р Гинзбург.

В отечественной психологии выделяют ещё три подхода: в первом профессиональное самоопределение рассматривается в контексте проблемы жизненного самоопределения. Этим занимались С.Л Рубинштейн и Б.Г Ананьев.

Во втором профессиональное самоопределение рассматривалось Л.И Божович в контексте изучения возрастных закономерностей формирования личности. Самоопределение по Л.И. Божович формируется в 16-17 лет и связано с необходимостью решать проблему своего будущего. «Подлинное самоопределение не заканчивается с окончанием школы, оно связано с формированием позиции взрослого человека и завершает последний этап онтогенетического развития личности»

А в третьем подходе Е.А. Климов, а так же В.В. Чебышева рассматривали профессиональное самоопределение в связи с разработкой проблемы формирования человека, как субъекта профессиональной деятельности. Они пришел к выводу, что профессиональное самоопределение является не созданием пределов развитию человека, не впадением в профессиональную ограниченность, а поиском возможностей беспредельного развития. Это неоднократное деяние, а длительный, многолетний процесс. На разных возрастных этапах он связан с разными целями и имеет разное содержание.

Теперь, когда мы определили, что профессиональное самоопределение - это процесс обусловленный проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности и ее развития, является много­мерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения, можем перейти к определению понятия «индивидуальный образовательный проект».

Значительные изменения, происходящие в последние годы в образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Достижению поставленных задач школой - воспитания самостоятельно мыслящего человека в современном образовании способствуют инновационные педагогические технологии, ориентированные на развитие уникальных способностей каждой личности и формирование её творческого потенциала. Одним из них стал метод индивидуальных проектов. Согласно разрабатываемому ФГОС учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект».

Индивидуальный образовательный проект способствует интеллектуальному самостоятельному развитию личности. Важной функцией индивидуального образовательного проекта является возможность преобразования личностных целей и задач учащегося. Еще одной важной функцией является постоянная инициация индивидуальных образовательных достижений учащихся, которые могут быть связаны не только с обучением, но и с другими социальными практиками. Умение строить образовательную деятельность так, чтобы учащиеся стали не просто перечислять незначимые формулировки целей, интересов, желаний, а искать и осознавать смысл, является истинным педагогическим мастерством. Индивидуальный образовательный проект должен быть связующим звеном между учеником и образовательным учреждением. Это должен быть продукт, по которому можно было бы оценить учебный прогресс, качество профессиональных проб, профессиональные перспективы учащихся.  

Вопросом индивидуализации обучения учащихся через проектирование образовательных программ, а также проблемой взаимодействия педагога и учащегося при проектировании обучения занимаются такими учеными, как: Э.И. Сундуковой, Н.Д. Ряховских. Мы предполагаем, что индивидуальный образовательный проект способствует профессиональному самоопределению.

В заключение важно отметить, что во всех исследованиях вопроса о профессиональном самоопределение указывается на то, что процесс профессионального самоопределения тесно связан с самореализацией личности в целом. Соответственно, очень важно, чтобы выбор профессии был обдуманный, правильно мотивированный. А индивидуальный образовательный проект рассматривается в качестве средства организации внеурочной самостоятельной деятельности, как совокупность действий, осуществляемых учащимися в свободное от обязательных занятий время, в соответствии с интересами, ценностями, склонностями и потребностями личности. Способствует ли индивидуальный образовательный проект профессиональному самоопределению можно будет проверить с помощью эмпирического исследования.

 

Список литературы:

1. Баженова И.И. Индивидуальный проект как актуальное требование к результатам образования учащихся / И.И. Баженова // Молодой ученый, 2016. — № 18 (122). — С. 425-428 

2. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. — Волгоград: Издательство ВолГМУ, 2010. -264 с.

3. Сапа А.В. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников в условиях внутришкольной модели профильного обучения /А.В. Сапа // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012.- №3 – С. 22-25 

4. Решетников В.В. Понятие профессионального самоопределения в современной педагогической психологии// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т.13. №2(5). С.1163-1167.

 

. . . . . . .