Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Волонтерство как средство духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи

Дата публикации: 2021-03-08 07:10:32
Статью разместил(а):
Иванова Ольга Леонидовна

Волонтерство как средство духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи

Volunteering as a means of spiritual and moral education for young students

 

Автор: Иванова Ольга Леонидовна

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», Екатеринбург, Россия.

E-mail: kafedrappr@mail.ru

Ivanova Olga

Russian state vocational pedagogical university, Ekaterinburg, Russia.

E-mail: kafedrappr@mail.ru

 

Аннотация: В статье ставятся вопросы духовно-нравственного воспитания современной молодежи, формирования у студентов активной гражданской позиции, системы ценных ориентаций посредством вовлечения в волонтерскую деятельность и их влияние на социализацию. Эти проблемы становления личности рассматриваются в рамках профессионального образования.

Abstract. The article raises questions of spiritual and moral education of modern youth, the formation of an active civic position among students, a system of valuable orientations through involvement in volunteer activities and their impact on socialization. These problems of personality formation are considered within the framework of professional education.

Ключевые слова: волонтерство, социализация, добровольческая деятельность, социальная практика, профессиональное образование, духовно-нравственное воспитание личности.

Keywords. Volunteering, socialization, volunteerism, social practice team, professional education, spiritual and moral education of the individua.

Тематическая рубрика: педагогика и образование.

 

В последние годы очень много говорится о волонтерской деятельности, о добровольчестве. Данное направление поддерживается на всех уровнях власти от муниципального до федерального. Президент России В.В. Путин объявив 2018 годом - годом добровольца, способствовал интенсивному развитию направления в регионах, что позволило не только наладить диалог власти с активистами, но и влиять на духовно-нравственное развитие личности подростков, через прочно укрепившееся к 2020 году понятие «волонтер» в системе образования, молодежной политики, здравоохранения и др.

Основная цель волонтерства – помощь окружающим. Для реализации данной цели студенты объединяются в группы. Деятельность такой группы основана на осознанности и добровольном согласии помогать людям. Что дает добровольческая деятельность волонтеру? Добровольчество повышает социальную активность студентов, положительно влияет на духовно-нравственное развитие и способствует личностному росту в целом. В ходе данной деятельности у личности формируется уровень ответственности, справедливости, чести, терпимости, трудолюбия. Уровень профессионального образования предполагает не только формирование и развитие профессиональных компетенций, но и духовно-нравственное развитие. Волонтерская деятельность как раз является одной из самых эффективных технологий развития не только профессиональных, но и культурных, нравственных качеств, формирующих гражданскую позицию студентов. 

Существует несколько видов волонтерской деятельности:

1) профессиональное волонтерство – это деятельность, направленная на получение опыта работы по избранной специальности;

2) общественное волонтерство – всем знакомая массовая полезная работа: уборка территории, посадка деревьев и т.д.

3) виртуальное волонтерство – бесплатная Интернет-работа в домашних условиях;

4) семейное волонтерство – задействовано сразу нескольких членов семьи (взрослые, дети)» [3].

Этапы социализации – периоды становления личности. К моменту студенчества молодежь проходит в неравной степени их все.

1.      Адаптация. Первый этап, с которым сталкивается человек, появившись на свет. Это период, когда связан с освоением первичного опыта взаимодействия с обществом. В основу его положено подражание. Важным является здесь социальное окружение и социальная среда.   

2.      Идентификация. Понятие связано с подростковым периодом жизни. Подросток начинает осознавать себя как личность, мыслить взвешивая все «за» и «против» и совершать соответствующие поступки.

3.      Интеграция.  На данном этапе человек стремиться к объединению, стремиться привлечь других людей с деятельности либо сам включается в деятельность общества, т.е. активно взаимодействует с обществом.

4.      Трудовая деятельность. Этап связан с более старшим возрастом, но элементы его реализуются и в более младшем. При воздействии на окружающую среду, человек стремится к получению материального продукта.

5.      Передача трудового опыта свойственен для более старшего поколения. Этап, на котором происходит передача накопленного опыта как трудового, так и духовно-нравственного. [1]

В процессе прохождения человеком всех этапов социализации приобретается новый общественный опыт, индивид овладевает системой культуры человеческих отношений, социальных норм, осваивает новые социальные роли. Именно в период студенчества в разной степени задействованы все механизмы этапов социализации, от подражания, до социального влияния.

Включение в волонтерскую деятельность становится примером прохождения личностью всех этапов социального становления. Деятельность волонтера может быть самой разнообразной от создания хорошего настроения, через улыбку (подражание) до создания организации – благотворительного фонда, учреждения (социальное влияние). Главное здесь – присутствие желания безвозмездной помощи окружающим.

Соответственно, учитывая факт, что студенчество – один из самых активных периодов жизни человека, связанный с получением образования, есть необходимость в создании и развитии волонтерского движения в каждом образовательном учреждении. Для эффективной деятельности волонтерского корпуса конкретного образовательного учреждения важно учитывать региональный компонент, специфику профессиональной деятельности, социальную напряженность в конкретный период развития общества в целом.

Процесс духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи посредством вовлечения в добровольчество будет более успешным, при соблюдении ряда педагогических условий:

- особенности, уже сложившегося на момент поступления в профессиональное учреждение, духовно-нравственного становления личности;

- внедрение в педагогический процесс волонтерской деятельности модели нравственного становления личности (образца);

- поиск и разработка показателей, позволяющих отслеживать динамику нравственного становления каждого участника волонтерской деятельности;

- педагогические условия, поиск методов, подходов и технологий, определяющие эффективность становления молодежи в волонтерской деятельности. [4]

Сегодня, несмотря на высокое развитие волонтерства как направления образовательной деятельности, еще выявляется ряд противоречий в учреждениях средне-специального образования:

- высокий воспитательный потенциал волонтёрской деятельности и низкая эффективность его использования в практике педагогического руководства в работе нравственного становления молодежи;

- значимость актуализации нравственных аспектов социальной активности личности в обществе и недостаточное теоретическое обоснование и методическая разработанность этого процесса применительно к волонтерской деятельности;

- повышенное внимание к уровню нравственной ответственности молодежи за будущее общества и отсутствие в педагогическом процессе образовательных учреждений практик, сопряженных с оказанием реальной помощи нуждающимся.

Безусловно, явление социализации происходит и до поступления в профессиональное образовательное учреждение. И надо отметить, что с неблагоприятными условиями социализации педагоги сталкиваются с раннего детства ребенка. Если становление личности ребенка происходит в условиях проживания в небольшом населенном пункте, в семье с низким уровнем дохода, то говорить о высоком уровне образования и воспитания, зачастую, не приходится. На моменте получения средне-специального образования подростки начинают «самостоятельную» жизнь, и здесь велик риск злоупотребления вредными привычками и как следствие – асоциальное поведение и социальные девиации, что негативно влияет на систему духовных ценностей и ориентиров. Важно уже на начальном этапе работать в направлении вовлечения подростка в социально-полезную деятельность. С этой целью образовательные заведения ведут активную работу по взаимодействию с различными учреждениями дополнительного образования, спортивными секциями, в самих заведениях создаются общественные организации и студсоветы.

Эффективным средством успешной социализации подростков станет создание волонтерского корпуса. Посредством волонтерского корпуса молодежь вовлекается в общественную жизнь не только конкретного учебного заведения, но и, помогая в решении задач других учреждений: социального центра, детского дома, ветеранских организаций, учреждений здравоохранения, и других, города, края, области.  Каждый член волонтерского корпуса чувствует свою сопричастность к социально-значимым проектам, становится участником благотворительных или экологических акций – и все это повышает самооценку подростка, позволяет ему самореализоваться, получить определенный опыт, укрепить духовно-нравственные ценности и заявить о себе как о полноценном участнике общества.

Изучение ситуации развития волонтерства и добровольчества в одном из филиалов техникума небольшого города Свердловской области позволило сделать вывод о недостаточной работе, отсутствие системной работы в этом направлении с одной стороны и потребности в подобной работе со стороны студенческой молодежи. Методика векторного моделирования образовательной среды, которая была проведена как среди студентов, там и среди преподавателей и мастеров, показала, что только 21% респондентов живут и действуют в типично карьерной среде. Этот процент студентов занят исключительно развитием профессиональных навыков, не отвлекаясь на общественную жизнь. В то время как другие 21 % развиваются в творческой среде свободной активности и 24% в типичной творческой. Соответственно более 40% студентов готовы участвовать в социальной деятельности, имеют потребность в реализации личных и творческих способностей. Если мы рассмотрим результаты векторной методики среди педагогического состава, то обнаружим, что и преподаватели имеют желание заниматься творческой деятельностью, не связанной с развитием профессиональных компетенций, 57% преподавательского состава находятся в состоянии творческой среды свободной активности и только 36% в типично карьерной образовательной среде.

С помощью метода системного анализа и комплексного подхода мы попытались выявить уровень готовности студентов филиала техникума к волонтерской деятельности.

Понятие «социальной активности» студенты техникума связывают с терминами «общественный», «социальный», что позволяет сделать вывод о правильном понимании молодежи предлагаемой деятельности. Но среди респондентов присутствуют и те, кто применяет данное понятие непосредственно к развитию своих собственных навыков «получение образования», «активный досуг», «развитие творческих способностей», «повышение социального статуса», «благополучие» - эти студенты нуждаются в корректировке духовно-нравственных ценностей. Часть студентов, отвечая на вопрос о «социальной активности», рассматривают узкую направленность данной деятельности, давая понятия «участие в политической жизни общества», «активность на выборах» - при работе с этой категорией молодежи стоит обратить внимание на увеличение круга социальной активности, привлекая их к разнообразной деятельности.

В результате анализа отдельных аспектов методики установлено, что большинство студентов филиала техникума согласны с тем, что волонтерская деятельность занимает значительную долю в понятии «социальная активность». Из общего количества респондентов 80% определяют волонтерскую деятельность как бесплатную, безвозмездную помощь нуждающимся. Студенты техникума знакомы с некоторыми видами волонтерской деятельности и были привлечены к ней в общеобразовательных учреждениях, таких как проведение мероприятий, оказание услуг ветеранам, сбор вещей и школьных принадлежностей нуждающимся. Часть опрошенных студентов (менее 14%) называют себя волонтерами. Но есть и категория молодежи, категорически не желающая участвовать в данной деятельности (26%), отрицание у этой доли студентов основано зачастую на отрицании понятия, а не отрицании деятельности как таковой, соответственно разовое привлечение может привести к системному участию в работе волонтерского корпуса.

Вывод о том, что 80% респондентов считают, что современное общество нуждается в волонтерах, позволяет рассматривать необходимость и возможность организации волонтерского корпуса на базе образовательного учреждения.

Наши исследования показывают, что потенциал для реализации волонтерской деятельности в филиале техникума достаточно высок. Студенты не только не против создания волонтерского корпуса, но и желают заниматься данной работой, желают приносить безвозмездную помощь окружающим. Но сегодня, эта работа в филиале не системная, не комплексная. Желание заниматься волонтерской деятельностью приобретает одномоментный характер: разовые акции, в некоторых случаях студенты и педагоги объединяются в кружки по интересам, но и эта работа имеет периодический характер. Таким образом, системная работа по направлению развития волонтерской деятельности отсутствует.

Волонтерский труд вносит разнообразие в студенческую жизнь молодежи, помогает им реализоваться, проявить инициативу. Изменения, происходящие в личности студентов, от пассивного участия до творческой активности, благотворно сказываются на жизни каждого человека в отдельности и веден к социально- полезной деятельности, направленной на улучшение качества жизни окружающих. Участие в волонтерском движении развивает духовно-ценностные ориентации, позволяет решить проблему организации досуга и исключает элементы девиантного и агрессивного поведения, свойственное подросткам, только поступившим в средне-специальное учреждение, повышает коммуникативный потенциал, снижает недоброжелательность и нетерпимость.

Следующим этапом работы в данном направлении станет создание программы развития волонтерского корпуса, с целью развития духовно-нравственных качеств с учетом существующего уровня развития каждого его участника.

 

Список литературы:

1. Гуничева Е.Л. Управление развитием лидерских качеств активности как фактор формирования системы студенческого самоуправления // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2007. – № 7. – С. 12.

2. Андрианова Д.Д. Обновление образовательной программы как условие привлечения подростков к волонтёрской деятельности / Д. Д. Андрианова //Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2018. – No 4.

4. Каргапольцева Н.А. Социализация личности и качество образования / Н.А. Каргапольцева, Э.Ф. Масликова // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 9 (184). С. 23-28.

5. Левина И.Д. Социализация и воспитание студентов в системе профессионального образования // Среднее профессиональное образование. − 2014. − № 1.

6. Макарова Е.Е. Некоторые аспекты волонтерского движения // Бюллетень научных студенческих обществ ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Гуманитарные и социальные науки. – Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2013. – № 3. – С. 142-145.

7. Сухоленцева Е.Н. Формирование духовно-нравственных качеств молодежи средствами волонтерской деятельности // Вестник ВГТУ. 2013. №3-2.

8. Чагин А.Е. О роли волонтерской деятельности в студенческой среде / А.Е. Чагин, М.В. Куимова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2015. - №10 (90).- С.1327-1329.

 

. . . . . . .