Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Особенности организационно-педагогических условий формирования корпоративной культуры в образовательной организации

Дата публикации: 2020-09-17 20:35:30
Статью разместил(а):
Сергеева Ирина Анатольевна

Особенности организационно-педагогических условий формирования корпоративной культуры в образовательной организации

The features of organizational and pedagogical conditions for the formation of corporate culture in an educational organization

 

Автор: Сергеева Ирина Анатольевна

Рязанский Государственный Университет имени С.А. Есенина, г. Рязань, Россия.

e-mail: simanzhenkovai@mail.ru

Sergeeva Irina Anatolievna

Ryazan State University named after S.A. Yesenina, Ryazan, Russia.

e-mail: simanzhenkovai@mail.ru

 

Аннотация: В статье представлен анализ особенностей формирования корпоративной культуры в образовательной организации и раскрывается понятие «организационно-педагогические условия». Автор также представляет теоретическую модель системы организационно-педагогических условий формирования корпоративной культуры в образовательной организации.

Abstract: The article presents an analysis of the features of corporate culture formation in an educational organization and reveals the concept of "organizational and pedagogical conditions". The author also presents a theoretical mode l of the system of organizational and pedagogical conditions for the formation of corporate culture in an educational organization.

Ключевые слова: корпоративная культура, организационно-педагогические условия.

Key words: corporate culture, organizational and pedagogical conditions.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Интерес к изучению корпоративной культуры образовательной организации обусловлен тем, что многие руководители осознают ее значимость для развития организации. Корпоративная культура создает у сотрудников ощущение надёжности организации и своего положения в ней. 

Большинство исследователей склонны рассматривать корпоративную культуру как некую систему общих установок, которые принимаются и распределяются всеми участниками образовательного процесса. В сложившихся условиях, когда школа обязана быть, прежде всего, конкурентоспособной, возникает необходимость расширения определения корпоративной культуры. 

Корпоративная культура образовательного учреждения представляет синтез ценностей, норм, отношений, привычек, традиций, форм поведения, ритуалов, заключенных в оболочку социального окружения, внутри которой школа как образовательная корпорация получает возможность самореализовываться, вырабатывать индивидуальный стиль поведения и взаимоотношений с социумом [2].

Я принимаю идеи Сергеевой Т.Б. и Горбатко О.И. о сущности корпоративной культуры образовательного учреждения, которая включает в себя следующие элементы:

- совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех участников образовательного процесса; 

- набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий;

- явления духовной и материальной жизни коллектива, моральные нормы и ценности, кодекс поведения, укоренившееся ритуалы;

- систему взаимодействующих материальных и духовных ценностей, отражающих ее индивидуальность, помогающих членам корпорации воспринимать себя и окружающих как сложное, динамическое явление;

- свод формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, персональных и групповых интересов;

- комплекс ценностей, представлений, понятий, убеждений, а также поведенческих норм, разделяемый всеми членами организации [4].

В современном обществе прогрессивные руководители, в том числе и образовательных учреждений, рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение. 

Считается, что корпоративная культура способствует повышению качества образования эффективнее, чем любые современные инновационные педагогически технологии. При этом необходимо, чтобы элементы корпоративной культуры образовательного учреждения были приняты не только администрацией, но и всеми сотрудниками образовательной организации, так как успешность реализации элементов корпоративной культуры предполагает устойчивую мотивационную составляющую образовательной организации. 

Таким образом, корпоративная культура максимально способствует созданию жизнедеятельной среды в школьном коллективе, овладению ключевыми компетенциями, включая коммуникативную, правовую, экономическую, экологическую, создавая потенциал для движения вперед. 

При организации мероприятий по формированию корпоративной культуры в образовательной организации важно учитывать ряд организационных и педагогических условий. Дадим определение этой концепции. Организационно-педагогические условия представляют собой совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних характеристик образовательной деятельности, которые гарантируют целостность, полноту образовательного процесса, его внимание и эффективность. Организационно-педагогические условия целесообразно рассматривать как совокупность взаимосвязанных информационных систем (предпосылок, условий, требований), создаваемых субъектом-менеджером на управленческом уровне и обеспечивающих управление учителями и их профессиональной деятельностью.

Ипполитова Н.В. и Стерхова Н.С. Различают следующую серию признаков, характеризующих понятие «организационно-педагогические условия»:

1) этот тип состояния рассматривается учеными как совокупность намеренно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), способствующих успешному решению задач педагогического процесса;

2) совокупность мер воздействия, отражающих рассматриваемые условия, лежит в основе управления педагогической системой (образовательным процессом или его компонентами) в данной ситуации;

3) указанные меры характеризуются взаимосвязанностью и взаимообусловленностью, обеспечивая в своем единстве эффективность решения поставленных образовательных задач;

4) основной функцией организационно-педагогических условий является организация таких воздействующих мер, которые обеспечивают целенаправленное, плановое управление развитием целостного педагогического процесса, т.е. управление процессуальным аспектом педагогической системы.

5) совокупность организационно-педагогических условий подбирается с учётом структуры реализуемого процесса [1].

Мной было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью апробации системы организационно-педагогических условий формирования корпоративной культуры в образовательной организации.

На констатирующем этапе был изучен уровень корпоративной культуры работников образовательной организации. Для этого были созданы экспериментальная и контрольная группы. Результаты обработки данных показали, что уровень корпоративной культуры в обеих группах представлен на среднем либо низком уровне. Так, высокий уровень корпоративной культуры в экспериментальной группе имеют лишь 20% сотрудников, а в контрольной – 30%. Высокий уровень умения работать в коллективе показали 35% сотрудников в экспериментальной группе и 30% – в контрольной. Высоким уровнем умения находить компромисс и приходить к общему решению обладают 20% сотрудников в экспериментальной группе и 25% – в контрольной.

На этапе формирующего эксперимента нами в экспериментальной группе была организована работа по формированию корпоративной культуры в образовательной организации, которая предполагает совместное празднование федеральных торжеств, проведение спортивных мероприятий, а также организация совместного досуга. Также были организованы совместные поездки, и проведены субботники. Организовывались условия для развития корпоративной культуры и овладения культурой организации. Нами разрабатывались и реализовывались тренинги, нацеленные на формирование благоприятной обстановки в коллективе.

Совокупное применение указанных условий привело к осознанию и принятию правил и норм поведения в образовательной организации сотрудниками из экспериментальной группы и формированию у них устойчивой корпоративной культуры.

На этапе контрольного эксперимента повторно был изучен уровень корпоративной культуры у сотрудников из экспериментальной и контрольной групп. Результаты исследования показали, что уровень корпоративной культуры в контрольной группе изменился незначительно, но в целом остался на среднем уровне. Сотрудники же экспериментальной группы показали возрастание уровня корпоративной культуры. Так, высокий уровень корпоративной культуры в экспериментальной группе на контрольном этапе имеют 40% (ранее было 25%), высокий уровень умения работать в коллективе показали 60% сотрудников (ранее было 30%), высоким уровнем умения находить компромисс и приходить к общему решению обладают 45% сотрудников (ранее было 20%).

Таким образом, формирование корпоративной культуры в образовательной организации является систематической и последовательной деятельностью. Она будет эффективнее в том, случае, если рабочий процесс будет построен при соблюдении и последовательной реализации организационно-педагогических условий.

 

Список литературы:

1. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация/ Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - №2. - С. 8-14.

2. Лизинский В.М. Имидж и миссия школы как ресурс ее развития/ В. М. Лизинский // Ресурсный подход в управлении развитием школы. – М.: Центр «Педагогический поиск». – 2006. – С.106-108.

3. Могутова Н.Е. Корпоративная культура: понятие, подходы/ Могутова Н. Е. // Социологические исследования. – 2005. - №4. – С.45-47.

4. Сергеева Т.Б. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения/ Т. Б. Сергеева, О. И. Горбатько// Педагогика. – 2006. - №10. – С. 11-21.

 

. . . . . . .