Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Формирование самооценки у детей младшего школьного возраста

Дата публикации: 2020-05-26 15:42:34
Статью разместил(а):
Зеленцова Анастасия Николаевна

Формирование самооценки у детей младшего школьного возраста

Self-assessment in primary school-age children

 

Автор: Зеленцова Анастасия Николаевна

ТГПУ, г. Тула, Россия

e-mail: zelencova-anastasiya@mail.ru 

Zelentsova Anastasia Nikolaevna

Tula state pedagogical University, Tula, Russia

e-mail: zelencova-anastasiya@mail.ru

 

Аннотация: Младший школьный возраст является периодом интенсивного формирования самооценки. Самооценка является важнейшим механизмом регуляции поведения: она играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений со сверстниками. Поэтому в начальных классах следует обращать внимание на самооценку детей. Её знание необходимо учителю для построения процесса воспитания.

Abstract: Junior school age is a period of intense self-esteem. Self-assessment is the most important mechanism for regulating behavior: it plays a big role in the child's mastery of educational activities, in the realization of his abilities and abilities, in establishing friendships with peers. Therefore, in primary school, children's self-esteem should be paid attention. Her knowledge is necessary for the teacher to build the process of upbringing.

Ключевые слова: формирование самооценки, эмоционально-волевая сфера, младший школьник.

Keywords: self-esteem formation, emotional-volition sphere, junior schoolboy.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Младший школьный возраст - это ответственный этап школьного детства. Достижения данного возраста заключаются в том, что определяющим звеном для последующих лет обучения является учебная деятельность. Результатом младшего школьного возраста должно стать то, что ребенок хочет учиться, умеет учиться и верит в свои силы.

В настоящее время в условиях модернизации системы образования приоритетной целью обучения в начальной школе является развитие личности обучающегося.

Современному обществу необходимы образованные, предприимчивые, инициативные и самостоятельные люди. Психологическим фундаментом личности, способной найти свое место в мире, является адекватная самооценка. Самооценка является элементом самопознания. Больше всего она характеризуется значимыми для человека, эмоционально яркими оценками самого себя как личности (своих качеств, действий и поступков, способностей и пр.). По определению психолога В.В. Столина, самооценка есть «сознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды».

Самооценка отражает уровень развития у человека позитивного отношения к себе, чувства собственной ценности, выступает как важный регулятор поведения в целом.

Отечественные психологи рассматривают самооценку как основу самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей её жизнедеятельностью (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Л.С. Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка как обобщенное, внеситуативиное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к самому себе.

По мнению Г.М. Коджаспировой «самооценка – оценивание человеком своих собственных психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков, места среди других людей».

Значит, самооценка – это представление человека о самом себе, о собственной значимости и важности в обществе, о своих качествах и недостатках. В психологии существуют разные виды самооценки.

Когда говорят о самооценке, то чаще упоминают два её вида: адекватная и неадекватная. И именно младший школьный возраст является благоприятным для становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и к окружающим.

Однако под влиянием факторов самооценка младшего школьника может изменяться: из адекватной переходить в неадекватную (завышенную или заниженную), либо наоборот. К таким факторам относят: школьную оценку, оценку своих достижений, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания, появление и влияние рефлексий.

Прежде всего, самооценка формируется под влиянием результатов учебной деятельности. Но, в свою очередь, оценивают эти результаты взрослые (родители, учитель). Так, с началом школьного обучения в жизни ребенка появляется новый значимый взрослый – учитель. В условиях нового ведущего вида деятельности (учебной) именно оценка и мнение учителя является наиболее значимым фактором в развитии личности школьника.

Итак, на основе оценок и отметок учителя складывается и самооценка младших школьников. Рассмотрим особенности характера, поведения детей с разными видами самооценки. Так, детям с адекватной самооценкой характерны следующие особенности: общительность, активность, чувство юмора, находчивость, самостоятельный и вдумчивый поиск ошибок в своих работах, выбор задач, соответствующих своим возможностям.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников обычно проявляется в стремлении выбирать только легкие задачи (как в учебной деятельности, так и в жизни). Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой являются неуверенность, склонность «уходить в себя», выискивать в себе слабости и сосредотачиваться на них.

Дети с неадекватной завышенной самооценкой имеют следующие особенности: надменность, пренебрежение к другим, подчеркивание своих достоинств, зависть к успехам других, обидчивость, высокомерие, бестактность, конфликтность, трудность восприятия критики.

В 1–2 классах у младших школьников, в основном, можно наблюдать проявления неадекватной самооценки. И уже с середины 3-го, к 4 классу у детей складывается осознанное представление о себе, они начинают более критично оценивать свои качества, достижения, связанные не только с учебной деятельностью.

Дети с высокой и адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Психолого - педагогические исследования (М.В. Дубровина, С.С. Грецкая, А.В. Захарова, Л.П. Метелева) показывают, что у большинства первоклассников наблюдается завышенная самооценка, постепенно самооценка снижается, становится более осмысленной и адекватной. Поэтому, формирование адекватной самооценки и связанного с ней действия самоконтроля необходимо начинать еще в старшем дошкольном возрасте.

С началом школьного обучения в жизни ребенка появляется новый значимый взрослый – учитель, который воплощает в себе требования общества и является главным «мерилом» и «судьей» жизни ребенка. В этот период происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную. Л.С. Выготский справедливо замечает, что «учитель должен быть «рельсами», по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Одним из инструментов влияния учителя на самооценку учащихся становится отметка успеваемости. Именно поэтому к процессу оценивания, особенно в первом классе, учителю необходимо подходить крайне осторожно, поскольку его мнение ученик трансформирует в оценку своей личности в целом. Учитель на уроке может применять такие приемы как взаимооценка, самооценка.

При взаимооценке ученик оценивает работу товарища, вследствие чего появляется условие возникновения самооценочной деятельности. После того, как ученик ответит на уроке, учитель может спросить: какую оценку он бы поставил себе, это будет являться самооценкой. Работа по формированию адекватной самооценки учащихся должна проводиться не только учителем, но и с их родителями. При этом, главной задачей родителей должно стать укрепление у ребенка ощущения самоценности, самодостаточности. Эффективным инструментов в этом может стать совместная деятельность при выполнении заданий любого типа.

 

Список литературы:

1. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.

2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.

3. Психология личности тренинг / Л.Д. Столяренко, С.И.Самыгин. – Ростов н /Д: Феникс, 2012. – С.144.

4. Психология личности тренинг / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ: Астрель, 2013. – С.433 – 452.

 

. . . . . . .