Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Возможности волонтерской деятельности, как способа коррекции просодики у подростков с дизартрией

Дата публикации: 2020-04-26 22:00:47
Статью разместил(а):
Гомоюнова Светлана Владимировна

Возможности волонтерской деятельности, как способа коррекции просодики у подростков с дизартрией

Volunteer ingessability as a way to correct prosodic work in adolescents with dysarthria

 

Автор: Гомоюнова Светлана Владимировна

ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия.

e-mail: sveta.gomoyunova.96@mail.ru 

Gomoyunova Svetlana Vladimirovna

Vyatka State University, Kirov, Russia.

e-mail: sveta.gomoyunova.96@mail.ru

 

Аннотация. В работе рассматривается специфическая форма речевого дизонтогенеза, как современная проблема логопедической науки, определяются возможности волонтерской деятельности в коррекции просодической стороны речи у подростков с дизартрией.

Annotation. The work considers a specific form of speech dysontogenesis, as a modern problem of speech therapy science, defines the possibilities of volunteer activity in correcting the prosodic side of speech in adolescents with dysarthria.

Ключевые слова: дизартрия, волонтерская деятельность, просодическая сторона речи, подростковый возраст.

Keywords: dysarthria, volunteer activity, prosodic side of speech, teenage years.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В настоящее время большое внимание в логопедической работе уделяется работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, в то время как множеству подростков также свойственны различные нарушения речи.

Пубертатный (подростковый) период является переходным этапом между детством и взрослым возрастом, связан с созреванием всех функциональных систем организма, активным формированием личности, ее социализации.

В подростковом возрасте общение является ведущей деятельностью, а кризис этого периода связан с коммуникативными противоречиями. Трудности коммуникативно-речевой деятельности провоцируют личностные переживания, создавая тем самым проблемы самоопределения и самореализации в жизни подростка.

Речевая деятельность, в освоении которой подростки испытывают трудности, становится первичной по отношению ко всем другим видам деятельности. [1]

Одним из актуальных речевых нарушений у подростков является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация, дикция и др. Выраженным признаком дизартрии является нарушение фонационных характеристик. Голосовые реакции при дизартрии характеризуются недостаточной силой, наблюдается назализация голоса, изменение модуляции.

Симптомы неврологического характера расстройства речи при дизартрии вызывают стойкие нарушения мелодико-интонационного и темпо-ритмического оформления связной речи. Подростки с дизартрией испытывают трудности в определении и постановке логических ударений в слове и фразе, организации правильного паузирования высказывания. У них имеются обеднения интонации речи, ритмическая несостоятельность речи при общении, двигательная дискоординация речевого аппарата.[2] 

Подростки с дизартрией и даже с ее минимальными проявлениями нередко становятся «носителем комплекса нереализованных установок», проявляя при этом инактивность во всех ситуациях общения.

Переживание речевого дефекта, неуспешности в учебе, проблемы межличностного характера в семье и коллективе сверстников, эмоциональная сторона самосознания становится основой мотивообразования подростков с речевой патологией.

Вышеперечисленные проблемы вызывают трудности общения с окружающими не только в подростковом возрасте, но и в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, то есть ведут к возникновению закомплексованности, мешая в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими подростками – скорректировать их просодическую сторону речи, чтобы она стала яркой, выразительной, эмоциональной.

Е.Ф. Архипова рассматривает дизартрию с точки зрения определения степени речевых нарушений. Таким образом, тяжелая форма, чаще всего встречается у детей с церебральными параличами, подразумевает полное отсутствие фонетических способностей произношения. Средняя степень дизартрии встречается у детей с задержками интеллектуального развития. При данной степени выраженности расстройства наблюдаются нарушения чёткости и точности произношения речи, она невнятна, монотонна и малопонятна, имеются искажения нескольких групп фонем. Так же, выделяют лёгкую степень дизартрии - «стертая» дизартрия. Основными проявлениями данной формы являются незначительные парезы артикуляционной мускулатуры. Речь  ребёнка с такой патологией достаточно понятна для окружающих, но имеющиеся нарушения звукопроизношения проявляются в искажениях и заменах на более лёгкие некоторых звуков. [3]

Дополнением к традиционным способам коррекции просодической стороны речи у подростков со стертой формой дизартрии можно назвать их участие в волонтерской деятельности. 

Добровольчество (волонтерство) - это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли. Данный вид деятельности тесно связан с общением, обладает большим потенциалом, как развивающим, так и воспитательным.[4]

В настоящее время волонтерская деятельность набирает все большую популярность среди школьников. В образовательных организациях активно создаются школьные добровольческие отряды, основной движущей силой которых являются подростки.

Добровольческая деятельность напрямую связана с коммуникацией, общением с другими людьми, публичными выступлениями и т.д., поэтому участвуя в данном виде деятельности, волонтеры развивают в себе определенные личностные качества: общительность, работа в команде, доброжелательность, терпеливость, корректность, тактичность, толерантность. Кроме того, добровольческая деятельность помогает развивать следующие навыки: умение расположить к себе собеседника, опыт работы с группой, знание основ психологии, умение вести за собой, ораторские способности. [4]

Тем самым, включая подростков в данный вид деятельности появляется возможность их успешной самореализации и улучшение речевых навыков. Во время общения подростки учатся критически мыслить, рассуждать, общаться. И именно на практике подростки могут отработать в совершенстве просодические компоненты речи. Участвуя в подготовке к добровольческому мероприятию, появляется возможность включить в программу подготовки занятия на отработку речевых компонентов: дикции, интонации, темпа, силы голоса с помощью применения различных методик и комплексов программ коррекции, адаптировав для необходимой аудитории.

Таким образом, дизартрия является видом речевого дизонтогенеза, который проявляется в нарушении моторной речевой реализации. На сегодняшний день разработаны классификации и приоритетные направления изучения данной проблематики, однако остается малоизученной проявление феномена дизартрии у подростков. Добровольческая деятельность может стать одним из дополнительных способов коррекции просодической стороны речи у подростков с дизартрией.

 

Литература:

1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.П. Авдулова. – Москва: Изд. Юрайт, 2019.- 394 с.

2. Логопедия. Теория и практика/[под ред.д.п.н.профессора Т.Б. Филичевой /- Изд. 2-е испр. И доп. – М:Эксмо,2019. – 608 с.

3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие - М.: АСТ: Астрель, 2014. – 319 с.

4. Дронова Е.Н. Добровольчество как ресурс социально-педагогического образования будущих субъектов системы профилактики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3426–3430.

 

. . . . . . .