Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Разработка учебно-методического комплекса по программе "Мир истории" для обучающихся 6 класса

Дата публикации: 2024-04-21 19:47:23
Статью разместил(а):
Самыловская Ольга Владимировна

Разработка учебно-методического комплекса по программе "Мир истории" для обучающихся 6 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с РАС

Development of an educational-methodical complex for the "World of History" program for 6th-grade students according to the adapted basic general education program for students with intellectual disabilities (intellectual impairments) and ASD

 

Авторы:

Карева Ольга Петровна

ГБОУ Школа № 755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: olyakareva@yandex.ru

Olga Petrovna Kareva

School № 755 "Regional Autism Center" Vasileostrovsky district of St. Petersburg, St. Petersburg, Russia

e-mail: olyakareva@yandex.ru

Самыловская Ольга Владимировна

ГБОУ Школа № 755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: olga.samylovskaya@yandex.ru

Olga Vladimirovna Samylovskaya

School № 755 "Regional Autism Center" Vasileostrovsky district of St. Petersburg, St. Petersburg, Russia

e-mail: olga.samylovskaya@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается создание учебно-методического комплекса «Рабочая тетрадь» по предмету «Мир истории» для обучающихся с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра (вариант 1).

Abstract: The article discusses the creation of an educational-methodical complex "Workbook" for the subject "World of History" for students with intellectual disabilities and autistic spectrum disorders (variant 1).

Ключевые слова: обучающиеся с РАС, программа Мир истории, методы и формы обучения, формирование исторических представлений.

Keywords: students with ASD, World of History program, teaching methods and forms, formation of historical representations.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Учебно-методический комплекс «Рабочая тетрадь «Мир истории» был разработан для федеральной рабочей программы по учебному предмету "Мир истории" (VI класс) предметной области "Человек и общество".

Для создания представлений о задачах учебного предмета необходимо представить выдержки из Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и РАС (вариант 1).

«В основу изучения предмета "Мир истории" положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и развития высших психических функций. .

Цель изучения предмета "Мир истории" заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса "История Отечества" в 7-9 классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: − формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его развития; − формирование первоначальных исторических представлений об "историческом времени" и "историческом пространстве"; − формирование исторических понятий: "век", "эпоха", "община" и некоторых других; − формирование умения работать с "лентой времени"; − формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения; − воспитание интереса к изучению истории».

Учебная программа «Мир истории» предполагает изучение следующих тем: Представления о времени в истории. Представление о времени как о прошлом.  История Древнего мира. История вещей и дел человека (от древности до наших дней). История освоения человеком огня, энергии. История использования человеком воды. История жилища человека. Понятие о жилище. История появления мебели. История питания человека. История появления посуды. История появления одежды и обуви. История человеческого общества.

Преподавание предмета "Мир истории" для обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) требует особого подхода и внимания к индивидуальным особенностям каждого ученика. Важно создать комфортную обстановку в классе, учитывая чувствительность к шуму, свету и другим стимулам, которые могут вызывать стресс у учащихся с РАС.

Необходимо использовать визуальные методики обучения, такие как схемы, рисунки, карточки с изображениями, чтобы помочь учащимся сориентироваться в информации и лучше усвоить материал. Также полезно работать с конкретными примерами из истории, которые могут быть более понятными и легче воспринимаемыми для учеников с РАС.

Важно давать ясные инструкции и структурировать уроки, чтобы помочь учащимся понять последовательность действий и уроков. Необходимо учитывать способности и предпочтения, обучающихся с легкой умственной отсталостью и РАС, чтобы сделать обучение более привлекательным и мотивирующим для них. Сотрудничество с родителями и специалистами (учителями-логопедами, педагогами-психологами и т. д.) являются важными компонентом при работе в нашей школе.  Главное - быть терпеливым, понимающим и готовым подстраиваться под потребности каждого ученика, чтобы обеспечить им успешное и полноценное обучение предмета "Мир истории".

При обучении предмета "Мир истории" учащихся с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра, нам важно учитывать их особенности восприятия и обработки информации. К особенностям восприятия информации стоит отнести тот факт, что большинство детей с аутизмом являются так называемыми «визуалами». Основной канал получения информации для таких детей – зрительное восприятие, поэтому для запоминания им нужны картинки или видео. При подборе материалов также необходимо учитывать уровень сенсорного развития обучающегося. Возможны варианты от «сенсорного голода» до «сенсорной слабости».

Для определенной группы обучающихся такие факторы как громкая музыка, выполнение ритмических упражнений на подражание, являются приемлемыми и помогают лучше понять материал (например, игра на народных музыкальных инструментах, прослушивание гимна города). Другая группа обучающихся с расстройствами аутистического спектра негативно воспринимает любой внешний раздражитель, при этом дети проявляют либо агрессию, либо протестное поведение (закрывают уши, вокализируют, раскачиваются и т.д.). Учитель в данном случае выступает в качестве «педагога-виртуоза», который должен найти подход к каждому ученику!

Кроме того, использование конкретных и четких примеров, а также повторение материала, может помочь учащимся с расстройствами аутистического спектра лучше усваивать информацию. Важно помнить, что каждый ученик уникален, и необходимо индивидуально подходить к каждому случаю, учитывая его потребности и способности.

Также стоит уделить внимание развитию у учащихся с РАС навыков саморегуляции и адаптации, чтобы иметь возможность справляться с различными вызовами как во время учебы, так и в повседневной жизни. Поддержка со стороны учителя, родителей и специалистов играет важную роль в успешном обучении учащихся с расстройствами аутистического спектра.

Следует отметить, что изучение любых предметов гуманитарного цикла предполагает владение большим объемом информации, пониманием определений сути процесса, ориентацией в историческом пространстве. Особенно непросто обучающимся с умственной отсталостью, чье развитие осложненно расстройствами аутистического спектра.  Задача педагога –выбрать правильный подход и набраться терпения, чтобы обеспечить качественное образование и помочь ученикам развивать свои уникальные способности и навыки.

Каждый урок начинается с краткого повторения всего пройденного материала. При этом используется «Рабочая тетрадь». Пролистывая и проговаривая уже пройденные темы, учитель «подводит» к изучению новой информации. В своей работе мы полностью отказались от учебника «Мир истории» авторов Бгаженковой Ирины Магомедовны и Смирновой Ларисы Валентиновны. Формат учебника, предложенный шрифт, размер картинок не является информативным и труден для восприятия обучающимися нашей школы. Это связано прежде всего с тем, что учебник предназначен для обучающихся с классической формой легкой умственной отсталости, в то время как мы работает с детьми с расстройствами аутистического спектра. Об особенностях восприятия информации учениками данной нозологической группы уже было сказано ранее.

Регулярное повторение информации также играет важную роль в укреплении учебных навыков и запоминании исторических фактов у учащихся. Для структурирования материала и выделения основных понятий был создан «Исторический словарь», который расположен в конце «Рабочей тетради». В словарь записываются опорные слова по изучаемой теме (динозавр, мамонт, древний человек, славяне, народные промыслы (описание особенностей гжели и хохломской росписи), народные инструменты (описание инструментов), богатырь, береста и т.д.). Одном из компонентов почти каждого урока является работа со словарем. При этом используется вариант «наклеивания» уже напечатанного ответа в таблицу. Здесь нужно обратить внимание на простоту предложенного задания. Учитель не просит дать определение слова, записав его самостоятельно, а предлагает посильный вариант выполнения работы.

Использование разнообразных методик и учебных подходов, таких как интерактивные формы обучения и игровые техники, способствует более эффективному усвоению учебного материала у учащихся с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра. Развитие критического мышления у данных учеников, попытки анализировать исторические события и делать элементарные выводы, играет важную роль в развитии их когнитивных способностей.

Создание УМК (учебно-методический комплекс) по предмету "Мир истории" является важным этапом для организации образовательного процесса и эффективной работы с учащимися. При разработке УМК по данному предмету необходимо учитывать особенности учеников, их уровень подготовки, а также цели и задачи обучения.

Основные компоненты учебно-методического комплекса по истории мира включают:

1. Цели и задачи обучения: определение основных целей и задач, которые ставятся перед учениками при изучении предмета "Мир истории". Нами была поставлена цель - создание элементарных представлений о истории человечества, решение которых планировалось через реализацию практических заданий и творческих работ.

2. Структура учебного курса: разбиение материала по темам, формирование последовательности изучения исторических событий, определение ключевых тем и периодов истории мира. При создании «Рабочей тетради «Мир истории» мы отклонились от тематического планирования, предложенных в учебнике «Мир истории» (Автор: Бгажнокова Ирина Магомедовна, Смирнова Лариса Валентиновна). Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра комфортнее и правильнее будет «начать с начала» - с появления планеты Земля, продолжить знакомить с основными вехами истории человечества, а заключительные темы курса было решено оставить для знакомства с городской средой, и историей города Санкт-Петербург. Последние темы выпадают на месяц май, 27 мая – день основания города. Тема «История-наука о прошлом» была заменена на тему «Профессия- археолог», так как данная профессия носит более прикладной характер деятельности и достижения данной науки можно наглядно представить.

3. Методические рекомендации: разработка методических рекомендаций для педагогов, включая советы по организации уроков, применению активных методов обучения, использованию интерактивных технологий. Представленная рабочая тетрадь дополняется комплектом презентаций и видеоматериалов по темам.

4. Учебно-методические пособия: подбор учебных материалов, дидактических пособий, иллюстративного материала, которые помогут более наглядно и интересно представить информацию учащимся. Акцент был сделан на яркие, запоминающиеся исторические события и факты.

5. Контрольно-оценочные средства: разработка заданий для текущего и итогового контроля знаний учащихся, формирование критериев оценивания и обратной связи. Для данной категории обучающихся оценочная система является достаточно условной. Оценить учебные знания по канонам выставления оценки – невозможно. Обучающиеся не владеют диалоговой речью, навыками пересказа, не способны выстроить причинно-следственные связи. При этом с интересом выполняют практические задания:

- аппликации (русская девушка, богатырь, коромысло, колодец, изба);

- раскрашивание поделок по образцу (народные промыслы);

- практические задания – игра на русских музыкальных инструментах, создание поделок из лозы.

В данном случае мы можем говорить исключительно о получении обратной связи от обучающихся, путем постоянно повторения и обращения к уже пройденным темам.

6. Дифференциация обучения: учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся при разработке заданий и методов обучения. Все предоставляемые задания носят посильный характер и выполняются только совместно с педагогом! Обязательно присутствует визуальная опора, которая находится в зоне доступа.

7. Интеграция информационных технологий: использование современных технологий в обучении и дополнение классических методов интерактивными и мультимедийными ресурсами. Невозможно представить обучение данной категории обучающихся без интерактивного оборудования.

8. Развитие компетенций: формирование у учащихся ключевых компетенций, таких как критическое мышление, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе. Обязательно предоставляется возможность оценить свою работу и работу одноклассников; сделать вывод, выделить главное.

Разработка УМК по предмету "Мир истории" требует комплексного подхода и внимательного изучения учебной программы, а также особенностей аудитории, для которой он предназначен. Правильно спланированный и качественный УМК способствует эффективному обучению и формированию у учащихся интереса к изучению истории мира.

Нами было предложено сделать упор на изучение жизни славян – быта, культуры.

При создании учебно-методического комплекса с упором на изучение жизни славян в истории мира можно включить следующие ключевые аспекты:

1. История и культура славян: особенности характера представителей славянских народов, обустройство быта крестьянской избы и ведения хозяйства.

2. Языки и письменность: рассмотрение основных славянских языков, развитие письменности у славян, значимые памятники письменности.

3. Культурное наследие: знакомство с художественным творчеством, архитектурой, музыкой и литературой славян.

Изучение религиозных представлений и народных обычаев является сложным аспектом в образовательной программе для учащихся данной нозологической группы. Язычество древних славян – не было отдельной темой для изучения в данном курсе; считаем необходимым вернуться к этому вопросу в 8 классе при изучении курса «История России».

Учебно-методический комплекс с акцентом на жизнь и историю славян должен быть спланирован таким образом, чтобы ученики могли глубже понять и проникнуться богатством и многообразием этой культуры. Важно также использовать разнообразные методы обучения, интерактивные формы работы и акцентировать внимание на развитие критического мышления у учащихся.

Использование практической деятельности при изучении истории имеет большое значение, поскольку она позволяет учащимся не только получить теоретические знания, но и применить их на практике, развивая познавательные и практические навыки. Взаимодействие с материалами, проведение экспериментов, создание проектов и другие формы практической работы способствуют более глубокому усвоению материала и повышают мотивацию учащихся.

Ниже представлены некоторые примеры практической деятельности, которые можно использовать при изучении мира истории:

1. Исторические экскурсии: организация посещений музеев, исторических мест, выставок, где учащиеся могут непосредственно познакомиться с историческими артефактами и достопримечательностями. Для обучающихся школы были организован насыщенный экскурсионный маршрут: выездное мероприятие «Театрально-музыкальный Петербург», экскурсия в Екатерининский дворец, цикл экскурсий из четырех посещений в Государственном Эрмитаже, экскурсия в патриотическое объединение «Ленрезерв».

2. Изучение литературных источников, относящихся к русскому народному эпосу. Нами были выбраны две русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Гуси-лебеди». В данных сказках прослеживается уклад жизни крестьянской семьи. Отсутствие взрослых членов семьи в виду большой занятости (сезонные работы, необходимость продать выращенный урожай, ведение натурального хозяйства) ответственность старших детей за жизнь и безопасность младших членов семьи. Также в данных сказках описываются предметы бытовой обстановки крестьянской избы (русская печь, ухват и т.д). Конечно, важно донести до обучающихся мысль о победе добра над злом, важности взаимовыручки, необходимости помогать, жертвовать собой ради блага других. В данном случае, нужно понимать, что обучающиеся с расстройством аутистического спектра не умеют сочувствовать и проявлять эмоции по отношению к окружающим. Воспитательный компонент исторического курса необходим ученикам школы. Живой интерес вызвала тема былинных богатырей. Знакомство с героями земли русской поразило воображение учеников! Эта тема оказалась самой интересной. Была создана объемная аппликация «Русский богатырь», дети познакомились с характерами трех главных богатырей, научились определять их.

3. Проектная деятельность: разработка и реализация проектов на исторические темы, создание презентаций, исследовательских работ, макетов и т.п. При завершении темы «Жизнь древних славян» обучающиеся создали коллективную творческую работу- «Деревенская улица». Изучая появление письменности, в частности, берестяные грамоты города Новгорода, ученики сами создали и подписали несколько грамот!

5. Исследовательская работа: организация исследовательской деятельности, проведение исторических исследований, анализ и интерпретация источников. В данном случае за источник была взята берестяная грамота новгородского мальчика Онфима. Обучающиеся детально разобрали ее текс и обсудили содержание.

Эти методы практической деятельности помогут сделать процесс изучения истории более интересным и эффективным, способствуя активному участию учащихся в образовательном процессе и развитию их творческих способностей.

Контент "Рабочей тетради" представлен в форме, предполагающей систематическое изложение основной темы и заданий для усвоения знаний. Задания организованы таким образом, чтобы быть доступными и понятными для выполнения, при этом подсказки для правильных ответов содержатся в тексте темы, что способствует успешному освоению материала.

Разнообразие творческих заданий, таких как создание макетов, роспись элементов быта или плетение из лозы, способствует разностороннему развитию детей и позволяет им проявить свою индивидуальность.

Учитывая особенности восприятия информации и индивидуальный темп усвоения материала, предложенных тем достаточно для охвата учебного курса, рассчитанного на год. Такой подход способствует эффективному обучению, развитию познавательных способностей учащихся и укреплению интереса к изучаемому материалу.

В рамках работы над программой, касающейся изучения истории города Санкт-Петербург, мы поставили перед собой задачу познакомить учащихся с городской социально-культурной средой Санкт-Петербурга и пробудить у них интерес к его культурному наследию. Проведенный анализ знаний учащихся показал, что многие из них имеют ограниченное представление об истории и культуре города из-за отсутствия опыта посещения других районов (уместно сказать о депривации, связанной с особенностями развития данного контингента обучающихся). Для большинства обучающихся представления о городе сводится к дому, школе, медицинским учреждениям и магазинам, а знания о культурном и историческом наследии Санкт-Петербурга крайне ограничены или совсем отсутствуют. Нами были учтены особенности развития обучающихся с умственной отсталостью, такие как рассеянное внимание, низкая концентрация, кратковременная память и быстрая утомляемость. В связи с вышеизложенными обстоятельствами, мы сформулировали следующие цели:

1. Создать представление о социальной инфраструктуре мегаполиса.

2. Формирование элементарных понятий об особенностях географического расположения города.

3. Создать представление об основных вехах истории города и познакомить с исторической личностью его основателя Петра I.

Интеграция краеведческого курса, включающего изучение истории города, в рабочую программу "Мир истории" представляет собой важный аспект методологического развития образовательного процесса. Несмотря на то, что курс «История Санкт-Петербурга» относится к внеурочной деятельности и не входит в основной учебный план, считаем, что необходимо учитывать контекст местности, исторические события и культурное наследие города для формирования комплексного подхода к обучению и воспитанию.

Акцент на исследование истории конкретной территории позволяет расширить кругозор учащихся, стимулирует к исследовательской деятельности и обогащает познавательный опыт.

Важно отметить, что внедрение элементов краеведения в рабочую программу способствует формированию целостного исторического сознания учащихся, развивает патриотические чувства по отношению к «малой» родине и укрепляет их связь с местом жительства. Такой подход способствует не только углублению знаний об истории города, но и способен оказать позитивное влияние на формирование личности учащихся.

Разработка учебно-методического комплекса «Рабочая тетрадь» по истории, проведение индивидуализированных занятий, создание безопасной образовательной среды и учет специфики познавательных процессов учащихся с умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра - все это необходимо для эффективного и качественного образования данной категории учащихся.

Опыт работы показал, что учебно-методический комплекс "Рабочая тетрадь" представляет собой эффективный инструмент для обучения и формирования исторических представлений учащихся школы. Необходимо создавать комфортные условия обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, применять визуальные методики обучения и сотрудничать с родителями и специалистами для успешного обучения и адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра к учебному процессу.

Важно отметить, что в нашей работе мы старались избежать формализма в преподавании данного предмета. Не позволяли себе «опустить руки», и просто «высиживать часы».

УМК «Рабочая тетрадь» по предмету «Мир истории» в данной статье представлен на листах в книжном формате и в уменьшенном варианте. Оригинал – альбомные страницы формата А 4.

 

Список литературы:

  1. Бгажнокова И.М., Смирнова Л. В., «Мир истории» Издательство: Просвещение, 2023
  2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с расстройствами аутистического спектра (вариант 1).
  3. Воскобойников В.М. Санкт-Петербург. Иллюстрированная история для детей. – СПб.: ОАО «Иван Федоров». 2000 г.
  4. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. – СПб. : «Паритет». 2004.
  5. Замский Х.С. Умственно отсталые дети», Академия, 2008.

 

. . . . . . .