Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.06.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Современные подходы в дошкольном образовании. Как услышать голос ребенка?

Дата публикации: 2024-04-19 21:13:46
Статью разместил(а):
Садыкова Наталья Викторовна

Современные подходы в дошкольном образовании. Как услышать голос ребенка?

Modern approaches in preschool education. How do I hear a child's voice?

 

Автор: Садыкова Наталья Викторовна

МАДОУ «МАЯЧОК», структурное подразделение детский сад №141, г. Нижний Тагил, Россия

e-mail: ya.cadykova@yandex.ru

Sadykova Natalia Viktorovna

Kindergarten № 141, Nizhny Tagil, Russia

e-mail: ya.cadykova@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что детский сад должен быть ориентирован на ребёнка, и образовательный процесс должен строиться с учётом интересов и потребностей каждого ребёнка.

Abstract: In this article, the author writes that kindergarten should be child-oriented, and the educational process should be based on the interests and needs of each child.

Ключевые слова: голос ребенка, культура детства, индивидуализация, говорящая среда.

Keywords: the child's voice, childhood culture, individualization, speaking environment.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Как вы думаете, для кого нужны изменения в детском саду? Для детей, которые его посещают или для взрослых, которые в нём работают? Если сегодня мы говорим о том, что детский сад должен быть ориентирован на ребёнка, и образовательный процесс должен строиться с учётом интересов и потребностей каждого ребёнка, то о чём новом нам стоит задуматься?

Важно понимать, что качество работы детского сада оценивается не по результатам детского развития, а по качеству тех условий и процессов, в которых каждый ребенок получает максимум возможностей для своего развития, насколько среда создает условия для стимулирования любознательности, мышления и творчества детей.

Важно:

  • Как персонал организации осуществляет коммуникацию и взаимодействие с детьми;
  • Насколько соблюдается баланс инициатив взрослого и ребенка;
  • Какая атмосфера создана в саду;
  • Как дети общаются друг с другом;
  • Можно ли увидеть следы детской деятельности. Удивлены? Но это так.

Что важно для каждого ребёнка? Возможность быть услышанным, понимать, что его любят, ценят и уважают. Всё чаще в нашем дошкольном учреждении стал звучать термин «голос ребёнка», а «умение слышать его» – главная задача наших педагогов.

Что такое «голос ребенка»? Это выражение ребенком своего понимания и отношения к миру.

Как услышать «голос ребёнка?» Мы на практике убедились, что:

  • дети чаще задают вопросы, если взрослый их записывает и предлагает вместе найти ответы;
  • ответы и рассуждения детей становятся менее стереотипными, если взрослый поддерживает их разнообразие;
  • дети смелее выдвигают гипотезы, воплощают свой замысел, придумывают танец, рисунок, мелодию, рисуют карты и чертежи, если взрослый с интересом рассматривает и выслушивать их;
  • дети активны в выборе, когда предоставлено разнообразие видов деятельности и свобода выбора, и в восторге, если взрослый планирует вместе с ними;
  • дети сочиняют истории, когда взрослый их записывает и помогает сделать собственную книжку;
  • игра становится богаче, если у детей достаточно времени и разнообразных предметов, которые в игре могут превращаться во что угодно, и есть возможность расширить игровой опыт.

Современная «культура детства» не поддерживает развитие сюжетно-ролевой игры и детский сад – единственное место, где ребенок может научиться играть. Сюжетно-ролевая игра представляет наиболее благоприятные условия для развития воображения, символической функции, произвольности, социальных навыков, речи и саморегуляции.

Что это дает ребенку?

  • равные стартовые возможности для детей с разными образовательными потребностями и особенностями развития и здоровья;
  • возможность быть услышанным;
  • возможность понять и почувствовать, что его уважают и ценят;
  • у ребенка формируется образ своего «Я», активная жизненная позиция. Что это даёт педагогу?
  • если задать хороший вопрос, можно услышать много удивительных ответов;
  • если записать детскую историю, можно поразиться неожиданным поворотам;
  • если включиться в игру, обнаружится, как много сюжетных ходов можно придумать;
  • «живой» диалог и радость от общения, когда хочется говорить, обсуждать, планировать.

Работа «по конспекту» – это путь к собственному профессиональному и личностному выгоранию, а умение слышать «голос ребенка» – это путь к творчеству и созиданию. Отказ от традиционной организации педагогической работы, заранее жестко регламентирующей её форму и содержание, позволяет выстроить образовательный процесс от интересов детей для всех участников образовательного процесса.

В новом формате детско-взрослого взаимодействия среда в нашем детском саду стала третьим педагогом. Какие изменения произошли?

  • индивидуализация в среде представлена через детские фотографии, которые легко можно увидеть на кабинках, в группе;
  • имя ребенка повторяется не менее 10 раз;
  • есть информация, написанная детьми произвольно или под руководством взрослого;
  • у каждого ребенка есть место, куда он может положить свои вещи, самостоятельно разместить на выставку свою работу;
  • информация «Всё обо мне»;
  • в оформлении группы используются работы, выполненные детьми;
  • в каждой группе есть место для утреннего/вечернего сбора, где мы общаемся, делимся новостями и событиями, планируем свою деятельность и подводим итог прошедшего дня;
  • всё пространство группы разделено на центры активности, в которых мы воплощаем свои замыслы и идеи, узнаем новое, экспериментируем, творим;
  • все центры подписаны и обозначены определенным цветом, а материалы в центрах логически сгруппированы, расположены так, чтобы ими было легко пользоваться. В оснащении центров используются игры, изготовленные детьми.

Текущую тему легко узнать через опорные слова, написанные не только взрослыми, но и детьми, наполняемость центров соответствует текущей теме. Результаты продуктивной детской деятельности: индивидуальные, групповые, семейные проекты соответствуют теме. Среда отражает наличие детской деятельности и содержит возможность её продолжения при отсутствии детей. В каждой группе активно работают стенды «Загадка», «Мое настроение», «Я пришёл», «Хочу знать», «Звезда дня», «Персональная выставка» «Моя семья», «Мой день рождения».

Среда обеспечивает надёжность и безопасность используемого оборудования и при этом трансформируема и организована так, чтобы педагог мог видеть, что происходит в центрах. В каждой группе есть уголок уединения, что обеспечивает психологический комфорт. В среде присутствуют правила, нарисованные взрослыми и детьми.

Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса в проектной деятельности, планировании событий в группе, в ежедневных мероприятиях и играх детей, делятся своим опытом, проводят экскурсии, повышают свои педагогические компетенции.

Отход от так называемой «солирующей педагогики» требует и от специалистов новых форм и методов работы.

Большее внимания уделяется индивидуальным особенностям каждого ребенка, умение организовать развивающие образовательные ситуации без конспекта и сценария, другие принципы организации среды и планирования деятельности.

Согласитесь, что это совсем иной вектор развития дошкольного образования, и именно его выбрал наш детский сад. И сколько интересных открытий предстоит сделать педагогам, которые пойдут по этому пути.

 

Список литературы:

1. Примерная основная образовательной программы дошкольного образования «ОТКРЫТИЯ» под редакцией Е.Г. Юдиной.

2. Юдина Е.Г., Бодрова Е.В. Примерная основная образовательной программы дошкольного образования и программы «ПРОДЕТЕЙ».

 

. . . . . . .