Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Проблемы гендерного воспитания

Дата публикации: 2024-04-15 14:38:56
Статью разместил(а):
Павлова Александра Владимировна

Проблемы гендерного воспитания "Мальчики и девочки – вы такие разные!"

Problems of gender education "Boys and girls – you are so different!"

 

Автор: Павлова Александра Владимировна

ГБДОУ "Детский сад № 23 Приморского района Санкт-Петербурга", Санкт-Петербург, Россия

Email: shockspir@yandex.ru

Pavlova Alexandra Vladimirovna

Kindergarten № 23, St-Petersburg, Russia

Email: shockspir@yandex.ru

 

Аннотация: Автор в статье поднимает вопросы гендерного воспитания в дошкольном возрасте.

Abstract: The author in the article raises the issues of gender education in preschool age.

Ключевые слова: гендерное воспитание, дошкольники.

Keywords: gender education, preschoolers.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Наблюдая за детьми, неожиданно сталкиваемся с таким фактором, что сейчас, в основном, осуществляется бесполое воспитание детей в семье. Упускается из виду учет определенной специфики в развитии мальчиков и девочек. У детей не формируются специфические черты принадлежности к определенному полу. Очень часто мы забываем, что мальчик – это будущий мужчина, защитник, опора, а девочка – будущая мама, жена, хранительница очага.

Еще совсем недавно вопрос о различиях в воспитании мальчиков и девочек не стоял так остро, как сейчас.

Подобные факты имеют свои социальные корни. В настоящее время идет распространение такого явления, как маскулинизация женщины, то есть процесс накопления у нее вторичных признаков мужского пола.

Девочек стали воспитывать так же, как и мальчиков. Большинство девочек одеты в брюки, не спорю, удобно, у многих короткие стрижки, так как у родителей нет времени делать замысловатые прически, когда надо утром бежать на работу, безликие скучные цвета курток: синие, серые, черные – не марко. А где же банты, рюши, платьица, куклы?

Девочек учат быть сильными: ударили – не надо плакать, ударь в ответ!

Скоро мы придем к такому обществу, где между мужчиной и женщиной не останется никакой разницы ни во внешности, ни в поведении, ни в психологии. Социологи пришли к тому, что наравне с маскулинизацией женщин быстрыми темпами идет феминизация мужчин – проявление ими женственности, стремление уйти от проблем, найти покровительство и защиту у женщин.

Границы пола все более и более стираются. Дети все социальные явления впитывают очень быстро. Поэтому у современных детей к 3-4 годам задерживается процесс осознания принадлежности к своему полу.

Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, личностные характеристики. Еще Н.К. Крупская подчеркивала, как важно «учить мальчиков и девочек товарищеским взаимоотношениям», развивать с самых ранних лет чувство дружбы «между мальчиками и девочками». Она считала, что в вопросе воспитания взаимное понимание и сближение обоих полов послужат залогом нормальных отношений между мужчиной и женщиной.

Современные психологические исследования показывают, что там, где нет нормального протекания половой социализации, процесс взаимоотношений обоих полов нарушается. В результате у мальчиков наблюдается эмоциональная неустойчивость, неумение выполнять социальные роли, соответствующие полу. Дети не могут устанавливать связи, контакты с противоположным полом. Дети в основном дают положительные оценки представителям своего пола, чем другого.

Как часто повторяются такие ситуации, девочки играют лишь друг с другом, им очень трудно принять в сюжетно-ролевую игру «Дочки-Матери» мальчика, даже на роль отца. Девочки часто играют в изоляции от мальчиков, почти без них участия, в таких играх, как «Магазин», «Парикмахерская», «Ателье» чаще всего главные женские роли, а второстепенные роли редко привлекают мальчишек.

Мальчикам еще тяжелее установить контакт с девочками. При этом можно отметить, что мальчики более доброжелательны к девочкам, могут уступить, проявить внимание, конфликтуют редко, в основном с представителями своего пола за распределение главных ролей в игре. Тогда как девочки в игре всегда стремятся распределять главные роли, очень часто конфликтуют с мальчиками, если те не выполнили их требования, отыгрывают роль не так, как хотелось бы девочке, не любят включать в игры мальчишек.

Разобщенность мальчиков и девочек в игре в основном определяется разной направленностью и игровых интересов: у девочек проявляется интерес к бытовым игрушкам, у мальчиков – к строительным, спортивным, военным.

Безусловно, надо поощрять выбор той или иной игры детей, соответствующей гендерной роли, однако не стоит отказываться и от совместных игр, что ведет к формированию положительного принятия противоположного пола.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль или гендерную модель поведения, которой придерживается человек чтобы его определили как мужчину или женщину.

Общими условиями для воспитания дружбы между мальчиками и девочками являются организация совместных игр, подбор игр, где дошкольники упражнялись бы в добрых отношениях друг к другу, целесообразно проводить работу с родителями в данном направлении.

Искусству быть мужчиной и женщиной учат пословицы и поговорки, мудрые народные заповеди. Вопросы формирования взаимоотношений между детьми противоположного пола очень актуальны и требуют большой целенаправленной работы целого комплекса специалистов: педагогов, психологов, социологов. При успешном ее решении дети будут воспитаны на чувствах взаимопонимания, уважения и любви друг к другу.

 

. . . . . . .