Как подготовить ребенка к школе
Как подготовить ребенка к школе
How to prepare your child for school
Автор: Логвиненко Ольга Александровна
ГБДОУ Детский сад № 23 Приморского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: chubenko-1994@mail.ru
Logvinenko Olga Alexsandrovna
Kindergarten № 23, St.-Petersburg, Russia
e-mail: chubenko-1994@mail.ru
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как подготовить ребенка к школе. Указывает на важные составляющие готовности к поступлению в первый класс: психологическую, физиологическую и познавательную. Также указывает, что должно быть сформировано на уровне речи, памяти, внимания, мелкой моторики и т.д.
Abstract: In this article, the author writes about how to prepare a child for school. Indicates the important components of readiness to enter first grade: psychological, physiological and cognitive. It also indicates what should be formed at the level of speech, memory, attention, fine motor skills, etc.
Ключевые слова: подготовка к школе, первый класс, дети 6-7 лет.
Keywords: Preparing for school, first grade, children 6-7 years old.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Школа – важный этап в жизни ребенка. Определить готовность ребенка к школе помогает психологическое обследование как целый комплекс методов, по итогам которого психолог сообщает родителям стоит ли им отдавать ребенка в школу. Если он еще не готов к школьным нагрузкам, то обучение грозит ему значительными сложностями и сильным напряжением.
Как же подготовить ребенка к поступлению в первый класс?
Подготовка детей к школе — это разносторонний и многоплановый процесс.
Необходимо отметить, что начинать занятия с ребенком следует не перед поступлением в первый класс, а задолго до этого, примерно, с младшего дошкольного возраста. Заниматься стоит не только на специально подготовленных занятиях, но и в повседневной самостоятельной деятельности детей.
Несомненно, в детских садах ребята получают определенные навыки: чтения, письма, также развивается любознательность и множество других важных качеств дошкольника. Детям прививаются понятия нравственности и любовь к труду. Готовность ребенка к школе можно разделить на несколько составляющие: психологическую, физиологическую и познавательную. Необходимо чтобы все эти составляющие полноценно и гармонично сочетались в ребенке. Могут появиться проблемы в обучении, если какой-то из этих компонентов недостаточно или полностью не развит.
Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя три компонента: интеллектуальную, личностную, социальную и эмоционально-волевую готовность.
Интеллектуальная готовность определяется тем, что к поступлению в первый класс у ребенка должен быть накоплен определенный запас знаний; ребенок свободно ориентируется в пространстве (знает маршрут от дома до школы, до магазина и к другим важным объектам), также необходимой составляющей является любознательность и стремление к получению знаний и новой информации; память, речь и мышление должны соответствовать возрасту.
Личностная и социальная готовность подразумевает то, что дети должны быть коммуникабельными, в общении не должно быть агрессии, при конфликте ребенок должен уметь находить компромисс, признавать авторитет взрослых. ребенок должен быть толерантен, т.е. спокойно реагировать на замечания взрослых и сверстников; ребенок должен понимать, что такое хорошо, а что такое плохо; ребенком должна быть понята задача, которую перед ним ставит педагог, должна быть сформирована способность уточнять конкретные вопросы и неясные моменты, а после выполнения ребенок оценивает себя и выявлять ошибки.
Эмоционально-волевая готовность включает в себя важность обучения, а также понимания зачем он идет в школу; интерес к новым знаниям и способность выполнять задачи учебной программы, даже если ему это нравится; неотъемлемой частью является усидчивость на протяжении всего заданного времени, оставив в стороне свои любимые предметы и дела.
Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики, координации движений. Ребенок должен быть знаком с правильным захватом ручки, понимать и соблюдать гигиенические нормы (осанка, правильная поза посадки за столом). Из этого следует, что состояние здоровья ребенка должно способствовать успешному прохождению учебной программы.
Познавательная готовность. К поступлению в школу будущий первоклассник должен быть наделен необходимым комплектом знаний, умений и навыков, которые пригодятся ему в школе.
К 6-7 годам ребенок способен достигать определенных успехов по различным направлениям.
Память: запоминать от 10 до 15 картинок, учить и рассказывать стихи, сказки, пословицы, уметь пересказывать текст из 4-5 предложений.
Внимание: удерживать внимание в течение 20-30 минут, не отвлекаясь на посторонние дела, уметь находить сходства и различия по картинкам и предметам, выполнять работу по образцу, легко играть в игры на внимательность.
Математика: цифры от 0 до 20, арифметические знаки, ориентировка в пространстве и на листе бумаги, прямой и обратный счет от 1 до 20 и от 10 до 1.
Речь: составление предложений из нескольких заданных слов, различение в словах букв и звуков, выразительное рассказывание стихи, составление рассказов по картинке или серии картинок, понимание пословиц.
Мелкая моторика: правильно держать в руках ручку, карандаш и регулировать силу нажима при письме, раскрашивать предметы, не выходя за контур, вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге, выполнять аппликации.
Окружающий мир: знать цвета, овощи и фрукты, ягоды, грибы, деревья, птиц, различать диких и домашних животных, знать названия времен года и месяцев, дней недели, явлений природы, знать свое имя, фамилию и отчество, адрес, имена своих родителей и название места их работы.
Таким образом можно сделать вывод, что необходимо тренировать руку ребенка, развивать мелкую моторику, от этого зависит навык письма. Необходимо научить ребенка пользоваться ножницами и следить, чтобы ребенок выполнял режущие движения по заданной линии. Лепка еще одно из заданий, которое нравится детям и приносит пользу для развития мелкой моторики. Тренировать руку будущего первоклассника можно и другими действиями и способами: рисованием, штриховкой, нанизыванием бусин на веревку, а также завязыванием шнурков.
Важная задача стоит не только перед детским садом и воспитателями, но и перед родителями. Именно родители в силах научить ребенка доводить начатое дело до конца, готовить рабочее место к занятию и убирать его. Немаловажное значение имеет отношение родителя или другого взрослого к делам ребенка. Момент поступления ребенка в школу является новым этапом его жизни, необходимо поддержать, правильно настроить и подготовить к нему, чтобы на протяжении всего периода обучения у ребенка был стимул и положительное отношение к тому, что он делает, а также ощущение поддержки в трудных для него ситуациях.