Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Игра как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий дошкольников

Дата публикации: 2024-04-09 16:06:26
Статью разместил(а):
Сороченко Людмила Артуровна

Игра как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий дошкольников

Play as a means of forming cognitive interests and cognitive actions of preschool children

 

Автор: Сороченко Людмила Артуровна

ГБДОУ Детский сад № 23 Приморского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: la-luna08@mail.ru

Sorochenko Lyudmila Arturovna

Kindergarten № 23 of the Primorsky district, St. Petersburg, Russia

e-mail: la-luna08@mail.ru

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что именно игра как вид ведущей деятельности, дает возможность педагогам реализовывать программу образования, решать одну из образовательных задач - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Abstract: in this article, the author writes that it is the game as a type of leading activity that gives teachers the opportunity to implement an education program. To solve one of the educational tasks - the formation of cognitive interests and cognitive actions of the child in various activities.

Ключевые слова: познавательные интересы, познавательные действия, дошкольники.

Keywords: cognitive interests, cognitive actions, preschool children.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

  

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

Маленькие дети – удивительные существа! Они очень быстро учатся, моментально впитывают информацию, совершают грандиозные открытия. Они легко общаются с любящими их взрослыми и другими детьми. Энергия с которой взаимодействуют маленькие дети с миром, лежат в основе современной дошкольной педагогики. Её основатели (Ф Фребель, М. Монтессори, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и др.) верили в то, что ребенок – активный участник процесса обучения. Открытость и желание учиться находят свое отражение в естественной склонности детей к игре.

Игра – это способ понимания жизни и главная форма активности ребенка. Потребность в игре является жизненно важной для ребенка наряду с базовыми потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Играя, ребенок укрепляет чувство собственного достоинства и своей идентичности, уверенности в себе, получает возможность к самовыражению, и переживание позитивных эмоций.

Игра – источник развития, она создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана. Волевых мотивов – все это возникает в игре, делает девятым валом развития (Л.С. Выготский)

Игра –ведущая деятельность. Потому что в ней коренным образом меняется мышление ребенка, его воображение, предвидение событий и результатов поступков, а любопытство и любознательность превращают в мощную познавательную потребность, которая ищет своего удовлетворения.

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах великих педагогов-теоретиков и практиков. И именно игра как вид ведущей деятельности, дает возможность педагогам реализовывать Программу образования, решать образовательные задачи, в том числе одну из важнейших задач: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Значение игры в жизни ребенка давно оценило мировое сообщество, создав в 1961 году Международную ассоциацию по защите прав ребенка на игру (IPA). В 1977 году ассоциация опубликовала Декларацию права ребенка на игру, в которой заявлено, что дети – фундамент будущего, а игра – неотъемлемая часть этого фундамента:

  • Дети играли и играют во всех культурах и во все времена.
  • Игра, также, как и базовые потребности в питании, здоровье, безопасности и образовании, жизненно необходима для развития потенциала любого ребенка.
  • Игра – это средство общения и самовыражения, объединяющее мысль и действие; игра дает чувство удовлетворения и успеха.
  • Игра инстинктивна, произвольна и спонтанна.
  • Игра помогает детям развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально.
  • Игра – это способ учиться жить, а не просто время препровождения.

В 1990 году в СССР вступила в силу Статья 31 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.), провозгласившая право ребенка на игру: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают» (цитата по 5, ст.2).

Вместе с тем, данное право нарушается значительно чаще, чем другие права ребёнка. Несмотря на то, что большинство педагогов, психологов доказывают жизненно важную роль игры в развитии человека, в последнее время продолжают усиливаться тенденции вытеснения игры из системы образования как «избыточного» элемента, как пустой траты времени. Детская игра всё чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, что весьма печально отражается не только на развитии игры, но и на общем развитии детей.

Но следует признать, однако, что дети мало играют, а педагоги не всегда соблюдают условия организации игры. Характерную картину полвека назад описывал А.В. Запорожец: «…и сейчас во многих детских садах дети играют мало, игра не занимает достаточного места в воспитательно-образовательной работе, игры бедны по содержанию и не оказывают должного влияния на физическое и психическое развитие дошкольников.

Современный ребёнок всё реже включён в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнёрства. Современная система воспитания и образования не только выделила детей из мира взрослых, но и отделила их друг от друга. Телевизор и компьютер ныне лучший друг ребёнка. У современных дошкольников очень популярны игры в супергероев, человеков-пауков; причём лёгкость изображения позволяет использовать подобные сюжеты с минимальным уровнем развития игровой деятельности. В целом отношения между персонажами очень скудны, примитивны, что накладывает соответствующий отпечаток на игру. Игра перестаёт быть способом вхождения ребёнка в мир взрослых и освоения социальных отношений.

Обедняется в игре и развитие эмоциональной сферы в силу ограниченности возможностей ребёнка проникнуть в чувства взрослых. К тому же мир социальных связей представлен для многих детей фактически единственным вариантом отношений с единственным родителем. Большинство моделей социального мироустройства современные дети черпают из фильмов и мультфильмов, содержание которых не соответствует реальности, или из новой формы досуга – компьютерных игр.

Наблюдение за игровой деятельностью детей показывают, что под влиянием новых реалий в игровой субкультуре детей помимо традиционных бытовых, семейных, профессиональных сюжетов появились новые темы: общение по мобильному телефону, посещение ресторана, кафе, пиццерий, имитация функций представителей новых профессий (банкиров, спецназовцев, кинозвёзд и др.), взаимоотношений «боссов» и «подчинённых», «новых русских» и «киллеров». Многие их этих часто деструктивных тем и сюжетов игр дошкольников заимствованы ими из потока психотравмирующей информации телевидения и видеопродукции.

Таким образом, игра утрачивает своё традиционное значение. Современные игры и игрушки в своём подавляющем количестве – антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, ненависти, стяжательству.

Допускаются серьезные ошибки педагогами в организации и руководстве игровой деятельностью детей. С одной стороны, имеются попытки жесткой регламентации игровой деятельности, когда воспитатель навязывает детям и сюжет, и способ осуществления игры, превращая ее в учебное занятие, лишая ее самостоятельного характера. С другой стороны, у некоторых воспитателей появляется другого рода неправильная тенденция полного невмешательства в игру детей, фактического отказа от руководства ею, что отрицательно влияет на формирование игровой деятельности и снижает ее воспитательное значение».

В современных реалиях для системы дошкольного образования становится актуальным вопрос повышения игровой компетенции педагогов. Согласно требованиям Профессионального стандарта педагога на первое место выступают такие содержательные аспекты подготовки и повышения квалификации педагога дошкольного образования, как его умение и готовность к формированию и развитию ребенка в «специфически детских» видах деятельности.

Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка игр дошкольников являются важными составляющими профессиональной компетентности современного педагога. «Сопровождать» означает идти, ехать вместе с кем-либо, находясь рядом, ведя куда-нибудь.

Педагогическое сопровождение является особым видом профессиональной деятельности, которое предполагает движение взрослого вместе с ребёнком (иногда – чуть впереди, если надо показать возможные пути), сопутствуя его индивидуальному образовательному маршруту, индивидуальному продвижению в развитии.

Педагогическая поддержка рассматривается как особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого, и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

О. С. Газман определил это направление как педагогику свободы, цель которой – разработать средства для формирования свободоспособной личности. Проблема образования личности в педагогике свободы выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс – как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Педагогическая поддержка игровой деятельности дошкольников предполагает максимальную поддержку самодеятельной детской игры, изучение и поддержку игровых интересов и предпочтений ребенка, поддержку инициативы и самостоятельности в организации игрового пространства, выборе игровых материалов, участников совместной деятельности, времени на игру.

Поэтому сегодня, одним из условий, направленных на сохранение игры как самостоятельной детской деятельности, является соблюдение следующих педагогических условий:

  • Наличие достаточного времени в течение дня, когда дети могут выбирать пространство активности по собственному желанию.
  • Играющий педагог (передатчик игрового опыта), педагог-партнер.
    без чрезмерного руководства игрой приводящего к ее разрушению т.к. вмешательство взрослого лишает детей самостоятельности и инициативности, которые так ценятся в игре.
  • Организация активной предметно-развивающей игровой среды (динамичность, вариативность, функциональность, учет интересов дошкольников, их участие в создании, изменении среды).
  • Обогащение жизненного опыта ребенка яркими впечатлениями и эмоции от игры.

Вот почему чрезвычайно возрастает роль взрослых – родителей, педагогов в поддержании и развитии лучших традиций игровой детской субкультуры, создание условий для сохранения и проектирования и проектирования развивающей пространственной и предметно- игровой среды для детей.

Педагоги нашего детского сада используют образовательный потенциал каждого вида деятельности для решения задач воспитания, обучения и развития детей.

Все виды деятельности взаимосвязаны между собой, часть из них органично включается в другие виды деятельности (например, коммуникативная, познавательно-исследовательская). Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе образовательной деятельности.

Игра занимает центральное место в жизни ребёнка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребёнка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Играя вместе, дети строят свои взаимоотношения, учатся общению, проявляют активность и инициативу и другое. Детство без игры и вне игры не представляется возможным.

Игра в педагогическом процессе выполняет различные функции: обучающую, познавательную, развивающую, воспитательную, социокультурную, коммуникативную, эмоциогенную, развлекательную, диагностическую, психотерапевтическую и другие.

В образовательном процессе игра занимает особое место, выступая как форма организации жизни и деятельности детей, средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Отсутствие или недостаток игры в жизни ребёнка приводит к серьезным проблемам, прежде всего, в социальном развитии детей.

Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребёнка и становления его личности, педагоги максимально используют все варианты её применения в детском саду.

В нашем детском саду имеется положительный опыт организации различных игровых проектов, которые позволяют педагогам покорить лесенку успеха от воспитателя «артиста, фокусника» до воспитателя «очарованного зрителя». Самыми интересными педагогическими проектами можно назвать: проект «Квест-игра», проект «Эврика», фестиваль «Время играть». 

Целью таких практик является максимальное включение игры в режим дня детей; развитие интереса детей к различным видам игр, формирование любознательности
и поддержка и свободной творческой самореализации детей в игре.

Проект «Квест-игра» в рамках нашего детского сада позволил внедрить новые педагогических технологий деятельного типа, которые способствовали индивидуальному развитию личности и творческой инициативы, развитию активной, деятельной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Проведение квест-игры способствовало сплочению коллектива детей, воспитанию доброжелательных, дружеских взаимоотношений, реализации потребности детей в познании.

Квест-игра – это инновационная форма организации педагогического процесса в ДОУ.

Квест-игра актуальна в контексте требований ФГОС ДО.

Квест-игра интегрирует содержание различных образовательных областей, использует возможности ИКТ.

Миссия проекта: дошкольник – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для реализации этой активности, при этом, не причиняя вреда здоровью дошкольника, посредством внедрения в воспитательно-образовательный процесс игровой квест-технологии.

В ходе проекта «Квест-игра» были созданы условия для формирования у детей положительной мотивации к развитию познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности и конкретно в игре. 

Повышено профессиональное мастерство и уровень компетентности педагогов ДОУ по теме «Квест-игра», как средство развития детей в условиях внедрения ФГОС.

Создан банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию квест-технологий в работе ДОУ. Пополнена развивающая предметно-пространственная   среда, создан в группе центр познавательной активности «Мир под рукой», где оборудованы макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Создано единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников дошкольного образовательного учреждения с родителями.

Получены продукты:

  • Центр познавательной активности «Мир под рукой», где созданы макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т.е. в режиме хранения
    он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Здесь можно проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов и т.д.
  • Сценарий квест-игры «Кладоискатели» для детей старшего дошкольного возраста.

Целью проекта «Эврика» являлось создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе игры. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Идея проекта: люди, научившиеся наблюдениям
и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

В процессе реализации проекта были решены следующие задачи:

  • Оформлены уголки экспериментирования во всех возрастных группах.
  • Разработаны циклы занятий по опытно-экспериментальной деятельности.
  • Созданы картотеки опытов, экспериментов, исследовательских игр.
  • Разработано тематическое планирование.

Основной результат: разработана полноценная система работы с детьми в области экспериментирования, которая позволяет детям действовать самостоятельно, в поисках ответов на возникающие вопросы, проявлять инициативу и творчество.

Проект «Время играть» реализовывался в форме фестиваля и основными задачами стали:

Повышение профессионального мастерства участников и стимулирование создания новых творческих работ.

Обогащение развивающей предметно пространственной среды дидактическими играми и пособиями, предназначенными для решения педагогических задач в соответствии с конкретным запросом.

Активизация использования дидактических игр в различных формах взаимодействия педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей для удовлетворения базовых потребностей самого ребенка.

В фестивале приняли участие все педагоги детского сада, которые представили авторские игры такие как «Вечное оригами или гибкий квадрат», «Волшебный магнит», «Мемо», «Лепбук», «Кольца Луллия» и т.д.

Наиболее интересна и нова, получилась авторская игра «Кольца Луллия». Эта дидактическая игра - многофункциональное пособие, с помощью которого можно решить множество образовательных задач. Это изобретение внесло элемент игры в образовательную деятельность и позволило поддерживать у детей интерес к изучаемому материалу.

Игра также явилась средством развивающего обучения и позволила использование современных технологий: технология организации коллективного творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологий проектной деятельности.

Игра состоит из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на несколько секторов. На сектор прикрепляется картинка или знак. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора с картинками, которые позволяют организовать различные варианты игр. Использование этой игры при организации работы с детьми обеспечило успешность реализации принципа ФГОС ДО - формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности.

В игре дети смогли реализовать свою потребность в познании и исследовании окружающего мира. В очередной раз подтвердилось значение поисковой деятельности, чем она разнообразней и интенсивней, тем больше новых открытий делает ребенок. Тем быстрее и полноценнее идет его саморазвитие. «Летает – не летает?», «Тонет – не тонет?», «Чей след глубже?», «Куда исчез Снеговик?», «Как выглядит айсберг?», «Можно ли увидеть воздух?» – на эти и многие другие вопросы ребенок получает ответы в квест-играх и других интерактивных мероприятиях. Открытия, которые совершались дошкольниками, сопровождались яркими эмоциональными переживаниями. При этом наряду с радостью решения конкретного вопроса, они переживали радость познания своих возможностей, что придавало уверенность в своих силах и побуждало к новым исследованиям.

Реализация педагогических проектов «Квест-игра», «Эврика», «Время играть» помогла педагогам грамотно организовывать игру, и использовать игру как средство формирования любознательности у дошкольников.

Дошкольный возраст – золотая пора для развития игровой деятельности, именно игра, в свою очередь, влияет на глубину и содержательность познания ребенком окружающего мира, формирует познавательные интересы и познавательные действия детей.  

Поэтому детском саду важно создавать благоприятную среду для игровой деятельности детей, где они смогут свободно играть и исследовать окружающий мир. Педагоги должны организовывать разнообразные игры, которые будут способствовать развитию креативности, фантазии, логического мышления и других навыков. Также важно поддерживать интерес детей к игровой деятельности, поощрять их инициативу, а также активное участие в играх.

Таким образом, игра важна для глубинного и содержательного познания окружающего мира, формирования интересов и действий детей, успешного адаптирования к обществу, развития свои навыки и умения, и готовности к самостоятельной жизни.

 

Список литературы:

1. Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

2. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Методическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Мир физических явлений: Опыты и эксперименты в дошкольном детстве. Для занятий с детьми 4-7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.

4. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

5. Сингер Э. , Хаан Д. Играть, управлять, узнавать. Теория развития, воспитания и обучения детей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

6. Степаненкова Э.Я.  Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.

7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Под ред. Антипина К.В. – М.: Концептуал, 2023.

8. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет / Под ред. О.Ф. Горбуновой. – 2-е издание, исправленное. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступивший в силу с 11.01.2023).

10. ФГОС ДО - Приказ Министерства просвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений…» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023 № 72264). 

 

. . . . . . .