Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5-9 классах

Дата публикации: 2024-04-03 09:29:44
Статью разместил(а):
Батракова Елена Михайловна

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5-9 классах

Formation of functional literacy in mathematics lessons in grades 5-9

 

Автор: Батракова Елена Михайловна

МБОУ "Зырянская СОШ", п. Зырянка, Республика Саха (Якутия), Россия

E-mail: bem1884@rambler.ru

Batrakova Elena Mikhailovna

Zyryanskaya Middle School, Zyryanka village, Republic of Sakha (Yakutia), Russia

E-mail: bem1884@rambler.ru

 

Аннотация: Функциональная грамотность – это умение применять математические знания и навыки в реальной жизни, чтобы решать повседневные задачи. Формирование функциональной грамотности является одной из важных целей обучения математике в школе. В этой статье рассмотрены особенности формирования функциональной грамотности на уроках математики в 5-9 классах.

Abstract: Functional literacy is the ability to apply mathematical knowledge and skills in real life to solve everyday problems. The formation of functional literacy is one of the important goals of teaching mathematics at school. This article discusses the features of the formation of functional literacy in mathematics lessons in grades 5-9.

Ключевые слова: функциональная грамотность, уроки математики, 5-9 классы.

Keywords: functional literacy, mathematics lessons, grades 5-9.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Рецензия на статью

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5-9 классах

Батраковой Елены Михайловны

В статье рассмотрены основные аспекты формирования функциональной грамотности и подходы к ее развитию на уроках математики. Статья начинается с точного определения функциональной грамотности и объяснения ее важности в современном обществе.

Автор подчеркивает важность математики в процессе формирования функциональной грамотности, а также раскрывает основные аспекты, которые могут способствовать ее развитию.

Статья подчеркивает важность развития логического мышления и критического анализа для решения практических задач. Автор отмечает, что коммуникативные навыки являются важным аспектом функциональной грамотности и предлагает различные способы их развития. Также автор отмечает важность развития навыков решения практических задач и предлагает различные способы их развития.

Статья хорошо структурирована, что позволяет легко ориентироваться в тексте и сосредоточить свое внимание на конкретных моментах. Аннотация точно описывает содержание статьи. Ключевые слова подобраны правильно. В статье нет ошибок.

При этом, для большей наглядности, автор мог бы привести несколько примеров по развитию функциональной грамотности на основе своего практического опыта.

В целом, статья представляет собой интересный и актуальный материал, который может быть полезен для учителей и родителей обучающихся.

Рецензент: Главный редактор журнала "Научное Образование" Алексеев Александр Борисович.

 

Функциональная грамотность – это способность человека применять свои знания и навыки в различных жизненных ситуациях, а также уметь анализировать и решать проблемы, которые могут возникать в повседневной жизни. В рамках образовательной системы России особое внимание уделяется формированию функциональной грамотности. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты формирования функциональной грамотности и подходы к ее развитию на уроках математики.

Изучение математики в 5-9 классах является ключевым этапом формирования функциональной грамотности учащихся. На уроках математики важно не только усвоение конкретных математических понятий и методов, но и развитие умения применять их на практике. Для этого учителю необходимо создавать ситуации, которые требуют применения математических знаний для решения реальных задач.

Одним из ключевых аспектов формирования функциональной грамотности на уроках математики является развитие логического мышления учащихся. Ученики должны уметь анализировать информацию, выделять главное, строить логические цепочки рассуждений и делать выводы. Эти навыки не только помогают в решении математических задач, но и пригодятся в реальной жизни для принятия обоснованных решений. Кроме того, важным аспектом формирования функциональной грамотности на уроках математики является развитие умения работать с различными источниками информации.

Учащиеся должны уметь анализировать текстовые и графические материалы, извлекать нужную информацию, сравнивать данные и делать выводы. Эти навыки будут помогать школьникам не только в учебе, но и в повседневной жизни, где важно уметь обрабатывать и интерпретировать информацию из различных источников.

Рассмотрим основные аспекты формирования функциональной грамотности.

1. Создание условий для самостоятельной работы и поиска информации.

Одним из основных аспектов формирования функциональной грамотности является развитие навыков самостоятельной работы и поиска информации. Учителя математики должны создавать условия, при которых ученики могут самостоятельно искать и анализировать информацию, а также применять полученные знания в решении практических задач. Для этого можно использовать различные виды самостоятельных работ, такие как проведение самостоятельных исследований, составление тестов и заданий, а также участие в олимпиадах и конкурсах.

2. Развитие критического мышления и способности к анализу.

Другой важной составляющей формирования функциональной грамотности является развитие критического мышления и способности к анализу. Учителя математики должны создавать условия для того, чтобы ученики могли самостоятельно анализировать полученные результаты, выявлять ошибки и искажения, а также критически оценивать свои решения. Для этого можно использовать различные виды групповых работ, дискуссий и обсуждений, а также проводить семинары и мастер-классы по развитию критического мышления. Учителя должны поощрять учеников к анализу и оценке информации, критическому рассмотрению аргументов и возможных решений. Например, ученикам можно предложить сравнить разные варианты решения задачи и объяснить, почему один из вариантов является наиболее подходящим.

3. Развитие коммуникативных навыков.

Функциональная грамотность также включает в себя развитие коммуникативных навыков. Учителя математики должны создавать условия для того, чтобы ученики могли общаться друг с другом, обсуждать свои идеи и предложения, а также обмениваться информацией. Для этого можно использовать различные виды групповых работ, дискуссий и обсуждений, а также проводить семинары и мастер-классы по развитию коммуникативных навыков. Функциональная грамотность предполагает умение объяснять свои мысли и аргументы другим людям. Учителя должны поощрять учеников к обсуждению и объяснению своих мыслей, а также к внимательному изучению аргументов других людей. Например, ученикам можно предложить работать в парах или группах, обсуждать и решать задачи вместе.

4. Развитие творческих способностей.

Функциональная грамотность также включает в себя развитие творческих способностей. Учителя математики должны создавать условия для того, чтобы ученики могли самостоятельно искать и применять новые решения, а также создавать новые идеи и предложения. Для этого можно использовать различные виды творческих работ, таких как составление задач на основе реальных ситуаций, проведение конкурсов и олимпиад, а также участие в научных конференциях и семинарах.

5. Развитие навыков решения практических задач

Функциональная грамотность также включает в себя развитие навыков решения практических задач. Учителя математики должны создавать условия для того, чтобы ученики могли самостоятельно решать практические задачи, а также применять полученные знания в решении реальных проблем. Для этого можно использовать различные виды практических работ, постановка задач на основе реальных ситуаций, проведение олимпиад и конкурсов, а также участие в научных конференциях и семинарах.

6. Развитие навыков оценки и самооценки.

Функциональная грамотность также включает в себя развитие навыков оценки и самооценки. Учителя математики должны создавать условия для того, чтобы ученики могли самостоятельно оценивать свои знания и навыки, а также критически оценивать свои решения. Для этого можно использовать различные виды оценочных работ, таких как проведение тестов и контрольных работ, а также участие в олимпиадах и конкурсах.

7. Использование современных технологий.

Современные технологии могут быть эффективным инструментом для формирования функциональной грамотности. Учителя могут использовать компьютерные программы и приложения для моделирования и решения задач, а также для организации онлайн-обучения и взаимодействия учеников. Например, ученики могут использовать компьютерные программы для моделирования финансовых операций или для решения задач о распределении ресурсов.

Самостоятельное обучение является важной составляющей функциональной грамотности. Учителя должны поощрять учеников к самостоятельному изучению материала, использованию разнообразных источников информации и самостоятельному решению задач. Например, ученики могут самостоятельно искать информацию об особенностях решения задач о распределении ресурсов или самостоятельно выбирать и решать задачи на определенную тему.

В целом, формирование функциональной грамотности является важной задачей, которая требует использования разнообразных методов и технологий. Важно создавать связь между математикой и реальной жизнью, развивать критическое мышление, навыки общения и самостоятельного обучения, а также использовать современные технологии для достижения учебных целей.

В заключение можно сказать, что формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5-9 классах является одним из основных направлений современной образовательной системы России. Учителя должны применять разные метод подходы, чтобы создавать условия для развития функциональной грамотности у своих учеников. Это позволит учащимся успешно решать практические задачи и успешно интегрироваться в современный мир.

 

. . . . . . .