Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Метапредметные технологии во внеурочной деятельности

Дата публикации: 2024-03-30 11:39:23
Статью разместил(а):
Картуков Александр Геннадьевич

Метапредметные технологии во внеурочной деятельности

Metasubject technology application extracurricular

 

Авторы:

Картуков Александр Геннадьевич

канд. техн. наук, доцент

ГБОУ Гимназия № 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

Kartukov Alexander Gennadievich

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor

Gymnasium № 177 Krasnogvardeysky district of St. Petersburg, St. Petersburg, Russia

e-mail: kartalg@yandex.ru

Картукова Светлана Александровна

ГБОУ Гимназия № 177 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Россия

Kartukova Svetlana Alexandrovna

Gymnasium № 177 Krasnogvardeysky district of St. Petersburg, St. Petersburg, Russia

 

Аннотация: В статье раскрывается термин понятия «метапредметное занятие внеурочной деятельности», представлены признаки метапредметного занятия, алгоритм разработки метапредметного занятия, этапы построения сценария метапредметного занятия, приведены примеры метапредметных технологий.

Abstract: the article reveals the term of the concept of «meta-subject extracurricular activity», presents the features of meta-subject occupation, the algorithm of development of meta-subject class, the stages of construction of the scenario of meta-subject occupation, examples of meta-subject technologies.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, учебная деятельность, метапредметное занятие, метапредметные результаты, образовательная программа.

Keywords: extracurricular activities, educational activities, meta-subject classes, meta-subject results, educational program.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

"Мета" – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

По мнению специалистов (М.Е. Бершадский, М.В. Кларин, П.И. Третьяков, А.В. Хуторской и др.), общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность. Это специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия.

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю. Громыко). Это составление деревьев понятий, кластеров, схем «фишбоун», приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема).

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать нижеперечисленные компетенции:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Метапредметное занятие внеурочной деятельности – это занятие, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире. Где интеграция – это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов.

Таким образом, интегрированные занятия дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Метапредметное занятие выстраивается вокруг мыследеятельностной организованности, например, знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный (метапредметный) характер.

Метапредметное занятие –  это занятие, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.

Метапредметное занятие – это занятие, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Признаки метапредметного занятия:

  • самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся;
  • рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
  • активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт учащегося.

Алгоритм разработки метапредметного занятия может включать в себя нижеперечисленные этапы занятия.

1. Сформулируйте тему занятия.

2. Сформулируйте цель занятия и запланируйте предметные, метапредметные, методологические (оргдеятельностные) результаты.

3. Перечислите фундаментальные образовательные объекты (объект), с которыми планируется деятельность учеников.

4. Перечислите, какого рода способности вы предполагаете задействовать (или обнаружить, например: общеучебные и частнопредметные; или креативные и оргдеятельностные.

5. Предложите, как вы обеспечите личное целеполагание учеников на занятии.

6. Ядром творческого метапредметного занятия является образовательная ситуация:

  • сформулируйте одну или несколько ключевых проблем;
  • сформулируйте задания ученикам на каждом этапе занятия;
  • назовите конкретный образовательный продукт, который должны будут создать ученики на занятии;
  • продумайте, какие культурно-исторические аналоги будут предложены ученикам по рассматриваемой проблеме;
  • решите, каким образом вы предполагаете обеспечить рефлексию учеником своей деятельности.

7. Продумайте, как вы предполагаете продиагностировать образовательный результат ученика.

Этапы построения сценария метапредметного занятия включают следующие аспекты.

1. Предварительно нужно выбрать проблемную тему. Затем на основании специального логического анализа и логической проработки проблемной темы выявить позиции, столкновение которых и определяет структуру проблемной ситуации.

2. Далее следует установить отношения участников образовательного процесса (педагогов и учащихся) к выделенным позициям, задающим структуру проблемной ситуации.

3. Результатом третьего этапа является построение проблемной образовательной ситуации как ситуации учения-обучения со всем набором педагогических и учебных позиций. Это, собственно, и отличает мыследеятельностный процесс проблематизации в образовании от так называемого проблемного обучения. Все дело в том, что реальная проблема – это проблема в равной степени и для педагога, и для учащегося.

4. На четвертом этапе нужно вернуться в исходную точку построения процесса проблематизации – к первоначально сформулированной проблемной теме: когда на основе построенной проблемной ситуации осуществляется переосмысление выделенной проблемной темы. Уточняем тему 1 и переходим к теме 2. В результате этого переосмысления строится действительность определения проблемы, и проблема переводится в задачу.

5. Рефлексия.

Любое внеурочное занятие в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план занятия, а сценировать его.

Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:

– причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;

– компоненты метапредметного содержания в обучении;

– смысл термина «универсальные учебные действия»;

– различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;

– уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;

– этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;

– понятие рефлексии, как образовательной деятельности;

– требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного и среднего образования.

Метапредметные технологии – это педагогические способы работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и рефлексией учащихся Метапредметные технологии создаются для того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и обучающегося, и учителя, который не «застревает» в информации одного учебного предмета, а работает с взаимосвязямизнаний каждой из дисциплин.

Под результатом метапредметного обучения подразумеваются универсальные учебные действия. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей обучающихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.

Метапредметные технологии могут в себя включать проектная деятельность, интерактивное обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, интегрированные технологии, технологию «Дебаты» и многое другое.

Таким образом, метапредметные занятия дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в метапредметном занятии внеурочной деятельности приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Метапредметные технологии также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

 

Список литературы:

1. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб: КАРО, 2013. – 140 с.

2. Шестакова А.Ю. Веб-квест как новая образовательная технология в высшей школе // Научно-технические ведомости СПб ГПУ. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. – 2012. – 2 (148). – c. 64-68.

3. Харчевникова Е.Л. Метапредметный подход – основа организации продуктивного обучения в школе ступеней. – Владимир: ВИПКРО, 2013. – 98с.

4. Суворина Е.Н. Формирование метапредметных компетенций на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы – с. Троицкое: РМК, 2015. – 40 c.

 

. . . . . . .