Преимущества использования интернет-мемов в школьной практике
Преимущества использования интернет-мемов в школьной практике
The advantages of using Internet memes in school practice
Авторы:
Павлина Диана Алексеевна
МБОУ СОШ № 11, г. Иркутск, Россия
e-mail: kifir1747@gmail.com
Pavlina Diana Alekseevna
Secondary School № 11, Irkutsk, Russia
e-mail: kkifir1747@gmail.com
Стаценко Анна Валерьевна
МБОУ СОШ № 11, г. Иркутск, Россия
e-mail: Annstacenko@yandex.ru
Statsenko Anna Valerievna
Secondary School № 11, Irkutsk, Russia
e-mail: Annstacenko@yandex.ru
Аннотация: В этой статье авторы пишут о том, что интернет-мемы, ввиду их особенностей, могут быть продуктивно использованы в школьной практике.
Abstract: In this article, the author writes that Internet memes, due to their characteristics, can be productively used in school practice.
Ключевые слова: интернет-мемы, образование, обучение, история, обществознание.
Keywords: Internet memes, education, training, history, social studies.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Применение элементов визуализации характерно для любых этапов обучения, область их применения неизменно расширяется. В современных условиях существует значительное количество средств для визуализации, и особое внимание привлекают современные информационные технологии. Сегодня обучающиеся ежедневно сталкиваются с интернет-мемами, которые являются одним из наиболее популярных видов развлекательного контента в Интернете. Под понятием интернет-мема подразумевается любая, но короткая информация (слово или фраза, изображение, мелодия и т.п.), мгновенно и неожиданно ставшая модной и воспроизводящаяся в интернете, как правило, в новых контекстах или ситуациях. [1] Мемы возникают и первоначально распространяются чаще всего среди молодежной аудитории и среди тех, кто имеет желание и возможность достаточно долгое время проводить в Интернете, поэтому они несут на себе мощный отпечаток молодежной субкультуры, специфического юмора и их, в свою очередь, можно вполне успешно интегрировать в образовательный процесс.
За счет своих особенностей, простоте подачи, юмористической окрашенности, специфичности и уникальности, интернет-мемы привлекают к себе внимание, вызывают эмоциональный отклик и легко запоминаются.
Во время образовательной деятельности интернет-мемы можно использовать следующим образом:
- В начале урока. Преподаватели часто используют картинки для иллюстрации темы урока, интернет-мемы смогут вызвать у учащихся заинтересованность, привлечь внимание к теме и вовлечь в процесс обсуждения.
- В качестве интеллектуальной игры и загадки.
- В качестве творческой игры. Можно предложить обучающимся самим создать мем на заданную тему.
Приведем несколько иллюстраций грамотного использования мемов на конкретных примерах:
- На уроке истории в 6 классе при изучении темы "Первые русские князья" можно использовать интернет-мем, изображающий князя Святослава и надпись: "Великий русский князь Святослав уничтожил Хазарский каганат, а ты, наверное, и не знаешь о таком человеке". Этот мем поможет ученикам запомнить одно из важнейших событий русской истории - освобождение от ига Хазарского каганата, которое тяготело над молодым русским государством в течение полутора столетий. [2]
- На уроке обществознания в 6 классе по теме "Познай самого себя" можно использовать интернет-мем с изображением маленького щенка, который грызет огромную кость и с надписью: "Важна самооценка. Чего ты достоин?". С помощью этого мема можно проиллюстрировать роль самооценки в жизни человека.
Конечно, при использовании интернет-мемов в процессе обучения, преподаватель может совершить ошибки, вот основные из них:
- Чрезмерное использование интернет-мемов делает учебный процесс не структурированным, не систематичным. Это может привести к тому, что учащиеся будут запоминать исключительно мемы, а не сам материал.
- Некорректно подобранный интернет-мем может исказить суть изучаемой темы.
Таким образом, использование интернет-мемов в качестве нестандартного способа донесения информации, будет продуктивно в том случае, если оно дозированно и не превышает разумных пределов. С помощью мемов можно обратить внимание учащихся на важную информацию, выделить ее. Так же мемы могут помочь, сохраняя профессиональную дистанцию, заговорить с подростком на его языке.
Список литературы:
- Кронгауз М.А. Мемы в интернете: опыт деконструкции. М. Наука и жизнь, 2012.
- Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. / Послесл. С.Б.Лаврова. - М.: Экопрос, 1992. - 336 с.