Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

К вопросу о формировании читательской грамотности на уроках английского языка обучающихся 7 класса

Дата публикации: 2024-02-25 17:02:43
Статью разместил(а):
Мясникова Екатерина Анатольевна

К вопросу о формировании читательской грамотности на уроках английского языка обучающихся 7 класса

On the issue of the formation of reading literacy in English lessons for students of the 7th grade

 

Автор: Мясникова Екатерина Анатольевна

МАОУ "Средняя общеобразовательная  школа № 35", г. Каменск-Уральский, Россия

E-mail: katena.myasnikova.84@gmail.com

Myasnikova Ekaterina Anatolevna

Secondary School № 35, Kamensk-Uralsky, Russia

E-mail: katena.myasnikova.84@gmail.com

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются такие понятия как «функциональная грамотность», «читательская грамотность», «сплошной текст», «несплошной текст». Основное внимание уделяется анализу работы по формированию читательской грамотности на уроках английского языка обучающихся 7 класса на основе учебного материала УМК Английский язык для 7 класса общеобразовательных организаций Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К.Макбет.  В статье дается описание характеристик читательской грамотности, которые можно использовать при разработке системы заданий по формированию читательской грамотности.

Abstract: This article discusses such concepts as "functional literacy", "reader literacy", "complete text", " incomplete text". The main attention is paid to the analysis of the work on the formation of reader literacy in English lessons of students of the 7th form on the basis of the educational material of the English Language for the 7th form of general education organizations Y.A. Komarova, I.V. Larionova, K.Macbeth. The article describes the characteristics of reading literacy that can be used in the development of a system of tasks for the formation of reading literacy.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, сплошной текст, несплошной текст, английский язык.

Keywords: functional literacy, reading literacy, complete text,  incomplete text, English language.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Одной из важных составляющих в изучении английского языка по праву считается текст. Традиционно на уроках английского языка мы привыкли читать сплошные тексты: диалоги, отрывки из художественных произведений, рассказов, отрывки из научно-популярных статей. В таких текстах мы находим новые слова, грамматические конструкции, мы выразительно его читаем и пересказываем, учимся отвечать на вопросы, учимся выделять главную тему и основную мысль.

Но жизнь стремительно меняется. Современные подростки сегодня живут в мире картинок и изображений. Им становится все труднее читать сплошные объемные тексты: это долго, трудно, требует усилий, а они привыкли получать информацию мгновенно [Сметанникова 2011: 5]. Можно ли заменить традиционный сплошной текст на что-то более удобное и быстрое?

Говоря о целях современного образования, сегодня все чаще употребляется такое словосочетание как функциональная грамотность, которая понимается, как способность человека применять приобретаемые в школе  знания, умения и навыки для решения реальных жизненных задач [Перминова 2009: 3].

Функциональная грамотность предполагает сформированность у обучающихся читательской грамотности, математической грамотности, естественно - научной грамотности, а также глобальных компетенций и критического мышления [Фрумин 2018: 8]. На уроках английского языка логичнее всего говорить о формировании читательской грамотности. Именно ей имеет смысл уделять особое внимание.

В контексте международного тестирования PISA читательская грамотность определяется как «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [Цукерман 2010: 9]

При этом под текстом сегодня понимается не только и столько набор слов на бумаге, но и сочетание вербальных и графических средств предоставления информации [Сметанникова 2017: 6]. Такие тексты принято называть несплошными. К ним относятся: графики, таблицы, диаграммы, карты, схемы, меню, расписание, билеты, афиши и т.д. Мы ежедневно читаем такие тексты для решения собственных задач. Например, наш день начинается с изучения прогноза погоды. Этот несплошной текст помогает решить, что надеть на работу.

Анализ работы с учебными материалами УМК Английский язык для 7 класса общеобразовательных организаций Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Макбет показал, что, во-первых, в учебнике не хватает несплошных текстов; во-вторых, отсутствуют определенные характеристики (составляющие) читательской грамотности [Комарова 2016: 2]. Это обуславливает целесообразность создания сбалансированных заданий по формированию читательской грамотности, а также  определения основных  составляющих читательской грамотности для разработки таких заданий.

Основными методами разработки заданий и составляющих читательской грамотности стали анализ научно-методической литературы, описывающей подходы к формированию и оценке читательской грамотности, а также обобщение собственного педагогического опыта по моделированию измерительных материалов в области изучения английского языка.

Характеристики читательской грамотности опираются на Примерную рабочую программу основного общего образования «Иностранный язык» (английский) [Программа 2021: 4], Концепцию оценки образовательных достижений учащихся PISA-2018 [Адамович 2019: 1], а также на теоретические положения Г.А. Цукерман, отраженные в документе «Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению» [Цукерман 2010: 9].

Характеристики заданий  читательской грамотности

1. Коммуникативная ситуация:

  • Чтение для личных целей
  • Чтение для общественных целей
  • Чтение для обучения
  • Чтение для дела.

2. Читательские умения:

  • Чтение с пониманием основного содержания
  • Чтение с пониманием нужной/запрашиваемой информации
  • Чтение с полным пониманием.

3. Формат текста: Несплошной.

4. Уровень сложности, формат ответа:

  • Высокий: задания с развернутым ответом
  • Средний: задания с комплексным множественным выбором; задания на установление соответствия; задания с выбором нескольких верных ответов
  • Низкий: задания с выбором одного верного ответа.

5. Этап работы с текстом:

  • Дотекстовый
  • Текстовый
  • Послетекстовый.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование читательской грамотности на уроках английского языка возможно как при организации работы с традиционным сплошным так и с несплошным текстом. Чтение несплошных текстов позволяет обучающимся мгновенно находить и извлекать информацию, интерпретировать ее и использовать для решения собственных задач.

Для учителя английского языка важными являются вопросы о том, каким образом подбирать задания, направленные на развитие читательской грамотности, какие составляющие  читательской грамотности применять.

Характеристики заданий читательской грамотности, представленные в данной статье, могут быть использованы учителями английского языка при разработке системы заданий, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся 7 класса.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Адамович К.А., Капуза А.В., Захаров А.Б., Фрумин И.Д.  Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация. // Факты образования. 2019. №2. С. 1-29.
  2. Комарова Ю.А., Ларионова И.В., Макбет К. Английский язык учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М., 2017. 168 c.
  3. Перминова Л.М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. М., 2009.129 с.
  4. Примерная рабочая программа основного общего образования «Иностранный язык» (английский): одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 27 сентября 2021 г. № 3/21.
  5. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. М., 2011. 128 с.
  6. Сметанникова Н.Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития // Библиотековедение. 2017., №. 1. С. 41-48.
  7. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра // Современная аналитика образования. 2018., №. 2. С. 1-25.
  8. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению. М., 2010. 67 с.

 

. . . . . . .