Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Современные подходы к пониманию трудной жизненной ситуации и влияние данной категории на психологию

Дата публикации: 2024-02-11 08:23:41
Статью разместил(а):
Коноваленко Ольга Ивановна

Современные подходы к пониманию трудной жизненной ситуации и влияние данной категории на психологию личности подростка

Modern approaches to understanding the "difficult life situation" and the influence of this category on the psychology of a teenager's personality

 

Авторы:

Коноваленко Ольга Ивановна

КГКУ «Центр содействия семейному устройству г. Партизанска», г. Партизанск, Россия;

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», г. Владивосток, Россия.

e-mail: konovalenko_1970@mail.ru

Konovalenko Olga Ivanovna

Center for Assistance to the Family structure of Partizansk, Partizansk, Russia;

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

e-mail: konovalenko_1970@mail.ru

Еремина Анна Александровна

Профессор ФГОУ ВПО «Государственный университет просвещения», Государственный университет просвещения «Просвет», г. Москва, Россия.

e-mail: eaa-64@yandex.ru

Eremina Anna Alexandrovna

Professor Federal State Educational Institution of Higher Education "National University", national University "Prosvet", Moscow, Russia.

e-mail: eaa-64@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье авторы большое внимание уделяют подростковому возрасту, так как именно подростки ежедневно подвергаются сваливающимся на них трудным ситуациям, и стрессам. Это один из периодов в развитии человека, которому свойственны беспокойство, противоречивость чувств, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, снижение работоспособности, меланхолия.

Annotation: In this article, the authors pay great attention to adolescence, since it is teenagers who are exposed to difficult situations and stresses on a daily basis. This is one of the periods in human development characterized by anxiety, contradictory feelings, anxiety, imbalances in physical and mental development, aggressiveness, decreased performance, melancholy.

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, подросток, психология, личность.

Keywords: difficult life situation, teenager, psychology, personality.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Современная жизнь проходит в условиях, которые можно назвать экстремальными, стимулирующими возникновение стресса у людей. Для одних это смена места жительства или работы, для других – болезнь, развод, расставание с близким человеком. Кроме того, разные люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Одни легко преодолевает эти трудности, а для других одна и та же ситуация становится непреодолимым препятствием. В трудных жизненных ситуациях могут оказаться не только взрослые, но и дети.

И.Г. Зайнышева в своих трудах считает, что именно подростки наиболее подвержены риску попадания в трудные жизненные ситуации [5]. В этот период ребёнок развивается как личность. Он формирует свой характер, нормы и образцы для подражания. В таких ситуациях неоказание своевременной помощи может привести к социально-психологической дезадаптации личности. Для подростков возрастные особенности могут стать причиной того, что им трудно справляться с ситуациями, которые могут казаться лично им неразрешимыми. Как правило, проблемы подростков никого не интересуют. Поэтому подростки остаются один на один со своими проблемами. Взрослые могут не понять серьёзности переживаний ребёнка и не оказать вовремя необходимую эмоциональную поддержку. Поэтому они испытывают чувство непонимания и изоляции, и пытаются решить проблему различными неконструктивными способами:

- защитное поведение «избегания»: они не осознают сложной жизненной ситуации;

- хаотичное исследование: выбор стратегии и действий без учета их последствий;

- не доступные или некачественные источники информации о различных способах решения проблем;

- продуктивная зависимость, когда человек использует ресурсы окружающей среды, не пополняя их за счет собственной деятельности.

Проблема трудных жизненных условий изучалась специалистами различных научных дисциплин. С.В. Духновский, Н.Г. Осухова – в психологии, И.Г. Кузина – в социологии, И.Ф. Дементьева, И.Г. Зайнышева – в социальной педагогике.

В нашей работе мы опираемся на определение  Н.Г. Осуховой:

«Трудная жизненная ситуация – это ситуация, при которой в результате внешних  воздействий или внутренних изменений нарушается адаптация человека к жизни, что приводит к невозможности удовлетворения основных жизненных потребностей с помощью поведенческих моделей и способов поведения, выработанных в предыдущей жизни» [11].

Основой для определения трудных жизненных условий является адаптация к жизни. При условии дезадаптации к жизни можно говорить о возникновении трудных жизненных условий [1].

Трудная жизненная ситуация  – это ситуация, при которой изменяется привычный ход жизни и не может быть разрешена человеком с помощью привычных норм поведения [4].

Трудная ситуация  – это ситуация, в которой существует дисбаланс между тем, что человек хочет (создать, достичь или сделать), и тем, что он может сделать, находясь в данной ситуации обладая доступными ему личностными возможностями. Такой подход сопровождается возникновением негативных эмоций, которые препятствуют достижению изначально поставленных целей и являются важными индикаторами трудной ситуации для человека [7].

Среди авторов, изучавших трудные жизненные ситуации, можно назвать Б.С. Братуся, Л.Ф. Бурлачука, Ф.Е. Василюка, Е.Е. Данилову, К. Муздыбаева и М. Тышкову [2]. Они выделяют различные жизненные ситуации, с которыми сталкивается современные дети:

- воспитательная ситуация – совокупность ситуаций, оказывающих существенное влияние на воспитание ученика;

- воспитательная ситуация в семье – процесс жизнедеятельности семьи, учитывающий ее структуру и состав, отражающий влияние взрослых членов (отца, матери, бабушки, дедушки и т.д.). Связанные с формированием личности ребенка, черт характера, навыков, умений, привычек;

- проблемная ситуация – ситуация, содержащая противоречия и не имеющая однозначного решения, соотношение ситуаций и условий, в которых разворачивается индивидуальная или групповая деятельность;

- жизненная ситуация – характеризуется относительным постоянством структуры, содержания и направления развития процессов, составляющих образ жизни, в разные периоды в процессе жизнедеятельности личности;

- трудные жизненные условия – это, объективно говоря, ситуации, которые препятствуют жизнедеятельности граждан. Например, инвалидность, неспособность к самообеспечиванию, безнадзорность, бедность, безработица, отсутствие жилья, одиночество, внутрисемейные конфликты, и жестокое обращение и которые, они не в состоянии преодолеть самостоятельно.

Учитывая этот факт, государство старается предвидеть и определить наиболее подходящий способ поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Основной целью государства (общества) является создание наиболее оптимальных условий для жизни и воспитания ребенка. В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» трудная жизненная ситуация определяется как ситуация или обстоятельство, ухудшающие условия жизни граждан, как следствие, препятствующие их самостоятельному преодолению.

В настоящее время поиск эффективной системы решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, стоит очень остро. Термин «трудная жизненная ситуация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий в социологической, педагогической и психологической литературе [6]. 

Согласно научной литературе, жизненные ситуации характеризуются как социально нестабильные и определяются как критические, стрессовые, переломные, экстремальные, неопределенные, кризисные [9]. В трудных жизненных ситуациях одновременно действуют несколько факторов:

- поведенческие: отсутствие сформированных моделей поведения в подобных ситуациях;

- когнитивные факторы: отсутствие знаний, навыков и умений для нормальной жизнедеятельности в этих ситуациях;

- витальные: субъективное ощущение невозможности существования в таких ситуациях;

- экзистенциальные: указывают на «экзистенциальную пустоту», модификацию ценносто-ориентационной системы, расщепление образа «Я»;

- вероятностное прогнозирование: оценка вероятности возникновения трудной жизненной ситуации как минимальной до её наступления.

Трудная жизненная ситуация – это ситуация, которая объективно нарушает социальные связи человека с окружающей средой и условия для нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимается человеком как «трудная», в результате чего ему может потребоваться поддержка и помощь со стороны социальных служб для решения проблемы. Проблемные жизненные ситуации всегда связаны с необходимостью каким-то образом к ним приспособиться. Это приводит к успеху или неудаче в преодолении жизненных трудностей и последующей стабильности ситуации. Следует отметить, что может сформироваться позитивная позиция, свидетельствующая о социальной ответственности человека, и, наоборот, негативная, то есть иждивенческая [8].

Сущностной особенностью трудной жизненной ситуации является то, что она нарушает привычный образ жизни человека и ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации, учитывая ее содержательные особенности, и определить возможности преобразования ситуации [5].  В этом случае им предстоит выбрать либо радикально новую стратегию действий и деятельности, либо новую основу жизни, способ корректировки отношений с собой, с другими людьми, с миром в целом. Дети в такой ситуации нуждаются в особой поддержке. В отличие от взрослых, ребенок не обладает достаточным жизненным опытом, знаниями, способностями и силами для разрешения сложных ситуаций. Он нуждается в поддержке мудрого и опытного человека, который может направить его и дать совет [10].             

Такую помощь должны оказать родители; Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года, статья 1, устанавливает типичные трудные жизненные условия детей, и обязывает государство оказывать необходимую помощь в таких ситуациях.   

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:

- дети, которые не находятся на попечении своих родителей;

- брошенные или бездомные дети;

- дети-инвалиды;

- дети с особыми потребностями (дефектами физического или психического развития);

- дети, ставшие жертвами вооружённых конфликтов, этнических конфликтов, экологических, техногенных природных катастроф (включая внутреннее перемещенных лиц и детей-беженцев);

- дети в экстремальных ситуациях;

- дети, ставшие жертвами насилия;

- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

- дети, находящиеся в специальных образовательных учреждениях для детей с девиантным (отклоняющимся от нормы) поведением;

- дети, проживающие в малообеспеченных семьях;

- дети, чьи средства к существованию объективно прерваны в результате их положения и которые не могут выйти из сложившейся ситуации самостоятельно, ни с помощью семьи [6].

Для всех подобных жизненных ситуаций характерно нарушение стабильности привычного образа жизни и необходимость поиска путей преодоления. Помощь преодоления таких ситуаций оказывают органы, участвующие в реализации Закона Российской Федерации № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основной причиной создания категории «подростки, в трудной жизненной ситуации» считается семейное неблагополучие:

- алкоголизм или наркомания в семье;

- низкая материальная обеспеченность; бедность;

- конфликты между родителями и родственниками в подростковом возрасте;

- жестокое обращение с детьми и насилие в семье.

Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, не могут нормально функционировать в своём окружении, поэтому возникают проблемы и приходится менять привычные поведенческие нормы. В таких ситуациях необходимо решать проблемы, возникающие на этом этапе, с помощью профессионалов [1].

Исследуя поведение подростков в трудных ситуациях в возрасте 13-17 лет Центра содействия семейному устройства г. Партизанска показывает, что решающим фактором является ситуативная тревожность. При этом психологически неустойчивые дети не владеют эффективными способами преодоления трудностей и остро переживают личностные угрозы. Временами наблюдается самоиндуцированные явления негативного эмоционального напряжения. Дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, что еще больше дезорганизует поведение и приводит к возникновению «волн расстройства» [2].

Трудные жизненные ситуации являются неотъемлемой частью процесса социализации, во-первых, потому, что они обычно встречаются, во-вторых, потому, что они не всегда травмируют личность, в-третьих, когда происходят изменения конструктивного характера, помогающие достичь новых форм равновесия по отношению к внешней среде, потому что это способствует развитию [3].

Таким образом, трудные жизненные ситуации возникают при дисбалансе в системе отношений между человеком и средой или при несоответствии между характеристиками человека и целями, стремлениями и возможностями для их реализации. Такие ситуации повышают требования к способностям, возможностям и личностному потенциалу человека и стимулируют его активность.

С определенного возраста у детей появляется своя личная жизнь, которая не всегда воспринимается как открытая книга. Они также не всегда готовы делиться своими мыслями со взрослыми. С возрастом количество внутренней, скрытой жизни в растущем человеке увеличивается, и становится все трудней найти слова, чтобы выразить все, что происходит в его душе. Нежное сердце неокрепшего подростка очень уязвимо и не может найти нужный опыт, нужные слова, чтобы попросить о помощи. Именно поэтому родителям важно быть внимательными и обращать внимание на признаки эмоциональных недостатков своего ребёнка.

 

Список литературы:

  1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преообразование ситуаций и психологическая защита. - Психол. журнал, том 15. 1994. № 1.
  2. Битюцкая Е.В. Ситуационные факторы совладающего поведения. - Вестник молодых ученых «Ломоносов». Выпуск III. М.: Макс - Пресс. 2006.
  3. Василевская К.Н. Трудная жизненная ситуация: проблема определения и диагностики. - Социальные технологии, исследования. 2004. № 1. С. 57-60.
  4. Демин А.И. Способы адаптации безработных к трудной жизненной ситуации. - Социологические исследования. 2000. № 5. С. 35-46.
  5. Дорохова Т.С. История социальной педагогики: учеб. / Т.С. Дорохова [и др.]; под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2013.
  6. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях. - Учебное пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. - 124 с.
  7. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой: Учебное пособие. М., 1991. - 100 с.
  8. Кобылянская Л.И. Особенности выбора стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях от ведущей мотивации личности. - Киев: 2005.
  9. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации. - Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. С. 4-11.
  10. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ. - Журнал социологии и социальной антропологии, том 1. - 1998. № 2.
  11. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

 

. . . . . . .