Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Психолого-педагогические условия оптимизации самооценки у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Дата публикации: 2024-01-25 13:33:55
Статью разместил(а):
Евгеньева Екатерина Андреевна

Психолого-педагогические условия оптимизации самооценки у детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях разного вида

Psychological and pedagogical conditions for optimizing self-esteem in preschool and primary school age children raised in families of different types

 

Автор: Евгеньева Екатерина Андреевнa

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия

e-mail: ekaterinaevgeneva8@gmail.com

Evgenieva Ekaterina Andreevna

I.Ya. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

e-mail: ekaterinaevgeneva8@gmail.com

 

Аннотация: В современном мире одной из важнейших составляющих самосознания любого человека, является самооценка. Она играет важнейшую роль в организации управления поведением человека и является основанием для определения задач, которые личность ставит перед собой и считает себя способной выполнить. Адекватная самооценка позволяет принимать правильные решения, поддерживать достоинства индивида, дает ему удовлетворение, также зачастую становится определяющим фактором самоопределения человека, его места в жизни, в том числе сферы его будущей профессиональной деятельности.

Abstract: In the modern world, one of the most important components of any person's self-awareness is self-esteem. It plays a crucial role in the organization of human behavior management and is the basis for determining the tasks that a person sets for himself and considers himself capable of performing. Adequate self-esteem allows you to make the right decisions, maintain the dignity of the individual, gives him satisfaction, and often becomes a determining factor in a person's self-determination, his place in life, including the sphere of his future professional activity.

Ключевые слова: самооценка, младшие школьники, семья.

Keywords: self-esteem, primary school children, family.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В школьном возрасте, самооценка может быть более сложной из-за социального сравнения с другими детьми и ожиданий окружающих. Ребенок может начать сравнивать себя с другими по таким параметрам, как успехи в учебе, спорте или внешность. Важно помочь ребенку осознать свои индивидуальные качества и принять себя таким, какой он есть. Также важно помочь ребенку развивать навыки саморегуляции и управления эмоциями, чтобы он мог справляться с возникающими трудностями и стрессом.

В младшем школьном возрасте родители и учителя играют важную роль в формировании самооценки у детей. Они могут создавать поддерживающую и стимулирующую среду, где ребенок чувствует себя ценным и любимым.

В целом, развитие положительной самооценки у детей дошкольного и школьного возраста является важной задачей для родителей и педагогов. Поддержка, поощрение и создание благоприятной среды помогут ребенку развивать уверенность в себе и достигать успехов в различных сферах жизни.

В дошкольном возрасте, самооценка формируется на основе взаимодействия с окружающими людьми, особенно с родителями и учителями. Положительное отношение и поддержка со стороны взрослых помогают ребенку развивать уверенность в себе и своих возможностях. Важно поощрять и похвалить ребенка за его достижения, а также помогать ему преодолевать трудности и ошибки.

Важно также обращать внимание на развитие социальных навыков у детей, так как умение общаться и взаимодействовать с другими людьми может повысить их самооценку. По мнению Б.С. Волкова, организация учебного процесса должна благодаря педагогу позволять ребенку адекватно оценивать свои достижения со своими способностями.

В своем исследовании Н.В. Пирожкова выделяет приемы формирования адекватной самооценки в психолого-педагогической литературе и относит к ним методы беседы, упражнения, тренинги по актерскому мастерству, упражнения по технике речи, театрализованные игры, различные воспитывающие ситуации, которые придуманы преподавателем, а также воплощены в сюжетах художественных произведений, спектаклей, сценариев театрализованных представлений, детских праздников, инсценировках. Эти приемы способствуют сплочению коллектива и формированию адекватной самооценки.

П.Ю. Брель, Э.Г. Шпорин для развития оптимальной самооценки у детей предлагают создать определенные психолого-педагогические условия:

1. Создание безопасной и поддерживающей обстановки. Ребенок должен чувствовать, что его мнение и достижения ценятся, а его ошибки и неудачи рассматриваются как возможность для роста и улучшения.

2. Предоставление ребенку возможностей для саморазвития и самореализации. Дети должны иметь возможность выбирать свои интересы, участвовать в различных активностях и достигать успехов в них.

3. Поддержка и поощрение ребенка. Родители и учителя должны выражать свою поддержку и поощрение к достижениям ребенка, а также помогать ему управлять своими эмоциями при неудачах.

4. Развитие навыков саморефлексии. Ребенку следует учиться анализировать свои действия и результаты, осознавать свои сильные стороны и слабости, а также стремиться к личностному росту и развитию.

5. Предоставление конструктивной обратной связи. Родители и учителя должны давать ребенку конкретную и конструктивную обратную связь о его достижениях и усилиях, а также помогать ему развивать стратегии для улучшения своих навыков.

6. Поддержка разнообразных форм самовыражения. Ребенку следует предоставлять возможности для самовыражения через творчество, спорт, игры и другие интересы, что поможет ему раскрыть свой потенциал и повысить самооценку.

7. Формирование позитивного образа себя. Родители и учителя должны помогать ребенку формировать позитивное представление о себе, укреплять его веру в свои способности и помогать ему видеть свои достижения и прогресс.

Все эти условия помогут детям развивать оптимальную самооценку, которая будет способствовать их личностному росту и успехам в жизни.

Исследователи пришли к мнению, что оценка самого себя в дошкольном возрасте имеет зависимость от оценки взрослого, различия проявлений отслеживаются как зависимость их отношения к деятельности.

Т.А. Репина полагает, что к концу дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются в значительной степени появлением (увеличением) интереса старших дошкольников к внутреннему миру людей, переходом их к личностному общению, усвоением значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.

В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в своей компетентности и достоинствах. Улыбка, похвала, одобрение – все это приемы положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ – Я. Необходимо учить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами. Для того чтобы научиться правильно, оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу.

Оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке. Этот процесс следует понимать как осознание своей личности, своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Самосознание – это знание и в тоже время отношение к себе как к определенной личности. Все стороны личности (физическая, духовная, общественная) находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга.

Возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими. По мере усвоения нормы и правила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к самому себе оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его нате или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяют беспристрастно их оценивать. Такая оценка становиться возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других людей.

Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом. Ярко этот процесс выражается в игре, где дети, проигрывая различные жизненные ситуации, учатся гордиться собой, преодолевая трудности, воспитывая в себе целеустремленность, чувство уважения к себе и другим как к личности.

Некоторые социально-психологические факторы, связанные с составом семьи, состоянием ее внутренних взаимоотношений или неправильными позициями родителей, могут вызвать снижение ее воспитательной способности и как следствие самостоятельное развитие сниженной самооценки и других личностных особенностей.

Экспериментальная работа Р.А. Сафаралиевой позволила выявить, что  заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте основана не только на критическом отношении к себе, на неуверенности в собственных силах, но также зависит от условий воспитания в семьях с разным количеством. В свою очередь, неуверенность в собственных силах может быть результатом завышенных требований к детям со стороны родителей в неполной семье, использование ими только отрицательных оценок, без учета индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Фокус внимания в вопросе перспективы семейных систем смещается в сторону уникальной роли каждого отдельного члена семьи и семейных отношений в развитии самооценки подчеркивает роль семьи, а также собственных характеристик детей в развитии самооценки.

Уровень самооценки является одной из важнейших структурных единиц социальной уверенности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе формирования собственного социального образа «Я». Низкая самооценка в старшем дошкольном возрасте является препятствием для формирования позитивного образа «Я» ребенка младшего школьного возраста и самостоятельности ребенка подросткового возраста и требует, на наш взгляд, дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Таким образом, проанализировав проведенные исследования можно сделать вывод, что к психолого-педагогическим условиям оптимизации самооценки у детей дошкольного и младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях разного вида, можно отнести изменение стиля воспитания в двухпоколенных семьях. Детский сад, школа и семья являются внешними факторами развития самосознания. Воспитанники с заниженной самооценкой часто встречаются в семьях, в которых родители не проявляют особого интереса к жизни своих детей, не обращают внимание на их интересы, пренебрегают их мнением, в результате следствии чего они чувствуют себя ненужными, у них рождается чувство неуверенности и одиночества. Такая ситуация часто встречается в двухпоколенных семьях, так как в трехпоколенных семьях при отсутствии возможности у родителей повышенно интересоваться жизнью ребенка, эту роль на себя берут бабушки и дедушки. Дети старшего дошкольного возраста, имеющие адекватную самооценку, воспитываются не просто в трехпоколенных семьях, а тех семьях, где все члены семьи, в том числе и бабушки и дедушки, с уважением относятся к его личностным качествам, интересам, и при этом проявляют требовательность в вопросах поведения и дисциплины.

В целом, для оптимизации самооценки необходимо создать условия заинтересованности в ребенке, принятия, безопасности с возможностью выполнять эмоционально-окрашенную деятельность и получать оценку от взрослого.

 

Список литературы:

  1. Волкова Т. Самооценка детей младшего школьного возраста с различными уровневыми характеристиками интеллекта / Т. Волкова, Р. Ковалева // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2021. – № 4. – С. 8-20.
  2. Грачева А.О. Социально–психологические факторы формирования самооценки у детей дошкольного возраста / А.О. Грачева, Т.И. Киреева // Студенческий. – 2018. – № 19. – С. 53-56.
  3. Гусова А.Д. Современные представления о роли общения в развитии самооценки у детей дошкольного возраста // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития. 2018, С. 426-430.
  4. Дорошенко О.М. Роль учителей и родителей в повышении самооценки детей / О.М. Дорошенко, Е.Е. Коваленко // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. – Рязань, 2020. – С. 557-560.
  5. Ершова Ю.С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребенка : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук : 19.00.07; Ярославский гос. пед. ун-т. – Ярославль, 2007– 23 с.

 

. . . . . . .