Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Как научить рассуждать подростка? На материале легенды о манкурте из романа Ч. Айтматова "И дольше века длится день"

Дата публикации: 2024-01-21 10:06:36
Статью разместил(а):
Рубан Ольга Юрьевна

Как научить рассуждать подростка? На материале легенды о манкурте из романа Ч. Айтматова "И дольше века длится день"

How to teach a teenager to discourse? Based on the material of the legend of mankurt from the novel by Chinghiz Aitmatov "The Day Lasts More than a Hundred Years"

 

Авторы:

Рубан Ольга Юрьевна

ЧОУ «Средняя общеобразовательная школа «Искорка», Белгород, Россия

e-mail: olg55660333@yandex.ru

Ruban Olga Yurievna

Middle School "Iskorka", Belgorod, Russia

e-mail: olg55660333@yandex.ru

Хабибулина Юлия Наильевна

ЧОУ «Средняя общеобразовательная школа «Искорка», Белгород, Россия

e-mail: uliya_72@mail.ru

Khabibulina Yulia Nailyevna

Middle School "Iskorka", Belgorod, Russia

e-mail: uliya_72@mail.ru

 

Аннотация: Статья содержит информацию о том, как научить подростка рассуждать на литературную тему, включает материал исторического характера (всемирно известная легенда о манкурте), знакомит с понятием «манкурт».

Abstract: The material of the article contains information on how to teach a teenager to discourse on a literary topics, includes historical material (the world-famous legend of mankurt), introduces the concept of "mankurt".

Ключевые слова: легенда о манкурте, рассуждение о нравственных понятиях, формирование лингвистических навыков.

Keywords: the legend of mankurt, discourse upon moral concepts, the formation of linguistic skills.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

У учителя-словесника большой проблемой была и есть сейчас проблема научить рассуждать, оформлять свои мысли, а не говорить бессвязным потоком фраз. Как это сделать? Попробуем этой статьей поделиться опытом. Когда-то, будучи студенткой, я открыла для себя художественный мир великого классика 20 века Ч. Айтматова. Простой, понятный язык, глубина чувств главных героев, трогательные истории - таким вошел в мой читательский кругозор киргизский писатель. Особенно запомнилась легенда о манкурте из романа «И дольше века длится день». «Очень хороший материал для рассуждения», - решила я. Когда делала первые педагогические «шаги», не забывала ту историю. И решила для уроков развития речи взять этот материал за основу. Рассуждать есть о чем!

Издревле люди хранили истории своих семей, составляли родословные древа. Семья, в которой знают своих предков, их историю жизни – это крепкая, богатая, дружная семья. В ней чтут традиции, заботятся о старших, ценят каждую минуту, проведенную вместе! Если вы знаете историю своего имени, рода, то значит у вас глубокие семейные корни.

А, может быть, можно прожить, не зная всего этого? Может быть, можно прожить и без этого. Но как? Не случайно на Руси существует поговорка: "Иван, не помнящий родства" Что она означает? Она рисует образ человека, оторванного от земли, от семьи, «не привязанного к традициям».

Поднятая проблема волнует в наше время многих. Именно об этом первый роман Чингиза Айтматова "Буранный полустанок" ("И дольше века длится день"). Органичной частью этого произведения стала легенда о манкурте. Без нее нельзя понять общий смысл романа. Но она может существовать и как отдельное творение. Ее автор – киргизский писатель, человек, умеющий видеть суть вещей, проникать вглубь исторического мироздания.

И вот на уроке читается эта легенда! Можно ее прочитать с остановками, задавая вопрос: а что, по-вашему, будет дальше? Подумаем, о чем эта легенда, что хотел сказать автор, вставляя ее в свою повесть. Сам автор назвал рассказ о манкурте легендой. Вспомним с ребятами, что называется легендой?

Ученики работают  со словарем литературоведческих терминов. Приводим примеры, доказывающие, что перед нами легенда. Ребята говорят о содержании, об особенностях построения данного текста, его языка.

На уроке ведется большая работа по содержанию:

1. Рассказ об участи пленников, попадающих в рабство. ("Чудовищная участь ждала тех, кого жуньжуаны оставляли у себя в рабстве")

2. Манкурт - человек без роду, без племени, с отсутствием памяти. ("Манкурт не осознавал себя человеческим существом")

3. История сына Найман - Аны Жоламана. ("Сын отправился с первым походом, чтобы отомстить за отца")

Найман - Ана - мать Манкурта. ("Найман - ана поняла, что не будет ей покоя, пока не разыщет в сарозеках того пастуха - манкурта и не убедится, что тот не ее сын"

Путешествие Найман - Аны в Сарозекские степи. ("Найти человека в Сарозеках дело трудное, человек здесь - песчинка")

Встреча с сыном. ("Вспомни, ты чей? Как твое имя?")

Смерть Найман - аны. ("Не стреляй!" - успела вскрикнуть она).

Тема человеческой жестокости – основа этой легенды. Подросток начинает рассуждать о судьбе манкурта, его мамы. Очень трогательны моменты их встреч.

Тема материнской любви. Попробуем перевоплотиться и рассказать о материнских страданиях от лица героини. Обязательно отвечаем  на вопрос: а почему Найман - ана пошла искать своего сына. На что она надеялась? Что сказала она своему сыну - манкурту в исступленном горе и отчаянии?

Но, пожалуй, основной стала тема памяти человеческой. Как можно прожить без памяти? Неужели сын способен забыть маму, теплоту ее рук, ее глаза? Разговор матери с сыном-основные эпизоды этой легенды. Сколько   нежности, ласки и надежды на возвращение сына!

Чингиз Айтматов так сформулировал свое творческое кредо: "Самые возвышенные и самые простые материи, которыми оперирует литература, в конечном счете должны возрождать все лучшее в нас, в людях. А это значит способствовать воспитанию в человеке добра, раздумий о разумном и справедливом устройстве жизни на земле, раздумий о судьбе современного человека, о его настоящем и будущем".

Помните стихотворение Олега Хлебникова?

Егор родил Валерьяна.

Валерьян родил Никиту.

Никита родил меня.

А все, что до Егора,

Бурьяном шито-крыто:

Ни имени,

Ни пня.

Как будто тот, родивший Егора,

Был Иваном, не помнящим родства:

Тишайшая водица -

Мой предок безымянный, нижайшая трава.

А может не Иваном -

Лукой, Матвеем, Марком

Он звался, - угадай:

Все заросло бурьяном,

Райсадом,

Луна - парком -

И парк, и сад, и рай:

Как мог он беззаветно

Купаться в той купели,

Чтобы остаться не

В веках, а только в ветре,

В бурьяне, в карусели,

В Никите, да во мне!..

Никиту все запомнят -

Я сам не дам Никите в безвестности пропасть.

Меня за то запомнят, что я не дам Никите

В безвестности пропасть.

Запомнят Валерьяна

Что он родил Никиту!

И вспомнится Егор:

Ах, кем бы без обману

И мне не быть забыту?

Все остальное вздор.

Человек поэтому и человек, что обладает исторической памятью. Почему в концлагерях у людей отнимали имена, присваивали безликие номера? Хотели, как у манкуртов, стереть память о семье, Родине. Вспомним фильм «Помни имя твое…» Мать, всю жизнь искавшая отнятого в лагере ребенка, становится самой счастливой именно в тот момент, когда сын понимает, что перед ним МАТЬ!

У Найман-аны, к сожалению, все складывается трагично: сын убивает мать. Его прошлое стерто. Для него Найман - это враг, который хочет вырезать шери (шапочку на голове манкурта, надетую под страшной пыткой).

Задавая ребятам в конце урока вопрос «КТО самый счастливый в легенде?», понимаешь, насколько разные углы зрения на эту трагическую ситуацию.

Кто-то считает, что манкурт - самый счастливый в этой истории, потому что он не знает матери и живет «припеваючи», работая на хозяина, большего ему и не надо.

Кто-то считает счастливой маму: она увидела сына. Те короткие встречи ей принесли столько радости! И пусть ей не удалось убедить юношу в том, что она его мать! Но зато она увидела его живого! Это великое счастье! Совсем не простой сюжет заставляет задуматься, в чем истинное счастье? Что для тебя семья?

И эти рассуждения бесценны, ведь учащиеся формируют не только лингвистические навыки, но и социальные понятия.

В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что для формирования навыков рассуждения, необходим тщательный подбор материала для уроков. Рассказ, история, случай должны заинтересовать, вызвать обратную реакцию, пробудить дискуссию.

 

Список литературы:

1. Айтматов Ч.Т. И дольше века длится день. М: Издательство «Просвещение», 1985, 510 с.

2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Издательство «Просвещение», 2005, 513 с.

 

. . . . . . .