Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Формирование навыков беглого, сознательного и выразительного чтения в начальных классах

Дата публикации: 2024-01-12 14:20:46
Статью разместил(а):
Буток Светлана Владимировна

Формирование навыков беглого, сознательного и выразительного чтения в начальных классах

Formation of fluent, conscious and expressive reading skills in primary grades

Авторы:

Голдобина Любовь Михайловна

МОУ «Разуменская СОШ № 1», п. Разумное, Белгородская область, Россия

e-mail: goldobina.luba@yandex.ru

Goldobina Lyubov Mikhailovna 

Razumenskaya Middle School №1, Razumnoye, Belgorod region, Russia

e-mail: goldobina.luba@yandex.ru

Буток Светлана Владимировна

МОУ «Разуменская СОШ № 1», п. Разумное, Белгородская область, Россия

e-mail: svetlana.butok79@yandex.ru

Butok Svetlana Vladimirovna

Razumenskaya Middle School №1, Razumnoye, Belgorod region, Russia

e-mail: svetlana.butok79@yandex.ru

 

Аннотация: В этой статье обсуждается важность навыков чтения в образовании и важность воспитания любви к чтению с раннего возраста. Авторы размышляют о трудностях, с которыми сталкиваются дети при переходе из начальной в среднюю школу, если они не умеют читать, и делится методами, которые использует для того, чтобы помочь ученикам развить любовь к чтению и книгам.

Abstract: This article discusses the importance of reading skills in education and the importance of fostering a love of reading from an early age. The authors reflects on the difficulties children face in transitioning from elementary to middle school if they cannot read and shares methods she uses to help students develop a love of reading and books.

Ключевые слова: начальная школа, выразительное чтение, уроки чтения.

Keywords: primary school, expressive reading, reading lessons.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Нельзя быть счастливым, не умея читать. Сколько несчастливых детей уходит из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи.

Вопрос беглого, сознательного и выразительного чтения меня всегда волновал.

Подготовка читателя, для которого книга станет помощником и воспитателем, начинается в младших классах на уроках чтения. Каждый раз, когда дети приходят в первый класс, я волнуюсь, думаю, как научить их читать книги, полюбить чтение, чтобы они не только читали, но и переживали с действующими лицами. С первых уроков обучения грамоте работаю над развитием речи детей, выразительностью чтения. Все дети любят, когда им читают. Но уроки чтения не являются для школьников любимыми.

Задача учителя начальных классов – сделать каждый момент на уроках чтения интересным, занимательным для учеников, пробуждая у детей стремление заниматься чтением.

Пересматривая нашу методику чтения в свете современных задач, приходишь к выводу, что каждый момент на уроке чтения должен быть направлен на совершенствование навыков чтения учащихся, формирование читательских интересов.

Перед учителем стоит множество задач. Одна из них – научить детей слушать слово, художественное произведение на слух. С первых уроков обучения грамоте, внеклассного чтения учитель ставит перед малышами задачу представить себе читаемое в красках, звуках, формах. Учитель же со своей стороны должен обладать интонационной выразительностью читаемого произведения. Когда это условие будет выполнено, дети смогут представить себе героев, ситуацию, обстановку, привыкнут и научатся воображать, у них разовьётся стремление оценивать свои переживания, а также поступки героев.

Вторая, не менее важная задача – это усвоение понятия «читать» в узком и широком его смысле и формирование навыков учебной деятельности.

Сейчас все учителя умело используют схемы для слого-звукового анализа и от звука идут к букве, его обозначающей. Обучение чтению в узком смысле связано с задачей, в которую входит введение ребёнка в фонемную систему языка. Эта задача широко познавательная и имеет значение не только для обучения чтению, но и для всего последующего изучения родного языка. Но как сделать так, чтобы сложный фонетический материал был интересным для шестилеток и служил им для облегчения процесса чтения? Наблюдения показывают, что трудности в овладении чтением преодолеваются, если учитель при анализе слова использует фишки и учит произношению слова с интонационным подчёркиванием каждого звука. Это главное учебное действие усваивается детьми в игре вначале на односложных словах. Действия ребёнка с графической схемой и фишками являлись средством фиксации каждой выделенной фонемы и средством контроля за правильностью действия.

Усвоение ускорения действия чтения способствует стремление видеть слог, ориентируясь на гласную букву.

Практика показывает, что чтение за ведущим облегчает процесс овладения плавным слоговым чтением, быстрее развивает поле зрения. Ученик легче усваивает алгоритм чтения и умение фиксировать зрение на гласной букве. Наконец, дети скорее и легче переходят к слитному чтению. Этот вид работы целесообразно практиковать на этапе закрепления, повторного перечитывания или при чтении слогов.

В практике организации процесса чтения в 1 классе лучше всего получается чтение «птичьим базаром», когда все учащиеся читают тихим голосом. Но в классе всегда есть группа детей, которые ещё не научились читать. Тогда учитель обучает слоговому чтению детей этой группы у доски или за партой.

На уроке учитель организует чтение «цепочкой». Но, чтобы организовать такое чтение, детям надо следить за чтением, а что это такое и как это сделать, они не знают. Одни дети читают быстро и им уже не нужно следить, а другие понимают, что это означает сидеть тихо, и перестают читать. При такой организации чтения получается, что каждый ученик читает 3-4 минуты, и то, если на уроке были использованы приёмы хорового или индивидуального чтения.

Как научить детей следить за чтением? Хотя этот вид работы прост и доступен детям, но без специальных упражнений они очень долго не могут овладеть им. Как только дети научились читать слова по слогам, перед нами была поставлена первая задача – научиться следовать за медленным чтением учителя глазами и пальцем по строке.

Ребёнку нужно отождествлять звуковую форму слова и его графический образ. Здесь же осуществляется контроль за темпом слежения пальцем за ведущим. Затем была поставлена вторая задача – сформировать и закрепить навык фиксации глаз на слове, а в дальнейшем на строке с одновременным проговариванием шёпотом или вслух.

И третья задача – сформировать навык беглой артикуляции. Это чтение одновременно с учителем в нужном для 1 и 2 классов темпе с преимущественной опорой на звучащий текст. Использовались разнообразные приёмы: поочерёдное чтение учащихся одновременно с учителем, чтение с опорой на печатный текст, когда голос учителя звучит тихо или выключится; учащиеся читают в этом же темпе, потом вновь включается звук, и дети контролируют свой темп. Чтение за ведущим во 2 классе применяется систематически для обучения правильному и выразительному чтению.

Чтобы повысить технику и сознательность чтения, можно пользоваться методом динамического чтения. Динамическое чтение – качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки.

При динамическом чтении ученик видит всю графическую информацию, он читает текст в целом. Динамическое чтение – это чтение глазами. Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки.

Начинать работу можно в любом классе и в любое время. Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания, этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек предметов. Учащиеся за одну секунду должны запомнить всё, что изображено на картинке – «сфотографировать». Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить всё, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка.

Работая над текстом на уроках чтения, можно использовать следующие упражнения: «чтение – спринт», «чтение – разведка», чтение со счётом слов.

Чтение – спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту.

Чтение со счётом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание. Цель этого упражнения – загрузить уши учащихся посторонней работой – счётом слов. В этом случае школьники лишены возможности произносить текст «про себя».

В целях обучения детей вертикальному чтению можно использовать «чтение – разведку». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением.

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста.

Совершенствование техники чтения про себя – лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух.

На уроке можно использовать жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать соседям, каждый со своей скоростью.

Помимо этого можно использовать чтение в парах, в группах, чтение с убыстрением темпа, зрительные диктанты и другие приёмы работы.

В младшем школьном возрасте не нужны ни дополнительные, ни факультативные занятия для овладения техникой чтения. В этом возрасте достаточно уроков с вышеперечисленными приёмами обучения чтению.

Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех четырёх лет начального обучения. Исходным моментом обучения является живая, разговорная речь. Развивая звуковую сторону устной речи детей, мы тем самым совершенствуем выразительность их чтения и наоборот.

Наша задача, задача учителей начальных классов – довести речевые умения учащегося, оканчивающего 4 класс, до такого минимума, ниже которого не должен остаться ни один ученик в классе. Мы обязаны совершенствовать речь ребёнка, обогащать  его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех её выразительных возможностей, ибо речь – это важная и широкая сфера деятельности человека.

Выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся. Оно способствует повышению техники чтения учащихся, помогает развивать интерес к художественным произведениям. На уроках, при ознакомлении с произведениями, я иногда использую музыку П.И. Чайковского, Э. Грига и др.

Используется живое слово актёра (запись), и, естественно, приходится ежеурочно продумывать, как прочитать каждое слово в произведении. Большой наградой является восторг детей от чтения.

Подготовка к работе над выразительностью речи начинается с подготовительных занятий с будущими первоклассниками. Обязательно у каждого ребёнка проверяется чистота звуков и учитывается наличие дефектов. На эти же занятия лучше пригласить педагога-логопеда для беседы с родителями.

Определяется, на какой стадии находится развитие речи каждого ребёнка: умеет ли он описывать предмет (игрушку) по заданию, составлять рассказы, читать стихи, рассказывать сказки. В результате этих занятий появляются общие представления о каждом ребёнке. С первых дней учёбы знакомлю детей с техникой речи – голосом, дикцией.

Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, звонок и достаточно громок. Голос следует развивать. На уроках используются голосовые упражнения.

Много работы со скороговорками. На первом этапе работа со скороговорками идёт медленно, с преувеличенно чёткой речью. Работая со скороговоркой, вырабатывается чистота звука, а затем и интонация с помощью задания: «Прочитай скороговорку с целью порадовать, возмутить, огорчить».

В работе над выразительностью речи и чтения большое внимание уделяется средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Главное средство – интонация.

При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла автора. Вот некоторые задания:

  1. Прочитай текст, передавая радость, печаль, возмущение в зависимости от текста.
  2. Предложи товарищу прочитать предложения с указаниями намерения (сочувствия, восхищения).
  3. Прочитай и дай оценку читающему.

От работы дети получают максимальное удовлетворение в чтении текста, глубоком осознании его содержания. Работа над выразительностью чтения учащихся – ещё один шаг к совершенствованию навыков чтения в начальных классах. Совершенствование навыка чтения младших школьников невозможно без развития их речи.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на дошкольный и школьный периоды.

Совместное чтение, драматизация сказок и различных жизненных ситуаций, сочинение считалок и рассказов по картинкам – это не только прекрасное средство развития речи в игре, но и возможность интересного общения с ребёнком.

Развитие речи является неотъемлемой частью каждого урока чтения. Активное развитие речи младших школьников связано с детским сочинительством, фантазией, воображением. Развитие речи ребёнка тесно связано с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи, в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать её. Начинать эту работу надо с первых дней обучения ребёнка в школе.

На уроках используется много разнообразных игр, приёмов, которые способствуют развитию речи детей.

- Игры, потешки, пословицы для дифференциации звуков с-ш, ш-ж, з-ж, л-р и т. д.

- Скороговорки, загадки, задачки.

- Фонетические зарядки.

Дети с удовольствием играют в эти игры, попутно развивая свою речь. Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического поиска. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху.

Учителям хорошо известно, какое большое значение имеет перечитывание одного и того же текста для выработки и совершенствования навыка чтения. Но, ставя перед ребёнком задачу, перечитать какое-либо произведение несколько раз, каждый учитель в классе, а родители дома сталкиваются со значительным снижением интереса учащихся к читательской деятельности.

Мы стремимся строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ученик 25-30 минут на уроке был занят чтением и читал с удовольствием. Для этого применяется комбинированное чтение, чтение «цепочкой», выборочное чтение, чтение по ролям и др.

На всех уроках стараемся применять имеющуюся наглядность, звуковые пособия, аппликации, сюжетные и предметные рисунки детей. Не забываем о воспитательных задачах уроков чтения, побуждая детей жить вместе с героями произведений, радоваться и огорчаться, высказывать своё мнение.

Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо, прежде всего, научить их читать, читать правильно, сознательно, выразительно. Желательно, чтобы упражнения в чтении проводились в занимательной форме, а их длительность была строго индивидуальна для каждого конкретного ученика.

Один из путей привития интереса к чтению – использование книжки-игрушки. Например, книжка-игрушка «Телефон» с вращающимся диском. Ученик не только следит за чтением учителя, но и помогает в процессе чтения, следит за сменой персонажей, передвигает диск, прочитывая названия героев.

Книжки – игрушки могут иметь меняющиеся картинки, прорези и отверстия в листах; объёмные изображения, которые ребёнок может двигать. Помимо книжек – игрушек можно использовать на уроках карточки к произведениям учебника. Используя на уроках готовые книжки – игрушки, учитель может попробовать изготовить книжки – самоделки. На уроках труда дети могут изготовить книжки, а содержание доделать дома с родителями. Это могут быть книжки – загадки, скороговорки, сказки, стихи. В школе дети могут обмениваться этими книжками, чтобы прочитать.

Книжка – игрушка оказывает разностороннее положительное воздействие на слабоуспевающих первоклассников, а именно: у детей постепенно совершенствуется техника чтения, возрастает понимание прочитанного, накапливается читательский интерес. В настоящее время учителю трудно подобрать достаточное количество книжек – игрушек. В связи с этим можно предложить книжку – игрушку многоразового использования.

Книга выполнена из тонкой фанеры или картона. Обложка красочно оформлена. На картонных страницах натянута леска для крепления различных рисунков, таблиц, схем, тонких детских книг. Можно повесить книгу на стену или доску. Содержание книжки – игрушки постоянно меняется. Дети с интересом ждут новых «жильцов» волшебной книги.

Систематическая работа по воспитанию у учащихся интереса к чтению, к книге приносит радость и удовлетворение.

 

Список литературы:

1. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. - К., Педагогика, 2003. Гл.5 «Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения».

2. Яшина Н.П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 - № 6 – с. 24-46.

3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.

4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.

5. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.

 

. . . . . . .