Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Педагогические технологии и эстетическая мотивация эколого-ориентированной деятельности человека

Дата публикации: 2024-01-10 16:45:40
Статью разместил(а):
Буток Светлана Владимировна

Педагогические технологии и эстетическая мотивация эколого-ориентированной деятельности человека

Pedagogical technologies and aesthetic motivation of ecologically-oriented human activity

 

Авторы:

Голдобина Любовь Михайловна

МОУ «Разуменская СОШ № 1», п. Разумное, Белгородская область, Россия

e-mail: goldobina.luba@yandex.ru

Goldobina Lyubov Mikhailovna

Razumenskaya Middle School № 1, Razumnoye, Belgorod region, Russia

e-mail: goldobina.luba@yandex.ru

Буток Светлана Владимировна

МОУ «Разуменская СОШ № 1», п. Разумное, Белгородская область, Россия

e-mail: svetlana.butok79@yandex.ru

Butok Svetlana Vladimirovna

Razumenskaya Middle School № 1, Razumnoye, Belgorod region, Russia

e-mail: svetlana.butok79@yandex.ru

 

Аннотация: В статье рассматривается история развития человеческого общества и необходимость нового подхода к взаимодействию с окружающей средой, основанного на экологической этике и культуре. Особое внимание уделяется формированию эстетической мотивации для защиты природы у младших школьников. Предлагаются направления для реализации этого процесса в педагогическом методе.

The article considers the history of human society development and the necessity of a new approach to interaction with the environment based on environmental ethics and culture. Special attention is paid to the formation of aesthetic motivation for the protection of nature in junior schoolchildren. Directions for the realization of this process in the pedagogical method are suggested.

Ключевые слова: экологическая этика, природоохрана, эстетическая мотивация, природное и социальное окружение.

Keywords: environmental ethics, nature protection, aesthetic motivation, natural and social environment.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Вся история развития человеческого сообщества была связана с потребностью в познании и преобразовании окружающей действительности. Однако именно в современных условиях возникла необходимость реализации принципиально нового подхода, который требует постоянного соотнесения действий человека с возможностями природной среды, учёта законов естественной регуляции. Соблюдение этих условий лежит в основе экологической этики и культуры.

Красота природы, в данном случае, выступает как одна из главных мотиваций природоохраны. Если люди ценят красоту природы, то они будут стараться эту ценность защитить.

Формирование эстетической мотивации эколого-ориентированной деятельности человека идёт на протяжении всей его жизни. Важную роль в этом процессе занимают детские годы и, в особенности младший школьный возраст.

Для успешного формирования эстетической мотивации эколого-ориентированной деятельности младших школьников необходима реализация следующих направлений в педагогическом процессе:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении;

- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с нормами экологической этики и культуры.

Формирование эстетической мотивации эколого-ориентированной деятельности у младших школьников может быть осуществлено через использование этнопедагогики, современных педагогических технологий, управление деятельностью учащихся по изучению окружающей среды.

Этнопедагогика приобщает детей к традициям бережного отношения к природе и её богатствам, к своему здоровью, к грамотному и разумному природопользованию. Использование элементов устного народного творчества на уроках и во внеурочной деятельности позволяет донести до учеников основополагающие идеи, отражающие мировоззрение и идеалы народа: бережное отношение к родной земле, гуманное отношение к объектам живой и неживой природы, нравственное отношение к земледельческому труду.

Перечень современных технологий образования в области изучения окружающей среды, используемых в начальной школе, довольно разнообразен. Особое место среди них занимают экологические сказки. Одним из показателей уровня понимания экологических проблем являются сказки, сочинённые самими детьми.

Неоценимую роль в формировании эстетической мотивации младших школьников играют традиционные экскурсии. Комплексный подход к организации и проведению экскурсий позволяет учителю объединить по времени проведения и целям экскурсии по разным учебным дисциплинам.

Этические беседы по экологии - один из самых распространённых методов формирования эстетической мотивации. Они способствуют воспитанию экологически грамотного поведения в природном и социальном окружении, развивают эстетическое начало в ребёнке.

В последнее время становится всё более популярной ещё одна педагогическая технология в области экологического образования – управление деятельностью детей по изучению окружающей среды. Управление осуществляется с помощью заданий, ставящих ребёнка в положение исследователя, открывателя природных тайн и загадок. Это могут быть своеобразные «экологические опыты» и «проекты», которые реализуются детьми самостоятельно или с помощью взрослых.

При этом педагогу необходимо помнить, что формирование эстетической мотивации экологически ориентированной деятельности младших школьников невозможно без положительной мотивации к овладению экологическими знаниями. Есть несколько путей её формирования в учебном процессе.

Во-первых, это путь «эгоистического мотивирования». Хорошо известно, что на большой территории России существуют экологические проблемы. Это обязательно отражается на здоровье детей. Любое заболевание ведёт к ограничению жизнедеятельности ребенка; а значит, порождает у него в этой связи дискомфорт. Все эти обстоятельства дают возможность преподавателю показать ребёнку его личную причастность к необходимости решения экологических проблем.

Одним из самых простых способов формирования у детей младшего школьного возраста мотивации к получению экологических знаний является использование игровых методов обучения.

Проблематизация - ещё один эффективный приём для формирования мотивации к изучению экологии.

Огромная роль в формировании эстетической мотивации эколого-ориентированной деятельности человека принадлежит учителю. Вводя детей в мир природы, знакомя их с проблемами среды, учитель может открыть и усилить в каждом ребёнке такие качества, как доброта, любовь, милосердие; подготовить учащихся к системному, научному восприятию мира, сформировать эстетическую мотивацию эколого-ориентированной деятельности человека.

 

Список литературы:

1. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Преподавание в начальных классах, ЦТЛ, 2002.

2. Никитин Д.П. Окружающая среда и человек. М., Высшая школа, 1986.

3. Реймерс Н.Ф.Охрана природы и окружающая среда. М., 1993.

4. Самойлов П.И., Экология 21 века. М., МАИ, 1996.

 

. . . . . . .