Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Значение социально-психологического климата в образовательном учреждении

Дата публикации: 2023-12-22 00:04:59
Статью разместил(а):
Полищук Оксана Анатольевна

Значение социально-психологического климата в образовательном учреждении

The Importance of Socio-Psychological Climate in an Educational Institution

 

Автор: Полищук Оксана Анатольевна, кандидат психологических наук

ГБОУ НАО "Средняя школа с. Тельвиска, Ненецкий АО, Россия

E-mail: poa0107@mail.ru

Polishchuk Oksana Anatolyevna, PhD in Psychology

Telviska Secondary School, Nenets Autonomous Okrug, Russia

E-mail: poa0107@mail.ru

 

Аннотация: Социально-психологический климат является одним из ключевых факторов, влияющих на обучение и самореализацию учащихся в образовательном учреждении. Этот климат формируется через взаимодействие между учителями, учениками и администрацией школы. В данной статье рассматривается как социально-психологический климат влияет на мотивацию учащихся на обучение и их возможности для самореализации.

Abstract: The socio-psychological climate is one of the key factors influencing the learning and self-realization of students in an educational institution. This climate is formed through the interaction between teachers, students and school administration. This article discusses how the socio-psychological climate affects students' motivation to learn and their opportunities for self-realization.

Ключевые слова: социально-психологический климат, образовательное учреждение, мотивация на обучение, самореализация учащихся.

Keywords: socio-psychological climate, educational institution, motivation for learning, self-realization of students.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Рецензия на статью

"Значение социально-психологического климата в образовательном учреждении"

Полищук Оксаны Анатольевны

В статье поднимается важная тема создания благоприятного психологического климата в рамках ОУ.

Правильно отмечено, что благоприятный климат напрямую влияет на обучаемость и развитие детей и формируется через взаимодействие между учителями, учениками и администрацией школы, причём каждая сторона может вносить как положительный, так и отрицательный вклад.

В статье указано, что социально-психологическая обстановка формирует у обучающихся мотивацию к учёбе и их самореализацию. При этом важно создание условий для индивидуальной поддержки и развития учащихся.

Отмечено, что улучшению обстановки в ОУ содействует проведение коллективных мероприятий, в т.ч. с привлечением родителей. Работа над формированием благоприятного климата требует усилий со стороны всех участников образовательного процесса

Статья хорошо структурирована, что позволяет легко ориентироваться в тексте и сосредоточить свое внимание на конкретных моментах. Автор использует ясный и легко читаемый язык, что делает статью доступной для широкой аудитории. В статье нет ошибок.

Однако, статья могла бы быть более подробной и конкретной в описании некоторых моментов развития учащихся. Например, автор мог бы представить конкретные примеры из своей практики, описать работу с конкретными обучающимися или представить список или план мероприятий по сплочению коллектива учащихся в рамках ОУ.

В целом, статья "Значение социально-психологического климата в образовательном учреждении" будет полезной как для педагогов, так и для руководителей ОУ.

Рецензент: Главный редактор журнала "Научное Образование" Алексеев Александр Борисович.

 

Социально-психологический климат в образовательном учреждении определяется атмосферой, в которой происходит обучение. Если ученики ощущают безопасность, доверие и поддержку со стороны своих учителей и одноклассников, они склонны активно участвовать в учебном процессе и достигать лучших результатов. Отрицательный климат, напротив, может вызывать у учащихся тревогу, неуверенность и даже депрессию.

Мотивация на обучение является одной из основных составляющих успеха в учебе. Социально-психологический климат оказывает непосредственное влияние на мотивацию учащихся. Когда чувствуется поддержка и принятие окружающими, учащиеся чувствуют себя значимыми и мотивированными для достижения успеха. В то же время, отрицательный климат может вызвать демотивацию и потерю интереса к учебе.

Социально-психологический климат также сильно влияет на самореализацию учащихся. Когда ученики ощущают поддержку выбора своих целей и возможности развивать свои индивидуальные таланты, они лучше преуспевают и чувствуют удовлетворение от своих достижений. В то же время, отсутствие поддержки и ограничения в самореализации могут привести к низкой самооценке и неудовлетворенности ученика.

Для формирования благоприятного социально-психологического климата в школе необходимо принимать во внимание ряд факторов.

Во-первых, отношение учителей к ученикам должно быть поддерживающим и эмоционально ненавязчивым. Это создаст основу для доброжелательного и доверительного взаимодействия со стороны учащихся. Важно создать атмосферу взаимного уважения и поддержки между учителями и учениками. Взаимодействие должно быть основано на понимании и внимании к потребностям каждого учащегося.

Во-вторых, коммуникация и взаимодействие между учениками также играют важную роль в формировании социально-психологического климата. Открытость к новым контактам, уважение к мнению других и умение работать в команде способствуют созданию дружественной атмосферы в классе или школе.

Для формирования положительного социально-психологического климата также требуется активное участие администрации учебного заведения. Администрация должна создавать условия, которые способствуют комфорту, безопасности и учебному успеху учеников. Также важна своевременная реакция на конфликтные ситуации и установление эффективных механизмов решения проблем.

Для учителей и администрации образовательных учреждений важно осознать роль социально-психологического климата и активно работать над его формированием. Только тогда учащиеся смогут развиваться и достигать лучших результатов, обретая уверенность в себе и усиливая мотивацию к саморазвитию.

Социально-психологический климат в образовательном учреждении также может быть улучшен через развитие навыков социального общения и эмоционального интеллекта учащихся. Программы, направленные на развитие этих навыков, помогут учащимся лучше понимать себя и окружающих, устанавливать качественные отношения и решать конфликты конструктивно.

Создание позитивного социально-психологического климата также требует внимания к взаимодействию между учащимися. Проведение коллективных мероприятий, командные проекты и другие формы сотрудничества способствуют формированию дружественных отношений и развитию социальных навыков учащихся.

Также важно обратить внимание на педагогические методы и подходы, применяемые учителями. Важно создание условий для индивидуальной поддержки и развития учащихся. Это включает в себя организацию дифференцированного обучения, обратную связь по результатам работы и определение индивидуальных возможностей и потребностей каждого ученика.

Для успешного формирования социально-психологического климата необходимо также организовывать коллективные мероприятия и проекты, которые способствуют объединению учащихся вокруг общих целей и задач. Такие мероприятия помогают развивать чувство коллективизма, сплоченность и взаимодействие между учащимися.

Важным аспектом формирования благоприятного социально-психологического климата является организация педагогической поддержки и консультаций для учащихся. Учитель может стать надёжным источником совета и помощи, что способствует созданию доверительных отношений и формированию позитивного климата.

Кроме того, важно активно использовать позитивное обратную связь и поощрение учащихся. Различные формы поощрения, такие как грамоты, похвала, заслуженные похвалой, могут стимулировать мотивацию и самореализацию учащихся.

Наконец, важно поддерживать открытое и регулярное общение между родителями и учащимися, а также регулярно информировать родителей о прогрессе и достижениях своих детей. Родительская поддержка и участие создают дополнительное ощущение уверенности и мотивации учащихся.

Таким образом, создание оптимального социально-психологического климата в образовательном учреждении является одним из главных приоритетов педагогической работы. Благоприятная атмосфера, где ученики чувствуют себя важными и принимаются в обществе, способствует их мотивации на обучение и позволяет лучше реализовываться в учебе и жизни.

В целом, социально-психологический климат имеет огромное значение в образовательном учреждении, поскольку он влияет на мотивацию учащихся на обучение и их самореализацию. Работа над формированием благоприятного климата требует усилий со стороны всех участников образовательного процесса, но результаты в виде активных, мотивированных и довольных учеников стоят всех усилий.

В заключение можно сказать, что социально-психологический климат в образовательном учреждении имеет прямое влияние на мотивацию учащихся на обучение и возможности для их самореализации. Формирование благоприятного климата является коллективной задачей учителей, администрации и учеников, и требует учета разнообразных факторов, таких как поддержка, доверие, взаимодействие, позитивная обратная связь и индивидуальная поддержка каждого учащегося. Поэтому, создание и поддержка положительной атмосферы в школе является неотъемлемой частью эффективного образования и благополучного развития учащихся.

 

. . . . . . .