Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Учебная дисциплина "Основы предпринимательской деятельности" в профессиональном образовании

Дата публикации: 2023-10-30 18:36:49
Статью разместил(а):
Нуруллина Валерия Радиковна

Учебная дисциплина "Основы предпринимательской деятельности" в профессиональном образовании

Academic Discipline "Fundamentals of Entrepreneurial Activity" in Vocational Education

 

Автор: Нуруллина Валерия Радиковна

Уфимский педагогический университет им. Акмуллы, г. Уфа, Россия

E-mail: nurullinavaleria@gmail.com

Nurullina Valeriya Radikovna

Ufa Pedagogical University named after Akmulla, Ufa, Russia

E-mail: nurullinavaleria@gmail.com

 

Аннотация: В статье описывается место учебной дисциплины "Основы предпринимательской деятельности" в профессиональном образовании.

Abstract: The article describes the place of the academic discipline "Fundamentals of Entrepreneurial Activity" in vocational education.

Ключевые слова: Основы предпринимательской деятельности, профессиональное образование.

Keywords: Fundamentals of entrepreneurial activity, professional education.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В современной России предпринимательство представляет собой один из важнейших факторов развития экономики с рыночным механизмом хозяйствования, без которого не может быть обеспечено ее вхождение в мировую экономику в качестве равноправного субъекта. В этих условиях предпринимательская деятельность является достаточно привлекательной для молодежи.

Изменения в социально-экономической сфере Российской Федерации являются определяющими для развития системы российского образования. В настоящее время предпринимательский тип экономической системы выдвинул предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического прогресса. О том, что одним их приоритетных направлений государственной политики в области образования становится проблема подготовки студентов к предпринимательской деятельности, свидетельствует ряд мероприятий, реализуемых на уровне государства.

Еще в 2014 году Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию был дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями …». Во исполнение подпункта 8 пункта 1 перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. (от 5 декабря 2014 г. № Пр-2821) распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 N 349-р утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015–2020 годы, в том числе по созданию условий для осуществления подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями к 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций [1].

Реализация указанного комплекса мер находится в зоне ответственности Министерства просвещения Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управления в сфере образования и образовательных организаций, реализующих как основные программы профессионального обучения, так и дополнительные профессиональные программы [2].

Принципиально новым решением для внедрения лучших зарубежных стандартов и передовых технологий обучения является применение стандартов WorldSkills в практике профессиональных образовательных организаций. Текущие изменения приводят к формированию новой модели управления средним профессиональным образованием и его содержанием, так, например, в перечне компетенций WorldSkills Russia в направлении «Сфера услуг» под номером 44 указана специальность «Предприниматель», профессия «Предпринимательство», компетенция WS «R11 Enterpreneueship».

Соответственно в стране за не небольшой промежуток времени была выстроена система региональных и национальных чемпионатов «Молодые профессиональны» и «Абилимпикс», что привело к объективной необходимости пересмотра содержания подготовки студентов в профессиональных образовательных организациях. Таким образом, сегодня в стране мы имеем установленные высокие планки к результатам профессионального образования, но не имеем программ подготовки и организованного учебного процесса в рамках формального образования. В ходе исследования вопроса подготовки к предпринимательской деятельности студентов профессиональных образовательных организаций и процесса обучения в организациях дополнительного образования можно сделать вывод о том, что целенаправленная и системная подготовка в данном направлении в России пока не ведется.

Хотя в последнее время со стороны государства предпринимаются шаги по введению обучающих программ предпринимательской направленности в образовательный процесс профессионального образования. Реализация данных программ перестает быть самодеятельностью образовательных организаций, которые реализуют их по собственной инициативе. В 2008 году в России была учреждена Национальная ассоциация обучения предпринимательству (РАОП). Ассоциация является профильной российской организацией, сфокусированной на вопросах обучения предпринимательству и проведению исследований в области предпринимательства. Силами Ассоциации разработан проект профессионального стандарта по профессии «Предприниматель» [3].

Безусловно, это можно считать первым шагом к построению системы предпринимательской подготовки в российском образовании. Также в последнее время со стороны государства предпринимаются шаги по введению обучающих программ предпринимательской направленности в образовательный процесс профессионального образования. Так письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 27.04.2015г. № 09/3365 в учебные планы ОПОП СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) с сентября 2015 года, а для программ подготовки специалистов среднего звена с сентября 2016 года за счет часов вариативной части рекомендовано ввести дополнительный профессиональный модуль «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу», направленный на формирование у обучающихся предпринимательских компетенций и навыков трудоустройства.

Своевременность постановки проблемы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к предпринимательской деятельности вызвано утверждением в декабре 2016 года Федеральных государственных образовательных стандартов, разработанных по 50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей СПО в которых как результат процесса обучения заявлена общая компетенций — ОК 11 Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Следовательно, сформирован новый запрос со стороны государства к результатам среднего профессионального образования. Результаты исследования вопроса подготовки студентов к предпринимательской деятельности позволяют сделать вывод о том, что принципы и содержание предпринимательской подготовки, являющиеся основой развития инновационной экономики Россия, только начинают формироваться. На сегодняшний день в российском образовании нет четкого понимания структуры подготовки, форм, содержания, не разработана теоретико-методологическая база. Однако в обществе и на государственном уровне формируется убеждение, что данная подготовка необходима.

Вышесказанное актуализирует проблему подготовки студентов к предпринимательской деятельности в связи с поступившим заказом на подготовку специалистов, обладающих компетенциями в области предпринимательства, продиктованного: во-первых, запросом со стороны экономической системы Российской Федерации в которой в настоящее время предприниматель выдвинут в число наиболее значимых субъектов экономического прогресса; во-вторых, запросом самого потребителя услуг, которому в современных условиях уже недостаточно только профессионального образования, призванного включить молодежь в процесс производительного труда и создания материальных ценностей, но и необходимо обеспечить надежную социальную защиту выпускников от непредсказуемых обстоятельств рынка труда.

Учебная дисциплина «Основы предпринимательской деятельности» обеспечивает формирование элементов профессиональных и общих компетенций по видам деятельности ФГОС СПО, а также личностных результатов. В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих компетенций (ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Перечень профессиональных компетенций (ПК), элементы которых формируются в рамках дисциплины:

ПК 1.5. Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд.

ПК 3.4. Обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления.

ПК 3.5. Обеспечивать финансово-экономическое сопровождение деятельности по осуществлению закупок для корпоративных нужд.

ПК 4.4. Обеспечивать соблюдение требований законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

В рамках освоения учебной дисциплины у студентов формируются следующие элементы личностных результатов (ЛР):

ЛР 1. Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве.

ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России. Осознанно и деятельно выражающий неприятие дискриминации в обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и участника общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками.

 ЛР 3. Демонстрирующий приверженность традиционным духовнонравственным ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие социально опасного поведения окружающих и предупреждающий 6 его. Проявляющий уважение к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке нуждающихся в ней.

ЛР 13. Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности.

 ЛР 14. Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектномыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

ЛР 15. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий.

ЛР 16. Открыт к освоению новых компетенций и к изменению условий труда, демонстрирует навыки самообразования и саморазвития.

ЛР 17. Способный быть внимательным, усидчивым и скрупулезным, принимать конструктивные решения, распределять собственные ресурсы и управлять своим временем.

ЛР 18. Активно применяющий полученные профессиональные компетенции в практической деятельности.

ЛР 19. Проявляющий эмоциональную устойчивость и способность её регулировать. Демонстрирующий способность к стрессоустойчивости, умение работать в режиме многозадачности.

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета менеджмента и предпринимательства. Оборудование учебного кабинета: рабочее место преподавателя, комплект учебной мебели на 25 посадочных мест, классная доска, учебное методическое обеспечение. Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место с подключением к сети Интернет: компьютер в сборе, интерактивная доска, проектор. Программное обеспечение: Win7Pro x64 SP1, Microsoft Office 2016, СПС Гарант, 1С: Предприятие 8.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, решения ситуационных задач, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Изучение данной дисциплины способствует формированию знаний по основам ведения предпринимательской деятельности, формированию положительного имиджа малого предпринимательства с целью дальнейшего привлечения выпускников для работы в малом предпринимательстве.

Интерес к предпринимательству позволит в дальнейшем выпускникам техникума максимально реализовать свои способности, раскрыть творческий потенциал, достичь высокого уровня профессионализма, научиться ставить цели и получать результат, обеспечить хороший материальный уровень жизни, становится все более устойчивым. В условиях экономического кризиса, сокращения производства и рабочих мест, с одной стороны, и всесторонней государственной поддержкой малому бизнесу, с другой стороны, предприниматель становится наиболее востребованной фигурой в экономике.

Подготовка студентов к условиям рынка предполагает приобщение их к основам предпринимательской деятельности. Социальными факторами, определяющими актуальность данной задачи, являются престиж предпринимательства, перспективы его развития в России, а также интерес молодежи к новым формам хозяйствования.

Экономические дисциплины в структуре профессиональной подготовки прививают студентам навыки предпринимательского мышления, позволяют овладеть методами и механизмом создания собственного дела, оценки своих внутренних возможностей. При обучении дисциплине «Основы предпринимательства» необходимы условия осознанности ценности получаемых знаний для своей будущей деятельности.

Деятельностно-практический характер предпринимательской деятельности обусловил необходимость использования практико-ориентированного подхода в обучении предпринимательству, представленного в работах А.В. Леонтьева, А.И. Парамонова, В.П. Максимова, Т.М. Матвеевой и других исследователей. Особенностью такого обучения является акцент на формирование у молодежи практических умений, навыков и качеств личности, а также способности применять полученные знания на практике.

Одним из основных условий для успешной работы педагога является обеспеченность образовательного процесса методическими пособиями, рабочими тетрадями, что помогает грамотно и эффективно организовать процесс обучения. Важен правильный подбор не только содержательной части дисциплины, её методическое оснащение, но и поиск инновационных идей и технологий преподавания.

Активный поиск содержания, форм и методов обучения студентов предпринимательской деятельности основан на деятельностном и личностно-ориентированном подходах. Предпринимательская деятельность - это созидающая инновационно-проектная деятельность. Поэтому одним из путей реального обучения предпринимательству, адекватности формирования знаний и предпринимательской компетентности современным требованиям общественного развития и требованиям образования является введение в образовательный процесс по дисциплине метода проектов, позволяющего организовать проектно-практическую деятельность обучающихся предпринимательству.

Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.

Для осмысления поставленной задачи необходимо, чтобы студент воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Обучение предпринимательству является практикоориентированным, основными задачами обучения являются осуществление процесса обучения в соответствии с характером изучаемой деятельности, формирование компетентности обучающихся в изучаемых вопросах развитие интереса и самоопределения в сфере предпринимательства.

История развития современных государств показывает, что без активного участия самих граждан в хозяйственной деятельности своей страны, без упорного и тяжелого труда предпринимателей, бизнесменов невозможно создать сильное, экономически независимое государство.

Без тяжелого и целеустремленного труда предпринимателей невозможно представить высокий экономический, научно-технический, культурный и интеллектуальный уровень США, Англии, Германии, Франции, Японии и многих других государств. Именно предпринимательство, эффективно организовывая труд людей, умело и экономно используя ресурсы, обеспечивает высокий уровень благосостояния в этих странах.

Дисциплина «Основы предпринимательства» предусматривает изучение:

  • основных целей, принципов и функций предпринимательства;
  • нормативно-правовой базы функционирования предпринимательской деятельности в Беларуси;
  • основных организационно-правовых форм предпринимательства в Республике Беларусь,
  • этапов создания коммерческой организации;
  • управления предпринимательским риском;
  • управления финансовыми ресурсами субъектов предпринимательства;
  • порядка получения кредита;
  • мероприятий по защите коммерческой тайны;
  • управления персоналом и др.

Дисциплина «Основы предпринимательства» тесно взаимосвязана с другими дисциплинами специальности - «Основы экономической теории», «Экономика организации», «Основы права», «Бухгалтерский учет», «Финансы организации», «Анализ хозяйственной деятельности», «Коммерческая деятельность», «Основы менеджмента».

Являясь разновидностью экономической деятельности, предпринимательская деятельность требует экономических знаний для конструктивного решения вопросов экономического характера. Но в то же время будущие специалисты должны быть вооружены знаниями правового механизма регулирования предпринимательской деятельности, порядка организационного оформления предпринимательских структур.

Значение предпринимательской деятельности для экономики нашей страны трудно переоценить. Именно предпринимательская деятельность позволяет создавать новые рабочие места, дает возможность гражданам самостоятельно зарабатывать, осваивать новые виды производства, эффективно использовать местное сырье, привлекать в экономику Республики Беларусь иностранные инвестиции. Увеличение предпринимателем своего богатства при одновременном удовлетворении желаний массового потребителя, исправной уплате налогов, оказании благотворительных услуг делает и общество более богатым.

Использование предпринимательской деятельности как решающего фактора экономического развития непосредственно зависит от создания условий, которые позволяют инициативным, решительным людям, обладающим необходимыми качествами и способностями, стать цивилизованными предпринимателями.

 

Литература:

1. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. - М.: АНО "ИПЭВ", 2019. - 336 c.
2. Базилевич А.И. Организация предпринимательской деятельности. Учебник. - М.: Проспект, 2018. - 847 c.
3. Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность. Организация и управление. - М.: Феникс, 2020. - 368 c.
4. Валиев Ш.З., Габидуллина Э.В. Малый Бизнес В Рыночной Сфере. - Москва: Наука, 2018. - 417 c.
5. Жукова Т.Н. Коммерческая деятельность. - М.: Вектор, 2017. - 256 c.
6. Иванов М.Ю. Организация и технология коммерческой деятельности. Учебное пособие / М.Ю. Иванов, М.В. Иванова. - М.: РИОР, Инфра, М, 2018. - 905 c.
7. Киселева Е.Н. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения / Е.Н. Киселева, О.Г. Буданова. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 192 c.
8. Клюев В.К. Менеджмент Ресурсного Потенциала Библиотеки: Учеб.-Метод. Пособие. - Москва: Гостехиздат, 2019. - 906 c.
9. Крутик А.Б. Предпринимательская деятельность / А.Б. Крутик, М.В. Решетова. - М.: Academia, 2020. - 224 c.
10. Лебедева М.М. Технология ведения переговоров. - М.: Аспект пресс, 2018. - 192 c.

 

. . . . . . .