Адаптация в школе
Адаптация к школе
Adapting to school
Автор: Бирюкова Екатерина Валерьевна
ГБОУ "СОШ № 342 Невского района", Санкт-Петербург, Россия
e-mail: biryukova70-70@yandex.ru
Biryukova Ekaterina Valeryevna
Secondary school № 342 of the Nevsky district, St. Petersburg, Russia
e-mail: biryukova70-70@yandex.ru
Аннотация: В этой статье автор пишет о том, как проходит адаптация к школе и какие есть этапы.
Annotation: in this article, the author writes about how the adaptation to school takes place and what are the stages.
Ключевые слова: адаптация, приспособление к новым условиям, школа.
Keywords: adaptation, adaptation to new conditions, school.
Тематическая рубрика: Педагогика и образование.
Адаптация ребенка к школе представляет собой процесс приспособления к новым условиям и систематическому обучению. У каждого ребенка этот процесс может занимать разное количество времени и зависит от множества факторов, таких как семейная обстановка, индивидуальные особенности ребенка, уровень его знаний и тип образовательного учреждения.
Адаптация проходит через несколько этапов. На первом этапе, который называется "ориентировочным", ребенок изучает новую обстановку, границы и нормы, что может быть для него сложным и напряженным. Такие реакции как физическое и психологическое напряжение, яркие и резкие эмоциональные проявления, характерны для этого этапа, который продолжается около двух-трех недель.
На втором этапе, названном "неустойчивым приспособлением", ребенок начинает находить оптимальное поведение в новых условиях. Появляются схемы поведения, что позволяет организму экономить силы. Реакции становятся менее эмоциональными, и этот этап обычно длится около двух-трех недель.
Третий этап, "относительно устойчивое приспособление", характеризуется уверенностью ребенка в своем поведении и окончательной оценкой себя как школьника. Этот этап может длиться от пяти-шести недель до года.
Адаптация первоклассников к школьной жизни является сложным процессом, в котором важную роль играют родители и учителя. Родители должны обеспечить поддержку и помощь ребенку, а учителя создать дружелюбную атмосферу в классе. Важно учитывать специфику этого периода и наблюдать за состоянием физического и психического здоровья ребенка.
Если у родителей возникают сомнения о том, что адаптация проходит тяжело, они должны обратиться к учителю и специалистам образовательного учреждения для получения помощи. Адаптация ребенка к школе может быть социально-психологической и физиологической. Важно развивать познавательные способности, креативное мышление, самоорганизацию, логику, воображение и коммуникацию. Все это поможет ребенку успешно адаптироваться к новой школьной жизни и обучению.
Выделяют два основных вида адаптации ребёнка к школе:
Социально-психологическая адаптация.
Когда ребёнок идёт в первый класс, он приобретает новый статус – школьника. Вместе с изменением статуса происходит переоценка ценностей: становится важным всё, что связано с учебной деятельностью. Ребёнок попадает в новый коллектив, его окружают незнакомые лица. В этот момент важную роль играют педагог и родитель. Они помогают настроить ребёнка на положительное эмоциональное отношение к школе.
Для гармоничного прохождения адаптационного периода важно обратить особое внимание на наличие следующих навыков:
Познавательные способности.
Развитие познавательных способностей у большинства детей – это естественный процесс. Но это не означает, что не стоит обращать внимание на более успешное развитие данного навыка. В старшем дошкольном возрасте данный навык развивается параллельно с памятью, вниманием, мышлением и познавательными интересами. Если все перечисленные процессы развиваются гармонично – адаптация будет проходить быстрее и организм школьника потратит меньше сил.
Креативное мышление.
В наши дни актуально мыслить «не как все». Значение понятия «белая ворона» сейчас кардинально меняется. Меняется и отношение к людям, обладающим ярким творческим мышлением. Родителей не должно пугать, если ребёнок умеет «креативить» и мыслить нестандартно. В будущем это может стать хорошим подспорьем для выхода из каких-то критических ситуаций.
Самоорганизация.
С началом обучения в школе ребёнок попадает в систему, где работают жёсткие временные рамки: уроки, перемены, дополнительные задания – всё по определённому времени. Умение управлять и распределять своё время – это очень важный навык для первоклассника.
Кроме того, важно развитие логики, воображения, коммуникации.
Физиологическая адаптация.
На плечи ребёнка-школьника наваливается огромная физическая нагрузка: умственная в виде освоения новых знаний и физическая – статическое положение во время учебного процесса. Чем больше нагрузка, тем больше сил организм расходует. Здесь важно не пропустить момент утомления.
К наиболее успешным условиям адаптации следует отнести:
-
наличие полной семьи;
-
высокий уровень образования родителей;
-
адекватные методы воспитания;
-
уважение прав ребёнка;
-
готовность ребёнка к школе;
-
положительное отношение в семье к статусу школьник.
Признаки успешной адаптации:
1. Удовлетворённость от процесса обучения. Ребёнок с радостью говорит о школе и с удовольствием её посещает.
2. Освоение программы. Ребёнку не доставляет особой сложности справляться с предъявляемыми заданиями. В случае, если ребёнок трудится по традиционной программе, но испытывает некоторые трудности, важно поддержать его, не сравнивая с другими детьми, не коря и не указывая на его недостатки. Если же трудности возникают при обучении в рамках усложнённой программы (например, с углублённым изучением какого-либо предмета) родителям стоит рассмотреть вариант перехода на обычную программу.
3. Степень самостоятельности. Выполнять задания ребёнок должен самостоятельно, после неудачных попыток может просить о помощи взрослого. Многие взрослые начинают помогать с самого начала – и это большая ошибка. Ребёнок быстро привыкает к такому варианту подготовки домашнего задания и в дальнейшем ему будет сложнее выполнять его самостоятельно.
4. Удовлетворённость отношений с учителем и одноклассниками. Это один из основных признаков. Если у ребёнка сложились гармоничные отношения с учителем и одноклассниками, процесс адаптации будет проходить с наименьшими затратами.