Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Критерии и способы отбора информации, метод сжатия информации

Дата публикации: 2023-10-19 07:49:32
Статью разместил(а):
Шевцова Виктория Владимировна

Критерии и способы отбора информации (метод сжатия информации, метод «Цепочка»)

Criteria and methods of information selection (compression method, "Chain" method)

 

Автор: Шевцова Виктория Владимировна

ГБОУ "Школа № 93", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: Vitalia_G@mail.ru

Shevtsova Viktoriya Vladimirovna

School № 93, St. Petersburg, Russia

E-mail: Vitalia_G@mail.ru

 

Аннотация: Продуманная и целенаправленная работа с текстом на начальном этапе позволяет учиться вычерпывать ребёнку из большого объёма информации нужную и полезную, заставляет думать. Данные методы помогают извлекать из текста основное, формируют умение отделять главное от второстепенного. Использование данных методов в учёбе, позволяет сделать уроки интересными, а процесс работы с текстом для детей увлекательным. При этих методах работы учитель ставит вопросы, направляет деятельность учащихся, предлагает исходный материал, на основе которого школьники создают свою работу.

Abstract: Thoughtful and purposeful work with the text at the initial stage allows the child to learn to draw out the necessary and useful information from a large amount of information, makes him think. These methods help to extract the main from the text, form the ability to separate the main from the secondary. The use of these methods in learning allows you to make lessons interesting, and the process of working with the text for children exciting. In these methods of work, the teacher poses questions, directs the activities of the students, and offers the source material on the basis of which the students create their work.

Ключевые слова: алгоритм, сжатие, таблица, цепочка.

Keywords: algorithm, compression, table, chain.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Актуальность.

Основными задачами начального образования является формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовность к обучению в основной школе. Достижение этих показателей невозможно без сформированности общеучебных умений и навыков и овладением обязательным минимумом содержания основных предметных знаний, умений и навыков. Только при этих условиях вчерашний младший школьник сможет чувствовать себя комфортно в основной школе. Одним из основных умений является навык работы с текстом как важным направлением в формировании информационной компетентности.

Цель использования методов.

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины. Продуманная и целенаправленная работа с текстом на начальном этапе позволяет учиться выбирать ребёнку из большого объёма информации нужную и полезную, заставляет думать.

Условия использования (Раздаточный материал).

Описание метода (метод сжатия информации). Построение такого конспекта основывается на стремлении к визуализации, выражении смыслов через образы. Вместо слов в таком конспекте будут размещены рисунки, схемы, символы. И тогда мы получим опорные сигналы к данному тексту, а вместо утомительного переписывания длинного непонятного текста – быстрое оформление краткого и интересного опорного сигнала.

Метод сжатия информации — это оригинальная обработка текста, при которой содержание материала кодируется с помощью:

- ключевых слов, фраз;

- забавных рисунков;

- символов;

- схем.

Алгоритм метода:

1. Прослушивание текста

2. Заполнение таблицы

3. Письменный пересказ на основе переработки текста.

УМК «Школа России», В.П. Канакина и В.Г. Горецкий. Русский язык: учебник для 4 класса начальной школы.

Урок русского языка, 4 класс.

Текст: Однажды мы попробовали угостить ежей гречневой кашей. Кашу поставили в траву на плоском подносе, облив её молоком. Появились первыми три ежа. Они попробовали каши. Вдруг один ёж исчез. Прошуршав в кустах, он удалился. Вскоре появились три молодых ежонка, но с ними пришли и два старых. Должно быть, теперь собралось всё семейство. И вот все ежи уселись вокруг каши и начали свой пир не торопясь. Это было прелюбопытное зрелище. Они сидели и пожирали кашу, чавкая как люди, вздыхая и облизываясь. Дед и баба ели отдельно. Когда к ним приближался ежонок, они сердито фыркали на него и делали вид, что хотят уколоть его своими иглами. Наконец, очистив поднос от каши, начисто, они долго облизывали его и, довольные, удалились дружной толпой.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Создаёт условия для творческой деятельности.

Читает текст.

Определяют стиль текста, делят на части – вступление, завязка, развитие действия, заключение.

Предлагает определить тему текста.

Определяют тему текста, средства связи между частями – слова-мостики: однажды, вдруг, и вот, наконец.

Предлагает определить вид текста

 Определяют языковые особенности: насыщенность текста глаголами, деепричастиями, наречиями.

Учитель фиксирует таблицу на доске.

Составление детьми в тетрадях рабочей таблицы

Слова-мостики

План

Части повествования

Опорные слова

Однажды

1. Гречневая каша – угощение для ежей

Вступление

Попробовали; три ежа; на плоском подносе

Вдруг

2. Ежиное семейство решило попробовать кашу.

Основная часть

Исчез; удалился; собралось

И вот

3. Пожирание каша ежами (описание)

 

Не торопясь, чавкая, вздыхая, облизываясь, сердито фыркали.

Наконец

4. Довольное семейство удалилось

Заключение

Очистив поднос; облизывали; толпой.

Метод «Цепочка» - линейное расположение содержания текста, т.е модель предполагает цепочку основных действий.  метод подходит для устного пересказа текста. Применим на уроках литературного чтения 2,3,4 класса. Её составление и последующий устный пересказ является интересной и творческой работой младших школьников.

Проиллюстрирую этот приём на том же тексте.

Алгоритм метода:

1. Чтение текста

2. Заполнение заготовки (выписывание действий, которые происходят в тексте)

3. Пересказ текста по своим заполненным заготовкам.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предлагает текст к прочтению. Далее работа по тексту.

  1. Каковы основные содержательные линии текста?
  2. Есть ли в тексте связки, между содержательными линиями и какую они играют роль?
  3. Какие слова нельзя забыть при пересказе?

Ответы учеников.

Параллельно с устной работой ведётся заполнение нашей цепочки. Заготовки у каждого на партах.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Канакина В.П. и Горецкий В.Г. Русский язык: учебник для 4 класса начальной школы.

2. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.1987.

3.  Симановский А.Э. Развитие творческого мышления - Ярославль, 1997.

 

. . . . . . .