Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Природа родного края как одно из средств экологического воспитания дошкольников

Дата публикации: 2023-10-10 15:22:05
Статью разместил(а):
Шишова Татьяна Викторовна

Природа родного края как одно из средств экологического воспитания дошкольников

Nature of the Native Land as One of the Means of Environmental Education of Preschoolers

 

Автор: Шишова Татьяна Викторовна

МБДОУ «Водоватовский детский сад №10», Арзамасский район, Россия

E-mail: tschischowa@yandex.ru

Shishova Tatyana Viktorovna

Vodovatovsky Kindergarten10, Arzamas District, Russia

E-mail: tschischowa@yandex.ru 

 

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания дошкольников через знакомство с природой родного края, рекомендуется использовать на занятиях объекты природы, близкие и знакомые детям, а также предлагаются формы работы с дошкольниками и родителями. Статья содержит рекомендации по обогащению предметно-пространственной среды в рамках экологического воспитания дошкольников.

Abstract: The article discusses the issues of environmental education of preschoolers through acquaintance with the nature of their native land, it is recommended to use natural objects that are close and familiar to children in the classroom, and also suggests forms of work with preschoolers and parents. The article contains recommendations for enriching the subject-spatial environment within the framework of environmental education of preschoolers.

Ключевые слова: экологическое воспитание, краеведческий компонент, поисковая деятельность, экологическая культура, духовно-нравственное воспитание, дошкольники.

Keywords: environmental education, local history component, search activity, ecological culture, spiritual and moral education, preschoolers.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Формирование у ребенка любой системы ценностей проходит эффективнее, если этот процесс основан на материале, близком ребенку. В рамках экологического воспитания детей таким близким материалом может стать родная улица, близлежащий парк, окрестности города, в котором живут дети.

Мы говорим о необходимости внедрения краеведческого компонента в процесс формирования экологической культуры детей. Таким образом, экологическое воспитание в условиях дошкольной образовательной организации на основе краеведческого материала – это формирование у детей целостного представления о родном крае, его истории, природе и культуре, воспитание у дошкольников любви к малой родине и ее природным богатствам, осознания значения этих богатств в жизни родного города или поселка, а также формирование у детей понимания роли каждого жителя в деле сохранения природы.

Внедряя краеведческий компонент в процесс экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, можно выделить следующие направления:

1. Воспитание экологической культуры.

2. Осознание красоты родной природы.

3. Знакомство с животным и растительным миром родного края.

При выделении данных направлений мы исходим из нескольких принципов. Во-первых, мир родной природы, который ребенок видит постоянно на прогулках, близок мироощущению дошкольника. Во-вторых, шаговая доступность значимых природных объектов дает возможность для использования методов прогулок, походов, наблюдений. В-третьих, темы природы и краеведения соотнесены с общей концепцией духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Для экологического образования дошкольников мы рекомендуем использовать значимый для нашего района природный объект. Это река Теша. Перед началом работы может быть поставлена цель: формирование у дошкольников экологических знаний в ходе знакомства с местными природными достопримечательностями. В соответствии с целью определяются задачи предстоящей работы:

– формировать у детей представления о природном богатстве родного края;

– формировать у дошкольников знания о реке Теша;

– воспитывать экологическую культуру детей;

– воспитывать у дошкольников любовь и бережное отношение к родной природе.

В начале работы важно совершить экскурсию на берега реки. В данном случае целесообразно привлечь к работе родителей. Во время экскурсии дошкольники должны узнать, что Теша – природное богатство нашей малой родины, что ее нужно беречь и охранять. После экскурсии с детьми необходимо провести беседы по итогам прогулки по берегам Теши. Детям и родителям можно дать задание – сделать семейные видеопрезентации по итогам совместной экскурсии. Все материалы могут быть использованы на специально организованном занятии, на котором дошкольники познакомятся с историей реки, ее географическими особенностями.

В рамках пополнения предметно-пространственной среды в группе создается уголок реки Теши, который воспитатель вместе с детьми украшает фотографиями, картой протекания Теши.

Для повышения эффективности экологического воспитания целесообразно поставить перед детьми проблемную ситуацию – «А можно ли сделать в нашем детском саду музей Теши?» В ходе беседы воспитатель рассказывает детям, что о реке написано немало стихов и песен, есть много картин арзамасских художников, на которых изображена Теша. Таким образом, вместе начинается работа по воплощению в жизнь идеи создания музея природы в детском саду.

В ходе поисковой деятельности можно провести познавательное занятие для формирования у детей представлений о жизни реки. На занятии дети должны узнать, как образуются реки, чем они помогают людям, кто может жить в реках, что происходит с реками в разное время года. После проведения занятия полезно организовать интерактивную групповую игру с использованием ИКТ на закрепление знаний, полученных в процессе познавательной деятельности.

Следующей ступенью работы станет составление карты Теши. Ее элементы дети будут изучать по частям: откуда берет свое начало Теша и куда она впадает. Для этого должно быть проведено несколько познавательных занятий, виртуальная экскурсия по реке Теше, видеомост с учащимися школы, занимающимися экологическими проблемами родного края и изучающими родную природу.

Части карты, которая станет первым экспонатом «Музея Теши» дети рисуют в ходе изобразительной деятельности. Это уже самостоятельная работа дошкольников, в ходе которой решаются задачи по воспитанию у детей любви к родной природе.

В рамках экологической работы хорошо будет также проведение агитационной акции. В начале работы педагог ставит перед детьми проблему – как сделать так, чтобы люди обратили внимание на красоту Теши, а также задумались о ее сохранении, не мусорили на берегах, берегли родную речку. Вместе с дошкольниками педагог выясняет, что сделать это можно несколькими способами:

1. Изготовление и раздача листовок на улицах города или села с призывом принять участие в совместном трудовом десанте.

2. Организация и проведение флэшмоба «Теша, живи!»

3. Организация выставок рисунков.

4. Распространение виртуальных листовок в социальной сети.

В этой работе у детей формируется экологическая культура, а также происходит процесс воспитания чувства любви к родной природе, желание сохранить ее.

Кроме того, агитационный этап поможет сформировать у детей представления о том, что природное богатство – это историческая ценность, поэтому все рисунки, листовки, фотографии займут свое место в музее природы.

Подобная краеведческая и экологическая работа не является завершенной. Она может быть продолжена и в других аспектах. Таким образом, начав изучать историю родного края с одной речки, можно расширять краеведческие и экологические направления, пополнять музей природы. Тем самым – решать важные задачи в рамках экологического образования и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

 

Литература:

  1. Богданец Т.П. Экология для самых маленьких / Т.П. Богданец. – М.: Дрофа, 2019. – 335 c.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 6-7 лет. Подготовительная к школе группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы / О.А. Воронкевич. – М.: Детство-Пресс, 2019. – 254 c.
  3. Лыкова И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду / И.А. Лыкова. – М.: Цветной мир, 2018. – 828.
  4. Морозова И.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет / И.А. Морозова, М.А. Пушкарева. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 160 c.
  5. Николаева С.Н. Юный эколог. Парциальная программа. Для работы с детьми 3-7 лет / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 112 c.

 

. . . . . . .