Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Преодоление профессиональных затруднений молодых специалистов в адаптационный период

Дата публикации: 2023-06-15 17:22:33
Статью разместил(а):
Ефимова Юлия Викторовна

Преодоление профессиональных затруднений молодых специалистов в адаптационный период посредством организации системы наставничества

Overcoming professional difficulties of young specialists during the adaptation period through the organization of a mentoring system

Автор: Ефимова Юлия Викторовна

ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет», г. Южно-Сахалинск, Россия

E-mail: Yulia-Efimova-1999@mail.ru

Efimova Yuliia Viktorovna

Sakhalin State University, Yuzhno-Sakhalinsk, Russia

E-mail: Yulia-Efimova-1999@mail.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются профессиональные затруднения молодых специалистов, которые возникают в процессе адаптации на начальном этапе профессиональной карьеры. Предлагается вариант их преодоления – разработка модели системы наставничества, которая позволяет прорабатывать возникающие проблемы непосредственно при их выявлении.

Abstract: This article discusses the professional difficulties of young professionals that arise in the process of adaptation at the initial stage of a professional career. A variant of overcoming them is proposed – the development of a model of a mentoring system that allows you to work out the problems that arise directly when they are identified.

Ключевые слова: адаптация, профессиональные затруднения, молодой специалист, система наставничества.

Keywords: adaptation, professional difficulties, young specialist, mentoring system.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Адаптация молодого специалиста является неотъемлемой частью при устройстве на работу. Как и в любой сфере, в образовании этот процесс также является ключевым звеном на начальном этапе профессиональной карьеры, так как в педагоге зарождаются и закрепляются основные профессиональные компетенции, необходимые в работе. Однако, в процессе адаптации могут возникать профессиональные затруднения, которые могут отпугнуть молодого специалиста. В связи с этим, в образовательной организации за каждым молодым педагогом должен быть закреплен наставник, который поможет преодолеть возникшие трудности и направить на профессиональный путь.

Данное исследование было проведено на базе МАОУ "СОШ № 8 им. генерал-лейтенанта В.Г. Асапова" г. Южно-Сахалинска.

В период с 21 по 30 ноября 2022 года была проведена диагностика молодых специалистов на начальном этапе профессиональных затруднений. В данной диагностике приняло участие 11 молодых педагогов, стаж педагогической деятельности которых составлял от 0 до 3-х лет.

В ходе проведенной нами диагностики было выявлено, что основными профессиональными затруднениями на начальном этапе профессиональной карьеры у молодых специалистов является взаимопонимание с педагогическим коллективом и руководством образовательной организации, а также с общение с родителями учащихся.

Реализуемая деятельность по наставничеству в образовательном учреждении не всегда способна выявлять подобного рода проблемы на этапе их возникновения. В соответствии с этим существует необходимость усовершенствования действующего наставничества в образовательном учреждении.

Для решения этого вопроса мы решили разработать такую модель системы наставничества, в которой на каждом этапе адаптационного периода молодых специалистов можно было выявить успехи и возникающие затруднения, а также проработать их с наставником и психологом.

В науке модель понимается как образец какого-либо объекта, процесса или же явления, которая применима для описания реальных ситуаций опыта. Основываясь на этом, модель системы наставничества выступает образцом такого наставничества, в котором происходит взаимодействие всех сторон данного процесса.

Для разработки этой модели нами были использованы методы систематизации и моделирования. Были определены следующие задачи:

1. Проанализировать понятия «наставничество», «наставник», «наставляемый» и расписать основные требования, обязанности и права наставника и наставляемого.

2. Охарактеризовать оснащенность образовательной организации методической и материально-технической базой.

3. Выявить психологическую совместимость пар наставников и наставляемых для дальнейшей совместной их работы.

4. Разработать этапы, содержание и методы реализации наставничества для адаптации молодых специалистов в образовательной организации.

5. Определить основные критерии оценки эффективности системы наставничества для адаптации молодых специалистов.

А также были описаны прогнозируемые результаты:

1. Адаптация молодого специалиста в профессиональной среде с учетом индивидуальных особенностей.

2. Предотвращение возникающих профессиональных затруднений в процессе адаптации молодых специалистов и раннего профессионального выгорания.

3. Улучшение психологического климата в педагогическом коллективе и выстраивание комфортных взаимоотношений между педагогами и руководством образовательной организации.

4. Рост мотивации к повышению квалификации, саморазвитию и самообразованию.

5. Снижение показателя текучести кадров среди молодых специалистов.

Данная модель была предложена на рассмотрение педагогическому коллективу МАОУ "СОШ № 8 им. генерал-лейтенанта В.Г. Асапова" г. Южно-Сахалинска. В ходе совещания, проведенного 28 апреля 2023 года, было постановлено: «Внедрить модель системы наставничества молодых специалистов на 2023-2024 учебный год в МАОУ "СОШ № 8 им. генерал-лейтенанта В.Г. Асапова" г. Южно-Сахалинска, с учетом доработки школьным методистом». Также, в соответствии с вышеизложенным, были составлены рекомендации по внедрению и организации модели системы наставничества.

Таким образом, значимую роль в адаптации молодого специалиста имеет обладание им общими и специальными педагогическими способностями, а также коммуникационными способностями. Наставничество понимается как процесс передачи опыта, знаний, формированию необходимых навыков и умений, а также развитию коммуникационных способностей. Весь этот комплекс является необходимым набором для молодого специалиста в его профессиональном становлении в общеобразовательной организации. Однако, этого может быть недостаточно, поскольку даже при организованном наставничестве в образовательной организации, молодые специалисты возникают профессиональные затруднения.

В связи с чем нами была разработана модель системы наставничества молодых специалистов, отличительной особенностью которой является проработка возникающих профессиональных затруднений в индивидуальном порядке. Наша модель системы наставничества заключает в себе не только индивидуальную работу наставника с молодым специалистом, но и комплекс мероприятий по эффективной адаптации молодого специалиста в образовательной организации – это и групповые занятия, мероприятия по сплочению педагогического коллектива, а также тренинги и психологические консультации.

Однако, при внедрении модели системы наставничества, как и любого другого процесса, необходимо учитывать разработанные к ней рекомендации по организации. Данные методические материалы позволяют выстраивать работу таким образом, чтобы деятельность наставника и наставляемого находилась в комфортных условиях, а адаптация молодого специалиста проходила на высшем уровне.

Применяя разработанную нами модель системы наставничества молодого специалиста, мы можем улучшить процесс адаптации молодого специалиста в образовательной организации, сделать его благоприятным в психологическом плане и более эффективным за счет как раз таки проработки возникающих профессиональных затруднений.

 

Список литературы:

1. Данилов С.В. Диагностика особенностей адаптации, деятельности и профессионально-личностных затруднений молодого педагога: Сборник диагностических методик. / С.В. Данилов, Л.П. Шустова, Н.И. Кузнецова. // Серия «Библиотека молодого педагога». – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. – 96 с.

2. Катунина Н.Е. Школа наставника. Теория и практика / Н.Е. Катунина, Е.В. Колпакова, Е.И. Кузнецова, В.С. Николаева // учебно-методические материалы. – Омск, 2023. – 43 с.

3. Маланов И.А. Проблемы профессионального становления и развития современных молодых учителей. // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. – Улан-Удэ, 2021. – № 3. – С. 32-36.

4. Нугуманова Л.Н. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / Л.Н. Нугуманова, Т.В. Яковенко. 2-е изд, доп., перераб. – Казань: ИРО РТ, 2020. – 51с.

5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] : 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / Сергей Иванович Ожегов. под общ. ред. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: Мир и Образование, 2015. – 1375 с.

6. Сеничева Ю.А. Методические рекомендации. Об организации наставничества в школе. Владивосток: Приморский краевой институт развития, 2020. – 34 с.

 

. . . . . . .