Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Программа коррекции фонематических расстройств у младших школьников

Дата публикации: 2023-05-29 15:45:39
Статью разместил(а):
Соловьева Анна Борисовна

Программа коррекции фонематических расстройств у младших школьников

Program for the correction of phonemic disorders in schoolchildren

 

Автор: Соловьева Анна Борисовна

ФГБОУ ВО «ВятГУ», г. Киров, Россия

e-mail: anna.solovyova.1999@bk.ru

Solovyova Anna Borisovna

VyatGU, Kirov, Russia

e-mail: anna.solovyova.1999@bk.ru

Аннотация: В статье рассмотрены программы коррекции детей младшего дошкольного возраста в контексте фонетико-фонематических нарушений, и нарушений фонематической стороны речи в частности. Представлены основные направления логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических нарушений и подготовке старших дошкольников к полноценному обучению письму и чтению.

Annotation: The article deals with the correction programs for children of primary preschool age in the context of phonetic and phonemic disorders, and disorders of the phonemic side of speech in particular. The main directions of speech therapy work on the correction of phonetic and phonemic disorders and the preparation of older preschoolers for a full-fledged teaching of writing and reading are presented.

Ключевые слова: фонематический слух, младшие школьники с ОВЗ, коррекционно-логопедическая работа, фонематические компоненты речи, фоносемантика, знаково-символические обозначения, фонематический анализ, фонематическое восприятие, дети с нарушениями речи.

Keywords: phonemic hearing, younger schoolchildren with disabilities, speech therapy correctional work, phonemic components of speech, phonosemantics, sign-symbolic designations, phonemic analysis; phonemic perception, children with speech disorders.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Современные исследования (В.И. Бельтюков, Н.С. Жукова, Т.А. Ткаченко и др.) доказывают, что фонематический слух лежит в основе овладения звуковой системой речи, формирования связной речи, усвоения грамматического строя родного языка. Фонематическое восприятие представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

Для детей с ОВЗ характерно системное недоразвитие речи, которое проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической.

Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетического слуха у школьников с ОВЗ осуществляется нами по следующим направлениям:

1. Развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие простых форм фонематического анализа.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа.

4. Развитие фонематического синтеза.

5. Развитие фонематических представлений.

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

Работа по вышеперечисленным направлениям проводится в игровой форме в системе индивидуальных и групповых логопедических занятий и строится дифференцированно, в зависимости от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально-психологических особенностей детей. На индивидуальных логопедических занятиях для каждого ребенка определяется содержание логопедической работы.

Коррекционный процесс при этом требует длительных упражнений с многократным повторением, если материал не усваивается ребенком, то проходится повторять упражнения предыдущего этапа. Дидактические игры при этом позволяют разнообразить коррекционно-логопедический процесс, сделать его более увлекательным, снять однотипность многократных повторений.

Ко многим предлагаемым на занятиях играм используется наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни). Художественные тексты создают игровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируя их прошлый опыт. Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли на эмоциональную сферу детей, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, улучшает когнитивную деятельность.

Для младших школьников  с ОВЗ (ЗПР) характерно: ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень познавательной активности и регуляция произвольной деятельности и поведения, недостаточная сформированность высших психических процессов (внимания, памяти, мышления). Большинство детей этой группы характеризуются и различными нарушениями речевой деятельности. 

Программа коррекции может быть реализована с помощью дистанционных образовательных технологий и электронного образования. 

Цель программы: создание устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования навыка языкового анализа и синтеза. 

Задачи: 

1. Развитие неречевых психических функций. 

2. Развитие мелкой моторики. 

3. Обучение простым форам языкового анализа и синтеза. 

4. Обучение сложным формам языкового анализа и синтеза. 

5. Обучение выполнению различных операций со звуко-буквенным образом слова. 

6. Расширение и активизация словаря. 

7. Развитие грамматического строя и связной речи. 

Планируемые результаты освоения программы по предупреждению нарушения фонематического восприятия, анализа и синтеза 

Учащиеся научатся на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям: 

1. Различать понятия «звук» и «буква». 

2. Различать понятия «гласный и согласный звуки». 

3. Выделять слово из предложения. 

4. Выделять слог из слова, звук из слога. 

5. Определять наличие и место звука в звуковом ряду, слоге, слове. 

6. Выделять и анализировать слогослияния в слове. 

7. Анализировать односложные и двусложные слова без стечения согласных. 

8. Записывать односложные и двусложные слова без стечения согласных. 

9. Учащиеся учатся и имеют возможность научиться на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям.

10.  Выделять предложение из текста (2-4 предложения). 

11. Дифференцировать предложение – слово – слог – звук. 

12. Дифференцировать звонкие – глухие, твердые – мягкие согласные по артикуляторно-акустическим признакам. 

13. Составлять простые по структуре слова из заданных букв и записывать их. 

14. Составлять предложения из 3-4 слов с опорой на картинки с направляющей помощью. 

Для успешного развития фонематического слуха у школьников с ОВЗ в ходе коррекционно-логопедической работы предполагается создание специальных условий, а именно, обучение осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: играх, продуктивной деятельности; соблюдается принцип индивидуального и дифференцированного подходов, предполагающий индивидуально ориентированное обучение с учетом особенностей и способностей конкретного ребенка; структурная простота знаний и умений, их повторяемость; самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе, которая достигается за счет включения в процесс обучения дидактических словесных, подвижных игр, заданий и упражнений.

Таким образом, если при развитии фонематического слуха у школьников с интеллектуальными нарушениями использовать дидактические игры и занимательные задания, специально разработанные и подобранные упражнения, соответствующие индивидуальным и возрастным особенностям детей, то это позволит активизировать познавательную деятельность школьников, и будет способствовать эффективной работе по развитию фонематического слуха и развитию речи в целом

 

Список литературы:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Просвещение, 1991г.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Дидактический материал по коррекции письменной речи. М. Книголюб, 2008г.

3. Козырева Л.М. «Загадки звуков, букв, слогов». Тетрадь для логопедических занятий №1, Ярославль: Академия развития, 2006 г.

4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение, 1983г.

5. Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005г.

6. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000г.

7. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984г.

 



. . . . . . .