Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Погружение в историю через применение интерактивных методов в урочной и внеурочной деятельности

Дата публикации: 2023-05-02 20:25:40
Статью разместил(а):
Стаценко Анна Валерьевна

Погружение в историю через применение интерактивных методов в урочной и внеурочной деятельности

Immersion in history through the use of interactive methods in classroom and extracurricular activities

 

Автор: Стаценко Анна Валерьевна

МБОУ города Иркутска "СОШ №11 с УИОП имени И.А. Дрица", г. Иркутск, Россия

e-mail: annstacenko@yandex.ru

Statsenko Anna Valerievna

Secondary school11 named after I.A. Drits, Irkutsk, Russia

e-mail: annstacenko@yandex.ru

 

Аннотация: В статье описывается педагогичечкий приём "погружение" - это особенная технология организации учебной деятельности, в которой учащийся получает возможность изучения предмета на максимально глубоком уровне. Метод получил признание во многих школах мира. Его суть в отказе от дробления учебных дисциплин и установки на произвольное их изучение в пользу создания условий постоянного контакта с изучаемым предметом, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Abstract: The article describes the pedagogical technique "immersion" - this is a special technology for organizing educational activities, in which the student gets the opportunity to study the subject at the deepest possible level. The method has been recognized in many schools around the world. Its essence is the rejection of the fragmentation of academic disciplines and the installation of their arbitrary study in favor of creating conditions for constant contact with the subject being studied, both in educational and extracurricular activities.

Ключевые слова: погружение в историю, применение интерактивных методов, урочная деятельность, внеурочная деятельность.

Keywords: immersion in history, application of interactive methods, lesson activities, extracurricular activities.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Понятие «погружение» (концентрированное обучение) давно вошло в педагогическую терминологию и традиционно понимается как длительное, в течение нескольких дней, изучение одного предмета. Реализация такой модели данного метода возможна только в рамках экспериментального учебного заведения, к примеру,  такого, как школа М.П. Щетинина: «По всем предметам школьники продвигаются параллельно и равномерно. Обучаясь способом погружения в течение одной недели все 34-36 часов учащиеся изучают только один предмет, например, математику. После каждых двух уроков проводятся занятия музыкой, физкультурой, хореографией [2].

Конечно, в условиях обычного образовательного учреждения применение такого метода в полном объеме невозможно, но, тем не менее,  технология погружения может использоваться и при обычной урочной системе, когда в день проводится только один урок по этому предмету [1].

Задача учителя, использующего данный метод, заключается в создании особого эмоционального поля на уроке, когда ученики не просто «изучают» или «проходят» тему а «проживают» ее совместно с учителем. Для этого используются современные интерактивные методы обучения: проекты, видео и аудиоматериалы, интеллектуальные  и сюжетно-ролевые игры.  Иногда бывает достаточно даже одной, яркой, запоминающейся детали, чтобы вызвать эмоциональный отклик и стимулировать познавательную активность. Например, урок по теме «Великие географические открытия» можно начать с вопроса: «Как вы думаете, чем пахнут великие географические открытия?», выслушать гипотезы, а затем вызвать ученика и предложить ему определить несколько запахов в бумажных пакетиках: корица, гвоздика, перец. Так дети навсегда запомнят, что европейцы отправились в далекий опасный путь в первую очередь из-за желания разбогатеть на торговле пряностями.

Урок-погружение можно проводить с использованием игровых технологий, например, сюжетно-ролевых и деловых игр. При изучении Эпохи Просвещения можно провести игру «Заседание клуба просветителей». Для этого учеников можно разделить на группы, каждая группа будет представлять» коллективную личность» какого либо  просветителя: Руссо, Вольтера, Монтескье, Адама Смита, Дидро и т.д. Ученики предварительно должны изучить материал учебника и иметь представление об основных идеях просветителей, это может быть опережающим домашним заданием. Учитель играет роль председателя клуба и обращается к ученикам с такими словами: «Господа, сегодня нам предстоит разработать проект идеального государства – «Царства Разума», предлагаю обсудить такие аспекты, как форма правления, роль религии и церкви, права и свободы граждан, эконмические отношения». По каждому пункту «повестки дня» должен высказаться каждый философ – просветитель. В конце урока можно провести параллели с нашим современным государством, которое, по сути, является «Царством Разума», о котором мечтали философы-просветители, так как оно гарантирует гражданам  соблюдение прав и свобод.

На уроке истории в 5 классе можно инсценировать легенду об основании Рима, где будут коварный Амулий, несчастный Нумитор, красивая и несчастная Рея Сильвия, добрая волчица, ленивый слуга и братья Ромул и Рем. Прием театрализации я использую при изучении темы «Крещение Руси», когда к князю Владимиру приходят три посла и каждый рассказывает о своей вере, об этом можно прочитать в моей статье «Изучение  крещения Руси через прием театрализации на уроках истории» [3]. Прием театрализации способствует раскрытию творческого потенциала личности, и, конечно, делает уроки более интересными.

Для усиления эффекта погружения можно после изучения темы посетить музей, например, после изучения темы «Движение декабристов» я провожу урок о нравственном подвиге их жен с использованием приема театрализации, где ученицы играют роли Екатерины Трубецкой, Марии Волконской и Полины Гебль, а затем мы посещаем музей декабристов, дома Трубецких и Волконских. 

Очень интересным получается «погружение» в жизнь первобытных людей  в 5 классе. На повторительно-обобщающем уроке мы «работаем археологами» - определяем по находкам археологов, к какому периоду первобытной истории относятся, например, настоящий каменный очень тщательно обработанный режущий инструмент и обломок керамического сосуда. Конечно, каждый должен потрогать эти артефакты, попробовать в действии этот миниатюрный «ножичек», который прекрасно режет бумагу. Такие артефакты можно обнаружить только при раскопках стоянок или захоронений эпохи неолита, когда первобытные люди достигли большого мастерства при обработке камня и научились изготавливать глиняную посуду. Далее я объясняю, что это самые настоящие орудия труда и предметы быта первобытного человека, обнаруженные в Братском районе, и что в Иркутске тоже есть несколько знаменитых на весь мир археологических памятников.

Очень интересными являются археологические коллекции иркутских музеев, где можно увидеть зуб мамонта, захоронение первобытного человека и другие артефакты. Несколько лет назад в выставочном зале Краеведческого музея экспонировалась прекрасная выставка «Глазковский некрополь: время и люди», на которой были представлены такие известные на весь мир шедевры первобытного искусства, как костяные ложечки с головой лося и другие предметы. На этой выставке пятиклассники по-настоящему погрузились в эпоху неолита, узнали историю открытия и изучения Глазковского некрополя - единственного  в мире подобного археологического памятника, который находится в центре города (стадион «Локомотив»).

После посещения музея ученики написали отзывы-сочинения. Вот несколько строк из них: Мы всем классом ходили в музей. Там были артефакты, найденные около стадиона «Локомотив» в Иркутске: каменные иглы, клыки кабана, костяные ложечки в виде головы лося, фрагменты черепа. Экскурсовод провела с нами викторину. Было очень интересно! «Мы с классом 30 сентября ходили в музей. Там были очень интересные находки древних людей. Я запомнила некоторые предметы: охра, тесло, абразив, нуклеусы, клык кабана! Экскурсия была очень интересной! В музее на витринах были наконечники стрел, рыболовные крючки и другие предметы эпохи неолита. Мне было очень интересно заглянуть в далекое прошлое человечества!.

Итак, мы видим, что погружения в историю через применение интерактивных методов и технологий в урочной и внеурочной деятельности позволяет объединить логическое и эмоциональное восприятие учебного материала, раскрывает потенциальные возможности личности ученика, формирует  устойчивый интерес к предмету, потому что, по замечательному выражению русского философа В.В. Розанова: «то знание ценно, которое острой иголкой прочертило по душе».

 

Литература:

1.     Г. Шутова. Урок-погружение: структура урока, основные принципы технологии, советы и рекомендации по планированию урока-погружения.

2.     Голощапов В.А. Погружение в историю как способ развития творческих способностей учащихся.

3.     Стаценко А.В. Изучение  крещения Руси через прием театрализации на уроках истории. 

 

. . . . . . .