Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Экологическое воспитание дошкольников

Дата публикации: 2023-04-27 19:00:23
Статью разместил(а):
Долгова Елена Ивановна

Экологическое воспитание дошкольников

Ecological education of preschoolers

 

Автор: Долгова Елена Ивановна

ГБДОУ "Детский сад №71 Кировского района", Санкт-Петербург, Россия

E-mail: tanya.tikhomirova.01@inbox.ru 

Dolgova Elena Ivanovna

Kindergarten № 71, St. Petersburg, Russia

E-mail: tanya.tikhomirova.01@inbox.ru 

 

Аннотация: Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Abstract: Education of a caring attitude to the natural environment in young children is laid in the family and continues to be formed in the preschool years in kindergarten. Teachers are faced with the task of forming the foundations of a culture of rational environmental management among preschoolers.

Ключевые слова: экология, дошкольники.

Keywords: ecology, preschoolers.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экология — не просто модное слово, которое используется где надо и не надо. Планета, на которой мы живем, не так уж велика, а запасной пока не имеется. «Венец природы» - человек, так относился к своему единственному месту жительства, что Земля уже не может самостоятельно восстановить свое планетарное здоровье: экологический кризис становится все более угрожающим. Только экологически осмысленное поведение каждого жителя планеты может помочь в ее спасении от постепенного разрушения.

Но для этого необходимо формировать новый, ответственный тип мышления, прививать новым поколениям экологическую культуру.

В конце ХХ века появился термин — экология личности, ставший одним из аспектов нравственности. Невозможно воспитать нравственного человека, не привив ему культуры бережного отношения к миру, в котором он живет.

Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важнейшей задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения. 

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.

Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому.

Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.

Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям. Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных. В соответствии с этим основными задачами экологического образования являются:

• воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;

• формирование знаний о природе;

• развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение.

Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое воспитание начинается с раннего детства. Работа ведется по двум направлениям:

• формирование начал экологической культуры у детей;

• развитие начал экологической культуры у взрослых.

В своей работе мы используем следующие формы поведения ребенка, которые могут служить критерием уровня его «экологического воспитания»:

– самостоятельные наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций;

– постановка опытов и экспериментов;

– стремление рассказать о впечатлениях, обсудить их, передать в игре, изодеятельности, в труде по уходу за животными и растениями.

– наблюдения детей за объектами природы, с которыми они находятся в постоянном контакте, позволяют формировать конкретные представления детей о них.

– наблюдения за сезонными явлениями в природе приучают дошколят самим замечать их.

– совместная деятельность детей и педагога помогает формированию трудовых навыков.

– чтение художественной литературы, иллюстрации, репродукции картин известных художников вызывают устойчивый интерес к природе.

Еженедельное проведение занятий в детском саду по экологии, использование игровых обучающих ситуаций, бесед, развивающих игр – развивают положительное эмоциональное отношение к природе.

В статье 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г. написано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Всячески привлекайте и поощряйте участие ребенка в уходе за животными или растениями. Начните с самого простого – используйте готовые наборы для выращивания цветов и зелени, установите кормушки или скворечники для птиц. Опытным маленьким садоводам уже можно попробовать посадить настоящий мини-огород на подоконнике. В процессе обязательно рассказывайте в доступной для ребенка форме о проблемах окружающей среды и о том, что нужно делать, чтобы их не было. В теплое время года экологическое воспитание может стать для дошкольников увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг помогут ближе познакомиться с типичными представителями местной флоры и фауны. Это расширит знания ребенка об окружающих его животных и растениях. Помогите малышу научиться видеть красоту окружающей природы. 

В каком возрасте следует начинать экологическое воспитание?

Собственно, ребенок в возрасте 3-4 лет уже начинает активно знакомиться с окружающей средой – животными, растениями. И это — лучший период для того, чтобы прививать ему навыки бережного отношения ко всему живому.

В дошкольном возрасте ключевая роль в экологическом воспитании ребенка возлагается на родителей. Малыш на подсознательном уровне перенимает модель поведения взрослых, и в первую очередь, родителей. Слова папы или мамы о том, что нельзя обижать животных, совершенно бесполезны, если в следующий момент родитель будет прогонять камнями с детской площадки случайно забредшего туда бездомного пса.

Доступные способы экологического воспитания ребенка в дошкольном возрасте. Начинать следует с наблюдения за природой. Нужно объяснить малышу, что человек (даже ребенок) в большинстве случаев сильнее и умнее других живых существ, и на нем лежит ответственность за сохранение их жизни. Расскажите, что нельзя тянуть собаку или кота за хвост, а также отрывать бабочке крылья, топтать цветок и т. д, потому что живые существа испытывают боль и могут погибнуть от неправильного обращения.

Несколько простых способов знакомства с окружающей природой в рамках экологического воспитания:

- При знакомстве с животными (кошка, собака, пони и др.) учите ребенка гладить их очень аккуратно – это процесс должен доставлять удовольствие обоим «сторонам».

- Учите малыша, что за некоторыми животными лучше просто наблюдать – делать это необходимо тихонько, чтобы не испугать. Речь идет о птичках, белочках, бабочках, например. Показывайте, что такое наблюдение может быть очень интересным – как птички ищут корм, как они общаются между собой и т.д.

- Полезными будут и наблюдения за растениями. Продемонстрируйте, что если не ломать ветку, кустик или стебель, то каждый день можно наблюдать, как появляются новые листики, как они увеличиваются в размерах, появляются и раскрываются цветочки. Кроме того, растения – это отличное пособие для изучения форм, цветов и текстур.

Дети старшего дошкольного возраста или школьники могут стать отличными помощниками в уходе за растениями и животными.

Популярная и распространенная практика – уход за домашними животными. Это действительно замечательно, но при одном условии – родители не должны целиком перекладывать ответственность за животное на ребенка, независимо от того, собака это, кот, хомяк или рыбки! Ребенок может не справиться с возложенной на него ответственность или просто забывать, и нет ничего хуже, чем вид неухоженного, замученного и несчастного животного перед глазами. И верх безответственности взрослых – возврат животного, ведь в первую очередь нужно демонстрировать ответственность за братьев меньших и прививать это качество ребенку.

Если нет возможности завести домашнего питомца, то сделайте семейной традицией посещать:

зоопарк;

выставки кошек и собак;

экофермы;

ботанические сады и дендрарии;

зоологические музеи и т.д.

Уделяя внимание экологическому воспитанию ребенка, вы способствуете формированию личности с устойчивыми моральными принципами и ответственным отношением ко всему живому. И наиболее эффективным экологическое воспитание будет в том случае, если оно подкреплено личным примером родителей.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный участок во дворе детского сада, систематические наблюдения за природными явлениями и приобщение детей к регулярному труду – всё это дает возможность постоянного общения детей с природой.

Все полученные знания и умения мы закрепляем с детьми через дидактические игры. В группе имеется в достаточном количестве разнообразный демонстрационный и раздаточный наглядный материал. 

В группе имеется центр развивающих игр - это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями и материалами, и определённым образом художественно оформленное место. Мы предоставляем детям возможность выбирать интересующую их игру, пособие экологического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

Работая вместе с семьей по формированию экологического воспитания дошкольников, мы предоставляем ребенку начальный социальный опыт и создаем оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Подробно рассказала родителям о необходимости формирования экологической культуры дошкольников, а также предложила рекомендации для повышения собственной экологической культуры родителей. Нужно организовывать совместные игры с детьми, которые духовно и эмоционально обогащают и тех, и других, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. 

Таким образом, можно сказать о том, что при формировании экологическом воспитании дошкольников используется большое разнообразие средств и методов, при условии их целенаправленного выбора. Но следует отметить и тот факт, что ряд методов будут наиболее эффективны, если их использование осуществляется в неразрывной связи с развивающей экологической средой.

 

. . . . . . .