Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Роль инструментального музицирования в развитии детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-03-12 12:32:43
Статью разместил(а):
Ярмишко Светлана Геннадьевна

Роль инструментального музицирования в развитии детей дошкольного возраста

The role of instrumental music-making in the development of preschool children

 

Автор: Ярмишко Светлана Геннадьевна

МАДОУ г. Нижневартовска "ДС № 90 "Айболит", г. Нижневартовск, Россия

E-mail: kisha2008@mail.ru

Yarmishko Svetlana Gennadievna

Kindergarten № 90 "Aibolit", Nizhnevartovsk, Russia

E-mail: kisha2008@mail.ru

 

 

Аннотация: Статья освещает значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей. В статье приведены рекомендации по организация занятий по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Abstract: The article highlights the importance of instrumental music making for the musical and general development of children. The article provides recommendations on the organization of classes for teaching children to play musical instruments.

Ключевые слова: инструментальное музицирование, обучение детей, детский оркестр, ритмический рисунок.

Keywords: instrumental music making, teaching children, children's orchestra, rhythmic drawing.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания можно выявить общую тенденцию - стремление к раскрытию творческого потенциала ребёнка. Задача эта не нова. В 20-е гг. XX в. её выдвинул музыкант, композитор и педагог академик Б. Асафьев. В своих статьях о музыкальном просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип должен стать методологически определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и, прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение.

Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношениях длительностей звуков мелодии). При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство), различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной деятельности, в частности в пении. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному воспитанию.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы XX века стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Н.А. Метлов провёл большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях он даёт подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приёмов игры на каждом из них, приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра. Совместно с Н.А. Метловым в 20-40-е годы ХХв. работали известные педагоги Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскина, М.А. Румер и др. Впоследствии разработкой вопросов методики занималась Н.А. Ветлугина и её ученики (К. Линкявичус, В.В. Ивдук и др.).

Среди основных педагогических целей при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах следует выделить такие, как:

  1. Формирование у детей потребности в инструментальном музицировании.
  2. Создание условий для формирования у детей чувства эмоционального удовлетворения от инструментального музицирования.
  3. Развитие у детей навыков самостоятельного инструментального музицирования;
  4. Создание условий для раскрытия индивидуальности каждого ребёнка в процессе инструментального музицирования.
  5. Помощь детям в осознании своих усилий в инструментальном музицировании как первом шаге к постижению огромного разнообразия более сложной музыки.

Основу методики элементарного музицирования с детьми младшего дошкольного возраста составляет формирование метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма). Основное внимание педагога при этом (особенно на начальном этапе обучения) должно быть направлено на развитие способности ребёнка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки.

Работа над темпоритмом в процессе инструментального музицирования осуществляется в определённой последовательности:

1) сначала педагог помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик, отмечая сильную долю такта в соответствии с темпом музыки);

2) следующий этап связан с освоением навыков выделения с помощью ударных инструментов сильных и слабых долей (навыки тактирования);

3) более сложный этап - освоение ритмических рисунков и наложение их на ритмическую сетку без счёта, на долю, такта.

В работе над развитием метроритмического чувства можно использовать ритмические прибаутки, пьесы, построенные на одном звуке, различные считалочки и несложные песенки, ритмизацию собственных имён. На какой-то период времени за сильными и слабыми долями такта может закрепляться определённый музыкальный инструмент (сильная доля, например, исполняется на барабане, а слабые - на колокольчиках и погремушках). Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме.

Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических и речитативных интонаций голоса, к ощущению его интонационных повышений и понижений. Можно упражняться в передаче с помощью музыкальных инструментов метроритмического пульса речи, а затем — звучащей музыки. Ритмизация поэтических текстов облегчает запоминание ритмического рисунка и дальнейшее его воспроизведение с помощью ударных инструментов.

Усложнение заданий в процессе работы над освоением ритмического рисунка простейших попевок может, осуществляется в следующей последовательности:

  1. Восприятие детьми попевки в исполнении педагога.
  2. Выразительное произнесение текста попевки ребёнком.
  3. Ритмизация текста с акцентами на сильные доли.
  4. Пропевание попевки с одновременным прохлопыванием её ритма.
  5. Выбор музыкального инструмента ребёнком и воспроизведение попевки на инструменте.
  6. Ансамблевое музицирование с педагогом (педагог исполняет всю фактуру музыкального произведения, ребёнок с помощью ударных инструментов выделяет сильные и слабые доли или весь ритмический рисунок попевки и т.д.).

В качестве репертуара для первоначальных упражнений на освоение ритмических рисунков могут использоваться русские народные попевки («Солнышко», «Дождик», «Ладушки» и др.). Первоначальный этап развития чувства метроритма в игре на музыкальных инструментах основывается на репертуаре с простым ритмическим рисунком, включающим четверти и восьмые.

По мере обогащения музыкального опыта ребёнка (в среднем и старшем дошкольном возрасте) можно включать в упражнения и более сложные ритмические рисунки (группы шестнадцатых, простейший пунктирный ритм). В данном случае примером репертуара могут быть русские народные песни «Катенька весёлая», «Как по лугу» и др. Следует подбирать произведения с чётко выраженными музыкальными фразами.

В процессе обучения игре на ударных музыкальных инструментах важно привлекать внимание детей к особенностям тембра каждого инструмента, использовать дидактические игры на различение детьми особенностей звучания ударных музыкальных инструментов (по высоте, длительности и т.д.).

В педагогическом процессе обучения детей игре на звуковысотных музыкальных инструментах можно выделить три этапа:

  • 1 этап включает ознакомление с особенностями мелодии и приёмами звукоизвлечения на  музыкальных инструменте, который будет использоваться для её воспроизведения;
  • 2 этап - разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам), отработка исполнительских приёмов, работа над выразительностью исполнения;
  • 3 этап - целостное воспроизведение мелодии на инструменте.

Цель педагога при обучении ребёнка игре на музыкальных инструментах состоит не в том, чтобы ребёнок освоил как можно больше музыкального материала, а в том, чтобы с наибольшей интенсивностью заинтересовать его музыкой.

Таким образом, у детей постепенно обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

 

Литература:

1. Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками. СПб.: Музыкальная палитра, 2015.

2. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.» МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 96 с.

3. Музыкальное развитие дошкольников / Под ред. Н.В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2015. –160 с. (Конструктор образовательной программы).

4. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –3-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. –368 с.

5. Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры / Е.А. Поддубная. Изд. 5-е. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 39 с. (Школа развития).

6. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: настроения, чувства в музыке. 2-е изд., перераб. М.: ТЦ Сфера, 2014. –208 с.

7. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. Изд. 2-е испр. и дополн. –Дубна: Феникс+, 2014. 332 с.

8. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. Москва, 2015.

9. Шейн В.А. Гамма. Сценарии развивающих игр по обучению детей 6-7 лет музыкальной грамоте. Москва, Издательство "Гном и Д", 2015.

 

. . . . . . .