Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Использование цифрового образовательного контента как способ повышения функциональной грамотности

Дата публикации: 2022-11-13 17:40:32
Статью разместил(а):
Корощенко Евгений Николаевич

Использование цифрового образовательного контента как способ повышения функциональной грамотности

Using Digital Educational Content as a Way to Increase Functional Literacy

 

Авторы:

Корощенко Евгений Николаевич

МАНОУ «ОК «Слобожанщина», Белгородская область, Россия

e-mail: koroshenko6@rambler.ru

Koroschenko Evgeniy Nikolaevich

Belgorod Oblast, Russia

e-mail: koroshenko6@rambler.ru 

Малышева Юлия Николаевна

ОГАОУ «ОК «Алгоритм Успеха», Белгородская область, Россия

e-mail: MalyshevaYN@yandex.ru

Malysheva Yuliya Nikolaevna

Belgorod Oblast, Russia 

e-mail: MalyshevaYN@yandex.ru

Аннотация: В данной статье говорится о том, как использование цифровых образовательных ресурсов способствует повышению функциональной грамотности учащихся на уроках математики. Авторы приводят примеры цифровых образовательных платформ, которые учитель может использовать на уроках.

Abstract: This article discusses how the use of digital educational resources contributes to improving the functional literacy of students in mathematics lessons. The authors give examples of digital educational platforms that a teacher can use in the classroom. 

Ключевые слова: функциональная грамотность, цифровой образовательный контент, математика, вовлеченность.

Keywords: functional literacy, digital educational content, mathematics, engagement. 

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Важнейшим видом учебной деятельности при обучении учащихся математике является решение задач. Однако, решая задачи на бумаге ребенку сложно представить, как он мог бы применить свои знания на практике. Не секрет, что в процессе обучения математике учителю просто необходимо руководствоваться постулатами:

- не просто расскажи, но и покажи;

- не просто покажи, но и дай потрогать руками.

И вот тут на помощь приходят цифровые образовательные платформы, они дают дополнительные возможности для организации процесса обучения.

Необходимость использования информационных технологий на уроках математики неоспорима. Они являются мощным средством обучения, которое способно повысить его эффективность, интерес к учебе, активизировать познавательную деятельность и усилить положительную мотивацию ученика. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, а изучаемый материал понятным и наглядным. 

Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно, поэтому чтобы сохранить интерес к математике и сделать уроки максимально привлекательными для школьников, мы можем активно использовать различные способы формирования познавательных интересов, в том числе и цифровой образовательный контент.

Данные сервисы отличает: 

- простота;

- доступность и  надёжность;

- возможность создавать собственный контент как индивидуально, так и коллективно;

- использовать собранный материал офлайн и онлайн.

Особенностью учебного процесса с применением сервисов цифрового образовательного контента является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность. А у учеников, в свою очередь, повышается интерес к предмету, желание учиться и получать знания.

Образовательные интернет-сервисы могут быть использованы в образовательном процессе, поскольку дают большую свободу и ученикам, и учителям, позволяя применять творческие подходы к обучению. Кроме того, сетевые сервисы, применяемые на уроках математики, способствуют развитию, как математической грамотности, так и компьютерной и информационной.  

Рассмотрим  некоторые такие сервисы цифрового образовательного контента:

С помощью сервиса ZooBurst можно создавать 3D-книжки. При просмотре книгу можно поворачивать в трёхмерном пространстве, что создаёт дополнительный эффект и привлекательность. Такая книга привлечет внимание школьников к изучаемой теме своим необычным содержанием и формой показа, поможет лучше понять смысл темы. Как средство формирования функциональной грамотности сервис ZooBurst предоставляет школьникам большие возможности: создавая собственные трехмерные книги, применять знания и выражать свои идеи, понимать, как и где полученные на уроке знания могут применяться в жизни.

Witty Comics. Этот онлайн-инструмент станет чрезвычайно полезен для преподавателей. Сервис позволяет изобразить диалог между двумя персонажами. Всё, что нужно сделать, это выбрать заранее нарисованные сцены и героев, а затем добавить к ним текст. Учитель может в форме диалога представить детям задачу, тогда учащимся нужно будет найти эффективный путь и средство решения жизненной ситуации. Ядром данного процесса будет выступать функциональная грамотность, так как «функциональная грамотность есть способность человека решать стандартные жизненные ситуации в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний.

Также учитель может попросить детей оформить задачу в виде комикса. Таким образом ученикам необходимо будет подумать, в какой жизненной ситуации человек может использовать полученные математические знания.

ТАGUL-облако слов из часто встречающихся слов введенного текста. Размер шрифта у слова тем больше, чем чаще оно встречается в тексте. Данный сервис можно использовать для запоминания основных понятий и терминов, он также будет полезен при подведении итогов темы. Можно предложить учащимся создать облако из слов, которые они считают ключевыми в пройденной теме.

Стоит уделить внимание еще одному очень полезному сервису LearningApps. Упражнения, созданные в LearningApps, позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повышают мотивацию и познавательный интерес учащихся, способствуют формированию функциональной грамотности. Удобно наличие функции самопроверки. В качестве ведущего метода оценки коммуникативной сферы функциональной грамотности предложена самооценка учащимися успешности личностного опыта работы с информацией, а также оценка учителем знаний и умений, составляющих когнитивную основу функциональной грамотности. Сервис  предлагает большой выбор шаблонов, которые можно наполнить своим содержанием и опубликовать.   

Благодаря сервису PUZZLECUP можно создавать кроссворды любой сложности. Он содержит инструкцию к созданию ресурсов,  прост в использовании,  доступен ученикам любого возраста. Возможность  создать свой собственный кроссворд активизирует познавательные способности учащихся, позволит им самостоятельно грамотно сформулировать вопрос. В этом случае речь идет еще и о формировании функциональной грамотности учащихся в сфере коммуникации. Расширяя кругозор детей, знакомя их с математическими терминами, развивая и обогащая речь, такие задания, как составление кроссвордов, имеют неоценимое значение в формировании, логического мышления, умения анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять.

Таким образом, очевидно, что современные сервисы позволяют оперативно применять цифровые образовательные ресурсы на уроках математики, а также предоставляют возможность расширить образовательное пространство школьников, помогают формировать эвристическое мышление, способствуют формированию функциональной грамотности.

 

. . . . . . .