Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Дидактическая игра как метод формирования словаря у младших школьников с тяжелыми нарушениями развития

Дата публикации: 2022-11-12 14:53:33
Статью разместил(а):
Зизганова Елена Владимировна

Дидактическая игра как метод формирования словаря у младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития

Didactic game as a method of vocabulary formation in younger schoolchildren with severe multiple developmental disorders

Авторы:

Городилова Светлана Александровна

ФГБОУ "ВятГУ", Киров, Россия

e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru 

Gorodilova Svetlana Alexandrovna

VyatGU, Kirov, Russia

e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru

Зизганова Елена Владимировна

ФГБОУ "ВятГУ", Киров, Россия

e-mail: ziz.lena@mail.ru

Zizganova Elena Vladimirovna

VyatGU, Kirov, Russia

e-mail: ziz.lena@mail.ru

 

Аннотация: Нарушения формирования словаря у младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР) приводит к их неполноценной коммуникации, ограниченности их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности, трудностям в учебной деятельности. Следовательно, требуется поиск эффективных методов логопедической работы по развитию словаря у детей младшего школьного возраста с ТМНР.

Abstract: Violations of the formation of vocabulary in younger schoolchildren with severe multiple developmental disorders (hereinafter - TMNR) leads to their incomplete communication, limited understanding of the world around them, difficulties in understanding phenomena, properties and patterns of the surrounding reality, difficulties in learning activities. Therefore, it is necessary to search for effective methods of speech therapy work on the development of vocabulary in primary school children with TMNR.

Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, младшие школьники, игровой метод, дидактическая игра.

Keywords: severe multiple developmental disorders, primary school children, game method, didactic game.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Разнообразные проявления несформированности словаря у детей данной категории определяются следующими нарушениями: бедность словарного запаса, преобладание пассивного словаря над активным, неточность употребления слов, преобладание в речи существительных, преобладание слов конкретного значения, отсутствие слов обобщающего характера. Выявленные нарушения развития словаря у младших школьников с ТМНР определили необходимость разработки адаптированной программы речевой абилитации по формированию словаря у младших школьников с ТМНР, направленной на формирование словаря существительных, прилагательных и глаголов с применением метода дидактической игры.

Разработанная адаптированная программа речевой абилитации по формированию словаря имен существительных, прилагательных и глаголов с использованием игрового метода у младших школьников с ТМНР доказала свою эффективность и может применятся в практической работе логопедов.

В последние десятилетия в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция к увеличению численности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР). По данным ЮНИСЕФ от декабря 2021  года (обзор о детях-инвалидах), почти 240 миллионов детей в мире  имеют ту или иную форму инвалидности. При этом 1% детей в мире в возрасте от 2 до 4 лет и 6% детей в возрасте от 5 до 17 лет имеют одновременно более одного функционального нарушения [2]. Сочетание первичных нарушений и их тяжесть представляют собой большое множество вариантов. Дети с ТМНР  в структуре дефекта имеют сложные сочетания нескольких нарушений: сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоционально-волевых  нарушений.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) - это дети, имеющие сочетание двух или  более тяжелых психофизических нарушений (тяжелых нарушений зрения, слуха, речи, двигательных функций, умственной отсталости) [1].

В нашем исследовании изучена группа детей младшего школьного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития с  ранним детским аутизмом (далее - РДА), сопровождающимся расстройствами интеллектуального развития (умеренной  умственной отсталостью) и системным недоразвитием речи.

Многие исследователи считают аутизм клинической моделью искаженного психического развития. Также в клинической картине аутизма встречаются признаки других видов психического дизонтогенеза, чаще всего - общего психического недоразвития (клиническая модель - олигофрения или возникшая в доречевой период органически обусловленная необратимая умственная отсталость). Умственная отсталость в свою очередь вызвана органическим поражением головного мозга, носит стойкий, необратимый характер. При данной аномалии развития поражается не только интеллект, а также эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие высшие психические функции. В значительной степени, благодаря этому, аутизм, отягощенный умственной отсталостью относят к нарушениям со сложной структурой дефекта [3].

Одними из основных признаков аутизма и интеллектуального недоразвития (умственной отсталости) являются речевые нарушения. Проявления речевых нарушений чрезвычайно многообразны по характеру и динамике и проявляются по-разному и носят характер системного недоразвития речи.

Системное недоразвитие речи (далее - СНР) - это различные сложные речевые расстройства,  при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звуковой системы (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) у детей с органическим поражением нервной системы  и нарушением слуха. Данные нарушения носят вторичный характер [4].  Одним из компонентов речевых нарушений при СНР является нарушение лексического строя речи, компонента языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации.

Основной характерной чертой словаря детей с системным недоразвитием речи является его бедность и неточность. Особенности словарного запаса детей с СНР отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности. В свою очередь, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, ведет к тому, что в словаре детей отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий, качеств. Пассивный словарь преобладает над активным. В словаре детей преобладают существительные. В активном словаре преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие затруднения. Выявлены и трудности актуализации словаря. В сознании ребенка недостаточно закреплена связь между образом предмета и его названием [6].

У детей с нарушением интеллекта и РДА активная речь, словарный запас с самого начала развивается аномально. И тем самым, актуальность изучения словарного запаса детей с недостатками развития является на современном этапе значимой.

Основываясь на особенностях младшего школьного возраста, предполагаем, что коррекционная работа будет проходить более успешно при использовании игровых методов в работе. Н.Н. Чистякова отмечает, что игра для  детей с умственной отсталостью является как игровым методом,  так и формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью  и средством всестороннего развития личности [7]. Характерная особенность дидактической игры - связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр - деятельностью, поэтому игровой метод является одним из самых эффективных методов усвоения учебного материала младшими школьниками с ТМНР.

С целью изучения возможностей игрового метода при формировании словаря у младших школьников с ТМНР на базе КОГОБУШ № 50 г. Кирова было проведено собственное исследование. В нем приняли участие 10 детей 8-9 лет с РДА и умеренной степенью умственной отсталости.

Для решения задач первого этапа исследования проводилась оценка качественного и количественного состава пассивного и активного словарного запаса младших школьников с ТМНР. Были использованы диагностические материалы по методике Н.В. Серебряковой "Исследование лексических операций" [5]. По данной методике исследовался объем пассивного и активного словаря имён существительных по лексическим темам: семья, домашние животные, дикие животные, домашние птицы, рыбы, фрукты, овощи, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда, времена года, явления природы, части тела; имён прилагательных: обозначение цвета, вкусовых ощущений, температуры, вес, величина, высота, длина, толщина, формы, тактильных ощущений; глаголов: кто как передвигается, кто как кричит, кто что делает.  

Данные диагностические материалы исследования лексической стороны речи просты в использовании, не требуют  длительной специальной подготовки, подходят как для нормально развивающихся детей, так и для детей с РДА и умственной отсталостью и позволяют более глубоко и качественно исследовать речевые нарушения в развитии детей.

По результатам диагностики выявлены следующие нарушения в развитии словаря младших школьников с РДА и умеренной умственной отсталостью:

– активный словарь детей беден и ограничен, использовались преимущественно слова в границах личного опыта и  бытового обихода, наиболее часто в речи дети используют существительные, реже глаголы и прилагательные;

– пассивный  словарный запас преобладает над активным, при исследовании дети чаще не называли предмет или картинку, а верно указывали на предметные изображения, действия.

Также у детей отмечаются характерные трудности в понимании инструкций, организации собственной деятельности в процессе выполнения заданий: частая отвлекаемость, отказ от выполнения некоторых заданий.

Таким образом, анализ результатов диагностики позволил выявить уровень сформированности словаря у младших школьников с ТМНР и подтвердил необходимость разработки и апробации адаптированной программы речевой абилитации по формированию словаря у младших школьников с ТМНР.

На втором этапе исследования на основании полученных данных, была разработана адаптированная программа речевой абилитации по формированию словаря у младших школьников с ТМНР, в качестве метода  коррекционного воздействия нами был выбран метод дидактической игры. Данная программа была апробирована с детьми экспериментальной группы, дети контрольной группы были включены в логопедическую работу по программе образовательного учреждения. Программа предназначена для младших школьников с ранним детским аутизмом и умеренной умственной отсталостью. Коррекционная работа проводилась 2  раза в неделю на специально организованных индивидуальных занятиях продолжительностью 15-20 минут. Отработка словаря проводилась на различном лексическом материале по следующим темам: домашние животные, домашние животные  и их детеныши, голоса животных, движения животных, признаки животных, овощи, признаки овощей, название предмета по описанию.

Для выявления эффективности разработанной адаптированной программы нами был проведен контрольный эксперимент, направленный на повторное выявление уровня сформированности словаря младших школьников с ТМНР, который показал положительную динамику уровня развития словаря у детей контрольной группы. Результаты диагностического обследования на конец эксперимента показывают, что проводимая работа с детьми дает положительные результаты, следовательно, программа занятий является эффективной.

Таким образом, разработанная и реализованная нами адаптированная программа речевой абилитации у младших школьников с ТМНР методом дидактической  игры подтвердила свою эффективность, следовательно может быть рекомендована для использования в логопедической работе с данной категорией детей.

 

Литература:

1. Богатая О.Ф. Оказание комплексной помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями: Методические рекомендации / Авт.-сост. О.Ф. Богатая, 2020 – Сургут. С – 72.

2. Ветрова М.А., Ветров А.О. Дети с тяжелыми множественными нарушениями: обзор зарубежной литературы [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 2. С. 101–112. doi:10.17759/jmfp.2022110209.

2. Гузьен-Дебьян А. Какие особенности речи у учеников с РАС нужно учитывать в образовательной практике. //Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 41 2020.

3. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Жигорева – М.: Академия, 2008. С.240.

4. Мурашова И.Ю. Проблема диагностики речевых нарушений детей с вторичным системным недоразвитием речи // Education & Science – 2017: Материалы III Межд. науч.-практ. конф. для работников науки и образования / Науч. ред.: Е.Ю. Бобкова, Т.А. Магсумов, Я.А. Максимов. St. Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017.

5. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева – М., 2004. С.72.

6. Хвалина Е.Н. Исследование по развитию активного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи / Е.Н. Хвалина. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. –№ 4(108). – С.846-850.

7. Чистякова Н.Н. Игры и игровые приёмы для развития речи детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

 

. . . . . . .