Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Формирование навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 2022-06-09 01:42:30
Статью разместил(а):
Данилова Дарья Сергеевна

Формирование навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи

Formation of retelling skills in preschoolers with general speech underdevelopment

Авторы:

Городилова Светлана Александровна

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru

Gorodilova Svetlana Aleksandrovna

PhD of psychological sciences, Vyatka State University, Kirov, Russia

e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru

Данилова Дарья Сергеевна

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия

e-mail: stud110363@vyatsu.ru

Danilova Daria Sergeevna

Vyatka State University, Kirov, Russia 

e-mail: stud110363@vyatsu.ru

 

Аннотация: В статье рассмотрены особенности формирования навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи, отмечена значимость пересказа в речевом развитии детей. Экспериментально обоснована необходимость поиска эффективных приемов формирования навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях специального (коррекционного) обучения.

Abstract: The article discusses the features of the formation of retelling skills in preschoolers with general speech underdevelopment, the importance of retelling in the speech development of children is noted. The necessity of searching for effective methods of forming the retelling skill in preschoolers with general speech underdevelopment in the conditions of special (correctional) training is substantiated.

Ключевые слова: дошкольники, общее недоразвитие речи, навык пересказа.

Keywords: preschoolers with general speech underdevelopment, retelling skills.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Многими авторами (В.К. Воробьева, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и др.) доказано, что овладение навыком пересказа в условиях нормального речевого развития формируется к старшему дошкольному возрасту и опирается на умении осмысливать речевое высказывание, а затем программировать свое собственное.

Однако у дошкольников с общим недоразвитием речи процесс формирования навыка пересказа более затруднен в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием. Наличие вторичных отклонений в развитии психических процессов – восприятия, внимания, воображения, памяти и т.д., по мнению. В.П. Глухова, создает дополнительные затруднения [4].

Под общим недоразвитием речи следует понимать сложные речевые расстройства, которые затрагивают все стороны речи ребенка, то есть звуковую, лексическую, грамматическую и семантическую составляющие [3]. Несформированность навыка пересказа является одним из симптомов ОНР.

В.Н. Винт, изучая развитие связной речи у детей дошкольного возраста с нарушенной речью, отмечает важность обучения пересказу, так как именно в пересказах дети слышат речевой образец, который в дальнейшем используют в самостоятельной речи. Воспринимая правильно построенные предложения, они используют их как стереотип в общении [2]. В процессе школьного обучения развитая связная монологическая речь, в частности сформированный навык пересказа, является основным средством учебной деятельности. Это доказывает необходимость формирования навыка пересказа в дошкольный период.

Е.Г. Корицкая и Т.А. Шимкович отмечают, что трудности увеличиваются по мере возрастания самостоятельной речи и становятся более ощутимыми при задании сократить повествование до нескольких фраз и выделить главную мысль.  

Во время пересказа текста дошкольники не всегда понимают смысл прочитанного, часто опускают существенные детали, нарушают последовательность, добавляют лишние эпизоды, затрудняются в выборе необходимых слов.

Для их высказываний характерно отсутствие четкости и последовательности, отрывочность, отсутствие акцента на причинно-следственные связи [5]. В результате перестановок и пропусков в излагаемом материале, пересказываемые дошкольниками с ОНР тексты не соответствуют по содержанию и структуре исходному материалу.

Трудности вызывает и использование предлогов, таких как, «из-за» и «из-под», поскольку дети не понимают их смысла и не используют их в самостоятельной речи.

Характерными ошибками для большинства дошкольников с общим недоразвитием речи являются ошибки при изменении окончаний существительных по числам («ухи», «стулы» и т.д.); при согласовании числительных с существительными («пять автомобилев» и т.д.). Часто встречается опускание предлогов («я еду машине» - «я еду на машине» и т.д.) или их замена («кошка спрыгнула из стула» - «кошка спрыгнула со стула» и т.д.).

Творческие пересказы и пересказы-описания также являются малодоступными для дошкольников с ОНР, поскольку им затруднительно определить замысел сюжета и построить правильную последовательность изложения. Нередко дети ограничиваются лишь перечислением отдельных предметов и их действий. Некоторые из них способны лишь ответить на вопросы по заданному тексту вместо его пересказа [1].

Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе ДОУ № 211 г. Кирова, в котором принимали участие 12 дошкольников с общим недоразвитием речи 5-6 лет.

Целью констатирующего эксперимента стало выявление особенностей формирования навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для достижения цели были использованы методики В.П. Глухова и Т.Б. Филичевой.

Подводя итог, можно выделить следующие особенности пересказа  текста у дошкольников с ОНР:

‒ лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения;

преобладание простых распространенных предложений, сложные предложения встречаются крайне редко;

отсутствие последовательности, четкости изложения, фрагментарность, отрывочность;

ошибки в использовании предлогов, образовании новыхслов с помощью суффиксов и приставок, при изменении окончаний;

схематичность и обедненность пересказываемых текстов.

Выбор методов и способов формирования навыка пересказа у дошкольников с ОНР зависит от индивидуальных особенностей ребенка, но все они подчиняются ряду общих требований. К таким требованиям относится доступность художественно-литературных произведений. Герои произведения должны быть знакомы детям. Кроме того, содержание произведения должно нести воспитательную ценность и обогащать опыт детей. Также в содержании не должны присутствовать сложные грамматические конструкции, которые могут осложнить понимание сюжета детьми.

Многие авторы (В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, Т.В. Большева и др.) в своих исследованиях отмечают эффективность использования вспомогательных средств в процессе обучения пересказу. К таким средствам относятся иллюстративное панно, содержащее наглядный план пересказа; схемы сюжета; блоки-квадраты, которые после чтения и анализа текста заполняются силуэтами персонажей, последовательно, соответственно эпизодам; серии сюжетных картинок; мнемотехнику; театрализованные игры и пр.

Независимо от выбора конкретной методики, существуют общие приемы формирования навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи. К ним относятся:

выразительное чтение произведения педагогом;

проведение беседы по содержанию произведения, в процессе которой педагог выясняет, понятен ли детям текст и его смысл. Для того чтобы у ребенка не пропал интерес, беседу следует проводить живо и эмоционально;

повторное чтение произведения с установкой на пересказ.

Таким образом, формирование навыка пересказа у дошкольников с ОНР является одной из наиболее актуальных проблем коррекционного обучения. Работу по обучению пересказу целесообразно проводить в дошкольном возрасте, так как в школе он является одним из основных средств учебной деятельности.

 

Список литературы:

1. Валуева Я.В. Развитие связной речи дошкольников с ОНР с использованием методических приемов // Логопед. №1. 2014. С. 102-112.

2. Винт В.Н. Учимся пересказывать. – Tallinn: Kirjastus Koolibri, 2016. 47 с.

3. Волкова Л.С. Логопедия : Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова, - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680с.

4. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: Слово, 2005

5. Дементьева А.М. Методика обучения рассказыванию в детском саду : Лекция для студентов-заочников дошкольных фак. пед. ин-тов / А.М. Дементьева, - Москва: Учпедгиз, 1963. 76с.

 

. . . . . . .