Журнал "Научное Образование" в eLIBRARY.RU

  • na-obr@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

   Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74050 от 19.10.2018г. Смотреть

   Свидетельство регистрации периодического издания: ISSN 2658-3429 Смотреть

   Договор с ООО "НЭБ" (eLIBRARY.RU): № 460-11/2018 от 21.11.2018г.

 
kn2
 
 
kn3
 
 
kn4
 

Особенности проявления дисграфии у младших школьников с общим психическим недоразвитием

Дата публикации: 2022-05-19 23:22:16
Статью разместил(а):
Гайдышева Анастасия Дмитриевна

Особенности проявления дисграфии у младших школьников с общим психическим недоразвитием

Features of the manifestation of dysgraphia in primary school children with general mental underdevelopment

 

Авторы:

Гайдышева Анастасия Дмитриевна

ФГБОУ ВО "Вятский Государственный университет", г. Киров, Россия

e-mail: anastasia.gaidysheva@gmail.com

Gaidysheva Anastasia Dmitrievna

Vyatka state University, Kirov, Russia

e-mail: anastasia.gaidysheva@gmail.com

Городилова Светлана Александровна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии ФГБОУ ВО "Вятский Государственный университет", г. Киров, Россия

e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru

Gorodilova Svetlana Aleksandrovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia

e-mail: sa_gorodilova@vyatsu.ru

Аннотация: В статье проанализирован феномен «дисграфия». Описаны классификации дисграфии с точки зрения разных авторов. Рассмотрены причины возникновения дисграфии, а также проявления дисграфии у младших школьников с общим психическим недоразвитием. Целью статьи является системная характеристика проявлений дисграфии, присущих детям младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости. Результатом исследования является формирование особенностей проявления дисграфии у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.  

Abstract: the article analyzes the phenomenon of "dysgraphia". The classifications of dysgraphia are described from the point of view of different authors. The causes of dysgraphia, as well as manifestations of dysgraphia in primary schoolchildren with general mental underdevelopment are considered. The purpose of this article is to identify the manifestations of dysgraphia, which is characteristic for children of primary school age with a mild degree of mental retardation. The result of the study is the formation of the features of the manifestation of dysgraphia in primary schoolchildren with a mild degree of mental retardation.

Ключевые слова: дисграфия, общее психическое недоразвитие, умственная отсталость, младшие школьники.

Keywords: dysgraphia, general mental underdevelopment, mental retardation, primary school children.

Тематическая рубрика: Педагогика и образование.

 

Феномен «дисграфия» является междисциплинарным и исследуется в различных науках: логопедии, психологии, нейропсихологии. Научные теории и подходы, исследующие дисграфию у младших школьников, позволяют выявить конкретные проявления данного нарушения. Однако нарушения письменной речи требуют изучения особенностей ее проявления. В статье характеризуются особенности проявления дисграфии у младших школьников с умственной отсталостью и общим недоразвитием речи.  

Понятие «дисграфия» в научной литературе определяется по-разному. Например, Р.И. Лалаева рассматривает дисграфию как «частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма» [3, с. 18].

И.Н. Садовникова определяет дисграфию как трудности в овладении письменной речью. Основной симптом дисграфии по ее мнению – стойкие специфические ошибки [2, с. 39].  

Рассмотрим еще одно определение понятия «дисграфия». Так, по утверждению Л.И. Беляковой, дисграфия – это «следствие зрительных нарушений, неспособности быстро перерабатывать визуальную информацию» [1, с. 16].

Анализ подходов, рассмотренных выше, позволяет заключить, что они позиционируют различные подходы к рассмотрению феномена «дисграфия». Р.И. Лалаева констатирует, что данное нарушение письма возникает вследствие несформированности высших психических функций. Л.И. Белякова же считает дисграфию следствием нарушений зрения. И.Н. Садовникова утверждает, что данное нарушение не связано с какими-либо нарушениями. Однако Р.И. Лалаева и И.Н. Садовникова отмечают, что симптомы дисграфии выражены в наличии стойких повторяющихся ошибок.

Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

О.А. Токарева выделяет три вида дисграфии на основе анализаторного уровня: акустическую (не дифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза), оптическую (неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений), моторную (нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами) [5, с. 464].

М.Е. Хватцев выделил следующие виды дисграфии:

1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха;

2. Дисграфия на почве расстройств устной речи («графическое косноязычие»);

3. Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма;

4. Оптическая дисграфия;

5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии [5, с. 465].

Наиболее обоснованной является классификация дисграфии, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма. Она была разработана сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена. В создании этой классификации принимали участие Л.Г. Парамонова, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Л.С. Волкова, Г.А. Волкова и другие ученые.  Выделяются следующие виды дисграфий:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера. Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи.

2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая дисграфия). Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч - т, ч - щ, ц - т, ц - с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, о - у (тума - «точа»), е - и (лес - «лис»). В наиболее ярком виде дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания наблюдается при сенсорной алалии и афазии.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (диктант - «дикат», школа - «кола»); пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма»); перестановки букв (тропа - «прота», окно - «коно»); добавление букв (таскали - «тасакали»); пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота», стакан - «ката»).

Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь - «идедошь», в доме - «вдоме»); раздельное написание слова (белая береза растет у окна - «белабе заратет ока»); раздельное написание приставки и корня слова (наступила - «на ступила»).

4. Аграмматическая дисграфия. Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса — лексико-грамматического недоразвития, которое наблюдается у детей с дизартрией, алалией и у умственно отсталых.

Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями. На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула - «нахлестнула», козлята - «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом - «на столом»); изменении падежа местоимений (около него - «около ним»); числа существительных («дети бежит»); нарушении согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

5. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга [5, с. 466].

В рамках данного исследования используется классификация дисграфии, разработанная специалистами кафедры РГПУ им. А.И. Герцена, поскольку она получила широкое распространение в логопедической практике и позволяет соотносить виды дисграфии с определенными направлениями и методами коррекции.

Причинами возникновения дисграфии могут быть различные нарушения функционального и органического характера, поскольку освоение письменной речи связано со степенью сформированности всех сторон устной речи. Иную причину возникновения дисграфии рассматривает А.Р. Лурия – социально-психологические факторы, такие как «билингвизм, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, раннее обучение грамоте при отсутствии у ребенка психологической готовности, которые способствуют возникновению нарушений освоения письменной речи» [6, с. 58].

Дети с общим психическим недоразвитием представляют группу риска по возникновению дисграфии. Исходя из классификации дизонтогенеза В.В. Лебединского, для общего психического недоразвития характерно «раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга. Различные психические функции недоразвиты неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций – мышление, речь». Типичным примером общего психического недоразвития является олигофрения [4, с. 21].

Для выявления особенностей проявления дисграфии у младших школьников с общим психическим недоразвитием было проведено экспериментальное исследование. Всего в исследовании приняли участие 10 учеников 3 класса с легкой степенью умственной отсталости. Была проведена диагностика письма младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Для диагностики использовалась методика Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой «Оценка результатов обследования письма у школьников 1-4 классов». Были проведены следующие виды работ:

1) Списывание с печатного текста;

2) Списывание с рукописного текста;

3) Диктант.

В Таблице 1 представлен анализ ошибок при написании трех видов работ.

Таблица 1. Виды ошибок у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости:

Ошибки

Кол-во допустивших ошибки (чел.)

%

Замены шипящих и свистящих

5

50

Замены звонких и глухих

4

40

Замены гласных

8

80

Замены согласных

2

20

Пропуск согласных при стечении

2

20

Пропуск слогов

2

20

Пропуск слов в предложении

2

20

Слитное написание предлогов

1

10

Слитное написание союзов

1

10

Раздельное написание приставок

1

10

Добавление элемента

8

80

Добавление букв, слогов

2

20

Не дописывание элемента

4

40

Неверное определение границ предложения

3

30

Написание имен с маленькой буквы

4

40

Пропуск точки в конце предложения

3

30

Аграмматизмы

4

40

 

Исходя из данных Таблицы 1, детям плохо удавалось овладевать правильным написанием букв. Они добавляли лишние элементы к букве или не дописывали элементы, неточно передавали графические образы букв. Таким образом, в ходе анализа работ детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости были выявлены виды дисграфии, которые отражены в Таблице 2.

Таблица 2. Виды дисграфии у детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости:

Дисграфия

Количество человек

%

Акустическая дисграфия

3 чел.

30

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

3 чел.

30

Оптическая дисграфия

2 чел.

20

Артикуляторно-акустическая дисграфия

1чел.

10

Аграмматическая дисграфия

1 чел.

10

 

В результате, исходя из анализа полученных данных в ходе экспериментального исследования, выделены особенности проявления дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим психическим недоразвитием:

- замены согласных: замены шипящих и свистящих (овощи – овоси, сажали – сашали); замены звонких и глухих (картофель – картовель, огород – огорот, морковь – моркофь, входит – фходит);

- замены гласных (контрольный – контральный, огурцы – огоцы)

- замены слогов и слов (помидоры – комигры, вкусные – вонд);

- пропуск гласных и согласных букв, слогов, слов (огурцы – огуцы, овощи – ощи, диктант – дитант, на огороде – на городе, картофель – кафл);

- добавление лишних букв, слогов (помидоры – порни памипор, контрольный - контрольничй);

- слитное написание предлогов (у нас – унас, на огороде – нагороде);

- замены оптически сходных букв: добавление лишнего элемента (и-ш, ц-щ); недописывание элементов букв (и, л, ш, у);

- ошибки обозначения мягкости согласных (есть – ест, картофель - картофел).  

Исходя из вышеизложенных данных, наиболее часто встречающимися видами дисграфии у младших школьников с общим психическим недоразвитием являются: акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза и оптическая дисграфия.  

К акустической дисграфии относятся следующие виды ошибок: замена букв, слогов и слов; ошибки обозначения мягкости согласных. К дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза относятся: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных; добавление лишних букв, слогов; перестановки букв; пропуски, добавления, перестановки слогов. При оптической дисграфии характерны такие ошибки как: замены оптически сходных букв - добавление лишнего элемента, недописывание элементов букв.

Таким образом, систематизировав материал по результатам экспериментального исследования, в статье выделены особенности проявления дисграфии у младших школьников с общим психическим недоразвитием. Представленные данные необходимо учитывать для определения этапов коррекционной работы, а также для возможности дальнейшего эффективного обучения детей этой категории в рамках инклюзивного образования. 

 

Список литературы: 

1. Белякова Л.И. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология [Текст] / Л.И.  Белякова. // монографический сборник. – М., 2009. – 173 с.

2. Ефименкова Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей: метод. пособие [Текст] / Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова. – М.: Изд-во Просвещение, 1972. – 134 с.

3. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: методическое пособие [Текст] / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Изд-во Союз, 2003. – 248 с.

4. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие [Текст] / В.В. Лебединский. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 168 с.

5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

6. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. – 84 с.  

  

. . . . . . .